электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Уроки нравственности

 

   

Архив статей 2016г.

 

«Цепная реакция» добра

№ 6 (157) август 2016г.

Л.А. ПОПОВА, редактор журнала «Открытая школа»

 

Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию (http://www.opvo.ru/news/index. php?ELEMENT_ID=1752).

***

Кто они – люди с ментальными нарушениями в развитии? Они, порой, не знают таблицу умножения. А многие ли ее помнят? Они не могут самостоятельно сходить в магазин, оплатить проезд. А ведь может случиться так, что в старости каждый из нас столкнется с этим. Порой им нужна посторонняя помощь, чтобы одеться, чтобы добраться до дома. А ведь это неумение никак не является преступлением. Часто у них отличная от всего остального общества внешность. А кто и когда определил норму внешности?

Можно ли по этим признакам людей превращать в изгоев? Закрывать перед ними двери всего общественного и доступного для большинства людей? Как сказал один из подопечных ОО «РУХ»: «Я не обижаюсь на людей, ведь они думают, что я ничего не понимаю. Пусть заблуждаются. Наверное, так им легче жить».

У них много своих особенностей, но есть одно общее отличие – они всегда готовы прийти на помощь, даже в малом – подать стул, уступить место, поднять игрушку, которую уронил ваш ребенок. Они никогда не будут злиться на вас, даже если вы их обидите. Они будут верить вам и улыбаться, даже в ответ на оскорбления (http:// vestniknpo.kz/?p=1759).


О спектакле, который поставили студенты алматинского колледжа Международной Академии Бизнеса совместно с ребятами из ОО «РУХ», я впервые услышала на семинаре «Создание сети организаций, работающих в сфере прав людей с ментальными нарушениями здоровья», который провел в начале июня 2016 г. ЧФ «Азамат Әлеуеті» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. В ходе процедуры знакомства участники семинара рассказывали о своих организациях и проектах. Я взяла себе на заметку совместный театральный проект колледжа МАБ и Общественного объединения «РУХ», а через несколько дней мне позвонила преподаватель колледжа, руководитель театра Наталья Викторовна Краснова и пригласила на спектакль. Я, конечно, согласилась. Приехала пораньше, чтобы понаблюдать за творческой «кухней». Мне было интересно все: как артисты готовятся к спектаклю, как общаются друг с другом, как репетируют и готовят сцену…

Наталья Викторовну я «вычислила» сразу, хотя никогда ее раньше не видела. Женщина стремительно передвигалась по залу, сцене, за кулисами, успевая на ходу кому-то поручить распаковывать коробки, кому-то – достать из пакетов костюмы и реквизит, с кем-то просто поздороваться, кого-то обнять. И все это доброжелательно, с улыбкой, хотя в таком сложном деле, как спектакль, редко обходится без накладок, которые заставляют руководителя переживать и из- рядно понервничать. Например, позже я узнала, что накануне позвонили две студентки и сообщили, что они в Астане и в спектакле принять участие не смогут. Пришлось срочно вводить других ребят, в том числе и помощницу режиссера, и репетировать буквально «на ходу», а сама Наталья Викторовна всю «закулисную» работу должна была делать одна. Но, на взгляд со стороны, Наталья Викторовна – само спокойствие и благожелательность.

Ребята из ОО «РУХ» приехали перед самым спектаклем, их автобус задержался в пробке. Они радостно здоровались и обнимались со студентами и режиссером. Видно было, что среди этих людей им хорошо. Студенты встретили их как старых знакомых.

Конечно, не было привычных театральных атрибутов: последнего звонка, шороха открывающегося занавеса. Не гас в зале свет, не шуршали в руках зрителей программки (на программки еще пока нет денег, а реквизит и костюмы собирали по принципу «с миру по нитке – голому рубаха»). Но незамысловатое действие, разворачивающееся на сцене, притягивало своей искренностью. Видно было невооруженным глазом, что актерам нравится играть. Они получали от этого огромное удовольствие, которое передавалось зрителям.

После спектакля, пока артисты – воспитанники ОО «РУХ» ждали свой автобус, Наталья Викторовна задала им вопросы:

- Карлыгаш, что дает вам наше совместное творчество? Хочется ли вам к нам приезжать?

- Я рада, мне нравится танцевать, общаться.

- Дархан, что бы ты мог пожелать нашей команде?

- Нужно добавить новых ребят в нашу команду.

