электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Теория и практика

 

 

В текущем номере ...

Теория и практика

 




 

Критериальное оценивание как способ активизации познавательной деятельности школьников

№1 (192) январь 2020г.

Ж.Е. ЕРМУХАМЕДОВА, ст. преподаватель кафедры «Психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса»АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Алматинской области»



Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, возникла необходимость кардинального изменения системы оценивания. Традиционно во всех образовательных учреждениях, школах принята сложившаяся веками система пятибалльной шкалы оценивания знаний учащихся. Эта система в принципе отражает полученные знания школьников по всем предметам школьного курса. Но при бурном развитии современного общества она требует само собой определенной корректировки.


Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания – основное средство диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.

В основе известной традиционной системы оценивания лежит нормативный, усредненный подход – это означает сравнение индивидуальных достижений ученика с нормой, т.е. результатами большинства школьников. Большинство школьников, как известно, учатся в среднем на 3 или 4 балла, у них нет стимула к улучшению своих результатов.

Естественно, при такой системе очень трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.

Становление обновленной образовательной парадигмы, появление новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе, способствуют поиску единой технологии критериального оценивания учебных достижений учащихся, обладающей системным, междисциплинарным характером, влияющей на формирование учебно-познавательной компетентности учащихся, выявление организационно-педагогических основ технологии критериального оценивания, разработки модели практической реализации данной технологии. Появление разнообразных подходов к оцениванию, безусловно, способствовало установлению обоснованной общепедагогической концепции компетентностного подхода, личностно ориентированного, развивающего обучения. Все это предопределило современные тенденции в развитии системы оценивания и вызвало необходимость появления технологии критериального оценивания, которая заключается в сравнении индивидуальных достижений учащихся с определенными критериями оценивания уровня сформированности необходимых компетенций.

Что означает само критериальное оценивание? Какие у нее достоинства и недостатки ? Во-первых, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Само понятие «критерий» означает – признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.

Кроме этого критериальное оценивание подразделяется на формативное и суммативное оценивание. Формативное (текущее) оценивание – определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения.

Суммативное внутреннее оценивание – определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения определенного блока учебной информации. Суммативное внутреннее оценивание осуществляется педагогами или администрацией школы.

Суммативное внешнее оценивание – определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении уровня обучения – начальной школы (5 кл.), основной школы (10 кл), старшей школы (11-12 кл.).

Само название критериальное оценивание показывает, что это оценка по определенным критериям, значит, сама оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Воздействие оценки на развитие учащегося многосторонне, она может обладать многими функциями. Оценка может быть:

а) ориентирующей – воздействует на умственную работу учащегося, которая содействует осознанию процесса конкретной работы и пониманию им собственных знаний;

б) стимулирующей – воздействует на аффективноволевую сферу учащегося посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

в) воспитывающей, где происходит «ускорение или замедление» темпов умственной работы, качественные сдвиги, изменение в структуре влияния на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида, т.е. преобразование интеллектуальных механизмов. Оценка воздействует на личность школьника в целом. Педагогическая оценка воздействует на изменение отношений и мнений, существующих в школе между классом и учеником.

При организации процесса критериального оценивания учебных достижений обучающихся должны учитываться ряд психолого-педагогических особенностей учебно-познавательной деятельности учащегося: самостоятельность, проявляющаяся в собственном желании быть готовым и способным расширять свои знания, умения, находить пути решения личностно-значимых учебных задач, адекватно оценить свои учебные достижения. Также стремление учащегося к выбору индивидуальной образовательной траектории и поиску способов ее построения; развитие учебно-познавательной активности в процессе учебной деятельности и самостоятельных занятий; стремление к общению с одноклассниками, его заинтересованность в оценке сверстников, т.е. осуществление взаимооценивания; формирование теоретического и критического мышления; избирательность, становление устойчивого внимания – повышение концентрации внимания, целенаправленность восприятия.