- Коля, как ты чувствуешь себя на сцене?

- Отлично!

- О чем мечтаешь!

- Чтобы был полный зал зрителей, и потом, после спектакля, они встали и хлопали нам. После их отъезда интервью давали студенты колледжа.

- Миша, почему ты пришел в проект? Ведь были ребята, которые появились раз-другой и исчезли?

- Мне интересно.

- Алина, вам легко работать с ребятами из центра «РУХ»?

- Легко или нелегко – это не важно. Главное – интересно, это такой опыт! Они такие искренние.

- Как вы общаетесь друг с другом, ведь они немногословные?

- Их легко понять на эмоциональном уровне.

- Адиль, чему можно научиться у этих ребят?

- С ними становишься лучше, понимаешь, что твои проблемы по сравнению с их проблемами – мелочь.

- Акжан, почему ты согласилась участвовать в проекте?

- Я согласилась, потому что хочу, чтобы люди стали ближе к таким детям. Наконец, когда реквизит и костюмы были доставлены в кабинет самопознания (он же по совместительству – репетиционный зал и костюмерная) и все студенты разошлись по своим делам, настал мой черед задавать вопросы.

- Наталья Викторовна, как родилась идея театра?

-Все началось с того, что мне на глаза попала информация о проекте SAGE –«tudentsfortheAd vancementofGlobalEntrepreneurship» (подробнее об этом проекте можно узнать на сайтах http: //www. sageglobal. org/, http: //sage. kz/).

Это некоммерческая международная образовательная программа, которая обучает школьников и студентов основам социального предпринимательства, экономике и бизнесу и проводит международные олимпиады. Возраст участников программы – 13-19 лет.

- Чем она вас заинтересовала?

- Участие в программе SAGE учит умению создавать и претворять в жизнь инновационные идеи, демонстрируя результаты и перспективы своей работы специалистам и общественности; помогает развивать коммуникативные и лидерские качества; дает понимание гражданского долга, ответственности в отношении социальной и эко- логической среды. Это как раз то, что нужно выпускникам колледжа Международной Академии Бизнеса.

Недавно Казахстан вошел в число стран- участниц этой программы. У нас в колледже хорошо развита проектная работа. Поэтому я смело предложила студентам познакомиться с программой, она им понравилась, и у нас собралась отличная команда – Имашев Адиль, Ермаганбет Максат, Менильбекова Жанара, Адылова Дана, Актайлакова Акжан, Нариманова Диана.

Мы назвали свой проект «Инклюзивная молодежь – люди с безграничными возможностями». Нужно было решить, что будет предметом нашей деятельности. Идея театра пришла не сразу. Сначала провели благотворительный киновечер. На вырученные деньги купили кисти и краску и покрасили забор в Центре «Кенес». Потом появилась идея провести спортивное мероприятие в ОО «РУХ» (и мы его провели), открыли интернет-магазин, где выставлены на продажу сувениры, изготовленные ребятами из разных центров, – «Кенес», «РУХ», «Эльдани». Были идеи организовать показ моды для детей с ограниченными возможностями здоровья, оплачивать для них спортивный зал и другие.

АА потом нашли в интернете информацию о проекте «Театр равных». Это – арт-проект, участниками которого являются обычные молодые люди и ребята с ограниченными возможностями здоровья. Автором проекта является студентка Воронежского государственного университета Валерия Маламура. Эта идея нам очень понравилась, тем более, что «театральный» опыт у меня уже был. Для постановки взяли притчу Роберта Мунша «Я буду любить тебя вечно…». Это – рассказ о силе и глубине материнской любви. Премьера состоялась в мае.

- Если я вас правильно поняла, программа SAGE учит умению зарабатывать средства для решения какой-либо социальной проблемы? То есть, перефразируя Пушкина, оказывается можно впрячь в одну телегу Коня и трепетную Лань – духовное и материальное?

- Да. Нравственное значение проекта переоценить трудно. Он не только создает возможность самореализации для ребят с ментальными нарушениями, дает им навык общения и социального взаимодействия, но и меняет мировоззрение студентов (актеров и зрителей) в отношении таких людей, формирует способность к пониманию и сотрудничеству с ними. Кроме того, по условиям программы команда на первых порах может привлекать гранты и спонсорскую помощь, но потом проект должен выйти на самоокупаемость.