Критериальное оценивание определяет цель создания условий и возможностей для формирования и развития учебно-познавательной активности учащихся, их творческой и исследовательской сферы, учебной самостоятельности и ориентации в потоке научной информации путем приобщения учащихся к систематической рефлексии, к поиску смысла этой деятельности.

Критериальное оценивание – это технология определения личных достижений ученика в освоении знаний и формировании навыков посредством сопоставления с эталоном – критериями, которые соответствуют задачам обучения и изучаемому материалу.

Цель такого оценивания – объективно определить познавательные и учебные компетентности ребенка. Эта технология предполагает решение таких практических задач:
– Определение уровня подготовки учащегося на каждом этапе освоения материала по типу знание/ незнание.
– Отображать индивидуальную результативность ученика.
– Контроль динамики личных достижений школьника, его прогресса. Это позволит корректировать развитие ребенка.
– Стимулировать ответственность детей за результаты обучения.
– Мотивировать детей к учению.
– Распределить значимость оценок, выставленных за различные виды работ.
– Наладить связь между педагогами, школьниками и их родителями, чтобы получать объективную картину развития ребенка, его школьных достижений.

Главные особенности такого оценивания – это:
–объективность;
–приоритетность самооценки;
–направленность на развитие;
–достоверность;
–ясность;
–обоснованность.

Оценка при критериальном оценивании перестает быть репрессивным способом контроля за учебной деятельностью ребенка. Она приобретает стимулирующее и корректирующее значение. Дети понимают, какого уровня достигли, и получают мотивацию к улучшению показателей.

При такой технологии определения уровня знаний и умений детей повышается объективность оценивания, потому что сами учащиеся принимают непосредственное участие в этом процессе.

Это становится возможным благодаря применению различных видов оценок. Кроме фиксирующей оценки, выставленной учителем, есть еще такие виды оценок:
–рефлексивная оценка (или самооценка) определяется ребенком самостоятельно. Он четко видит, что умеет (согласно критериям) и к чему нужно стремиться;
–прогностическая оценка – это оценка, которую дает своим умениям и знаниям сам ученик, когда ему предстоит решить ту или иную задачу;
–ретроспективная оценка – оценка, которую выставляет сам себе ученик за уже выполненное задание;
–констатирующая оценка – оценка, которую получает школьник после выполнения контрольных, самостоятельных и прочих итоговых видов работ.

Таким образом, дети четче видят учебные цели, учатся объективно оценивать свои возможности, получают мотивацию для роста и саморазвития.

Учителя применяют различные методы и приемы, чтобы повысить результативность обучения каждого ребенка, научить его объективно оценивать свои успехи и достижения одноклассников, выработать ответственное отношение к оцениванию себя и других ребят.

Кроме учительского контроля, применяются такие формы контроля за успеваемостью, как самоконтроль и взаимоконтроль. Они позволяют детям развиваться, ставить цели в обучении и достигать их, сопоставлять свои знания и умения с аналогичными результатами одноклассников.

Чтобы детям было интересно проводить самооценку или оценивать одноклассников, разработаны и применяются различные приемы и подходы. Вот наиболее популярные среди них.

*Волшебная линеечка.

В тетради или на листах с заданием ребенок чертит линейку, на которой есть три отметки (справился; справился, но с ошибками; не справился). Ребенок самостоятельно ставит крестик на той отметке, которая соответствует уровню его умений и знаний, а учитель, проверяя задание, подтверждает эту оценку или ставит свою.

*Линейка достижений.

Ребенок самостоятельно оценивает свою результативность в сравнении с предыдущими данными.

*Таблица учета своих знаний.

Ученик указывает, чему научился, и видит, к чему нужно стремиться.

*Оценочные листы.

В них выставляют, согласно критериям, оценки за выполненные задания. Такие листы применяются как для самоконтроля, так и для взаимного контроля.