Наш спектакль уже привлек спонсоров. Один спонсор купил ребятам центра «РУХ» радио- микрофон и музыкальный центр. Другой (педагог колледжа МАБ Гульзира Ибраевна) подарила два новых бальных платья в нашу костюмерную и целый пакет новых топиков для девочек центра «РУХ».

УУ нас в колледже учится девушка с ДЦП, она тоже принимает участие в спектакле. Ей трудно ходить, и Акжан придумала себе роль, в которой она сидит в парке на скамейке и как будто читает историю, происходящую на сцене, сидя, танцует с зонтиком, увидев влюбленную пару, осыпает их лепестками роз, говорит мудрые слова. После премьеры спонсор выделил Акжан средства на частичную оплату за обучение в колледже. А на вырученные от продажи билетов средства мы смогли купить кое-что из реквизита для театра, оплатили часть абонемента в бассейн одному из актеров, оплачивали услуги автобуса, взятого в аренду для детей центра «РУХ», когда их автобус сломался, покупали напитки, когда в один день играли два спектакля.

- Как отнеслось к вашему проекту руководство колледжа?

- Директор колледжа Альфия Анваровна Хисматуллина одобрила идею театра. На первой генеральной репетиции дала много дельных советов. Причем все это говорилось очень тактично, корректно, но в то же время строго и мудро. А на последней репетиции Альфия Анваровна улыбнулась и сказала: «Готовьтесь к премьере». Это было лучшей похвалой. Спасибо ей огромное за поддержку и помощь. Спасибо всем педагогам колледжа, кто помогал нам с ребятами.

- Будут ли новые постановки?

Я думаю, будут, но больше всего хотим создать второй и третий состав труппы этого спектакля, чтобы охватить большее количество зрителей, юношей и девушек 15-17 лет. Если наш спектакль «берет за душу», как сказал один из студентов, то значит, он нужен, и его необходимо показывать.

- По условиям программы SAGE команда может работать над одним проектом 3 года. А что будет с проектом потом?

Сам проект, я думаю, может быть, поменяет название, может быть, и проектом он не будет называться, но идея взаимосвязи колледжа Международной Академии Бизнеса и молодежи с ограниченными возможностями будет жить дальше, в других формах сотрудничества, с другими центрами, но … будет жить.

И еще один вопрос я задала руководителю ОО «РУХ» Асылжан Маукеновне Габитовой:

- Как вы оцениваете результаты проекта?

- Чтобы знать, любить, понимать мир и обще- тво, человек должен иметь возможность находиться в этом обществе. И мы счастливы, что, благодаря нашим Друзьям, мы смогли создать эти возможности воспитанникам ОО «РУХ».

Мы очень рады, что наши дети, дети с ментальными нарушениями шаг за шагом достигают целей. Для нас высшим показателем нашей работы стали слова ребят из колледжа МАБ: «Ваши ребята совсем не такие, как все инвалиды, мы зря боялись с ними работать». Мы гордимся нашими ребятами за их позитивное и доброе отношение к людям. И благодаря их доброму отношению к другим, они получают ответное добро и уважение. И это – главное. Мы желаем нашим ребятам новых побед и самореализации

И слова родителей, присутствовавших на спектакле, являются очень показательными: «С большой благодарностью говорим спасибо тем, кто работал с нашими детьми над спектаклем! Столько вложено труда, доброты! Как внимательно и заботливо они отнеслись к нашим детям!»

Основным в работе с людьми с ограниченными возможностями, и особенно с людьми с ментальными нарушениями, является не игра в жизнь, а создание возможностей жить полноценно. Мы не имеем права выстраивать для них искусственные отношения, искусственные ситуации, тепличные условия взаимодействия с внешним миром, по- тому что, когда они выйдут в реальный мир, они просто растеряются от новых и не знакомых для них ситуаций и отношений.

И проект колледжа МАБ важен именно в этом плане: студенты были естественны, спокойно воспринимали наших ребят с их имеющимися ограничениями.

И воспитанникам было комфортно, когда им не приходилось на- сильно менять себя и подстраиваться в угоду другим.

PS. Есть мудрое изречение: «Чтобы делать добрые дела, не обязательно быть богатым и сильным. Достаточно быть добрым». Начав доброе дело, ребята из колледжа МАБ вызвали «цепную реакцию» добра. Надеюсь, эта цепочка добрых дел не прервется.

 

 

Уроки нравственности


 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com/a> yr.no