Использование линеечек (Демо-Рубенштейна)

1. Для оценивания предметных умений вводятся линеечки. Критерии оценивания вырабатываются вместе с детьми. Ребята чертят линеечки на полях. Важно, что после самооценивания идет оценка учителя. Любое несовпадение оценки учителя с оценкой ученика обсуждается с ребенком. Это необходимо для формирования объективной самооценки.

2. Такие линеечки можно использовать на каждом уроке (в начале урока дети показывают, на каком уровне они находятся при изучении той или иной темы, и в конце урока, когда проводят саморефлексию).

Взаимооценка – важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, так как эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

Это некоторые приемы, которые используют учителя на уроках, чтобы стимулировать познавательную деятельность детей.

Кроме этого, чтобы наладить контакт (обратную связь) с детьми, педагоги используют прием «Светофор», когда ученики сигнализируют учителю разными цветами о своей степени понимания материала. Таким образом, учитель может скорректировать изложение темы.

Приемы ТРИЗ. Главная привлекательность использования приемов ТРИЗ заключается в том, что они помогают находить варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы.

Рефлексия – обязательная составляющая современного урока. При ее организации важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не для завершения урока, а для ученика. Это своеобразный самоанализ, позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу. Для того, чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке, настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть проводить рефлексию интересно.

Прием «Рюкзак». Прием рефлексии изучения учебного материала. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела.

Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому.

Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания, умения по данной теме).

Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».

Прием «Телеграмма». Цель: усиление оценочной, рефлексивной деятельности учащихся. Этот прием очень простой, но эффективный на этапе рефлексии содержания учебного материала или рефлексии деятельности. Данный прием можно проводить в конце урока, хотя он может быть на любом этапе: кратко написать самое важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и отправить ему, т.е. обменяться телеграммами. Можно попросить написать о том, что вызвало затруднение, попросить соседа помочь в решении этого вопроса. Ребенок может написать пожелание себе. Можно написать телеграмму учителю с просьбой, пожеланиями, вопросами.

Осознанно написать ребенок сможет только тогда, когда проанализирует свою деятельность на уроке и поймет, на каком уровне усвоения содержания пройденного материала он находится.

Прием можно проводить на специальных бланках «Телеграмма» (это внесет еще больший интерес в работу), а можно проводить и в тетрадях. Тогда при проверке учитель будет видеть запись каждого ученика.

Внедряемая технология выдвигает определенные требования к учителю и ученику. Организовывая учебный процесс, педагог должен уделить особое внимание таким этапам:

1. Формулировке целей и задач, которые преследуют при изучении той или иной темы, то есть что должны знать и уметь дети.

2. Подбору заданий, которые формируют определенный навык.

3. Созданию алгоритма действий для решения учебных задач.

4. Совместной с детьми выработке критериев оценивания и совместному подведению итогов.

Оценивая преимущества критериального оценивания, можно отметить, что такая технология существенно снижает уровень тревожности ребенка: он перестает воспринимать оценку как наказание или поощрение. Оценка приобретает объективное значение: учитель и родители видят, насколько успешно ребенок овладевает знаниями и приобретает навыки.

Кроме того, ребенок из пассивного участника учебного процесса превращается в активного. Он принимает активное участие в формировании собственных учебных целей, видит прогресс и строит планы относительно повышения своего образовательного уровня. Изменяется роль учителя: из карающей инстанции он превращается в консультанта и помощника, который направляет ученика.

Насколько результативна эта методика, покажет ближайшее время. Как и любое новшество, она имеет свои плюсы и минусы. Однако ее внедрение демонстрирует гуманизацию образования, нацеленность на результат.

Основная задача школы – создание оптимальных для обучения условий, позволяющих развить активную познавательную деятельность до творческого уровня, что обеспечит не только качественное усвоение выпускником сложной системы знаний, но и его интеллектуальное, гражданское и социальное развитие.

Система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования.

Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в формировании учебно-познавательной компетентности учащихся (готовности и способности учащихся осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и способов их приобретения; концентрировать внимание; критически мыслить; оценивать собственные возможности и учебные достижения; осуществлять взаимооценивание).

Критериальная оценка способствует процессу успешной социализации учащихся, так как выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки к самооценке и взаимооценке, помогает определить точки и направления дальнейшего совершенствования (роста), заложить основы для саморазвития, способности самообразования, создает условия для творческой самореализаци.

Переход к обновлению содержания образования предъявляет новые требования к преподаванию в рамках компетентностного подхода образования. Современные преобразования, такие как открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность, кардинально меняют требования к системе образования. Согласно обновленному содержанию образования в результате обучения у учащихся должны быть сформированы навыки критического мышления, самостоятельного исследования и глубокого анализа информации. Для результативности обучения необходимо четкое понимание системы критериального оценивания учебных достижений.

Применение критериального оценивания дает преподавателям ясность относительно стратегических целей и тактических задач обучения. Критерии помогают обучающимся более объективно оценивать качество собственной работы и понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться.

Приобретение функциональной грамотности обучающимися невозможно без анализа своей деятельности, умения понимать свои особенности метапознания, рефлексии своей работы на уроке и дома, а именно это и развивает критериальное оценивание в конечном смысле, взращивает конкурентноспособную и развитую личность

 


Мыслить и действовать самостоятельно

В.М.УДАРЦЕВА, эксперт ТОО «МегаКвант», г. Алматы


Приобретать знания – храбрость, Преумножать их – мудрость, а умело Применять – высшее искусство.

(восточная мудрость)


Стратегия вхождения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран в мире ставит перед работниками образования серьезные задачи. Ведь конкурентоспособное общество – это общество образованных людей, способных мыслить и действовать самостоятельно.

Основной побудительной силой мыслительной деятельности человека являются его внутренние потребности. Павлов И.П., Каптерев П.Ф., Сеченов И.М. доказали, что основная внутренняя потребность человека – это его самостоятельная деятельность, в процессе которой личность не запоминает информацию, а осваивает способы получения ее, что является основным условием перехода к самостоятельной учебной деятельности любого вида – от репродуктивной до творческой.

В психолого-педагогической литературе под учебной деятельностью понимается деятельность ученика, направленная на развитие познавательных способностей и овладение навыками самоорганизации, переходящими в самодиагностику, а затем в самореализацию.

Каменский Я.А., Песталоцци И.Г., Дестервег Ф.А., Ушинский К.Д., Каптерев К.Ф. и другие доказали – для того, чтобы достичь «САМО…» необходима опора, то есть устойчивый фундамент научного плана. Устойчивыми являются самоорганизующиеся системы. Труды Павлова И.П., Сеченова И.М. и Боно Э. указывают на то, что мозг хранит в памяти символы, слова и затем, как самоорганизующаяся система, принимая информацию, организует ее в соответствующие структуры. Благодаря им удается найти правильную последовательность действий. Если структура внешней информации приближена к структуре внутренней информации, то усвоение информации протекает более эффективно.

В дидактическом аспекте усвоение является центральным звеном образовательного процесса и рассматривается как овладение понятиями, теориями, действиями, правилами, нормами и т.п. Для результативности процесса усвоения и применения знаний большое значение имеет правильно организованный образовательный процесс.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод: личность, умеющая мыслить и действовать самостоятельно – это личность,
- умеющая ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей;
- владеющая всеми формами общения на высоком нравственно-духовном уровне;
- обладающая сформированными добрыми человеческими отношениями (ДЧО);
- с развитым критическим мышлением;
- умеющая аргументировать, делать выводы, выдвигать гипотезы, принимать решения.

Мыслить самостоятельно – это не значит выполнять какие-либо задания, это сознательная постановка перед собой задач, направленных на решение важнейших проблем на своем уровне развития. Как только человек начинает сам себе задавать вопросы и находит пути поиска ответа на них, сразу начинается процесс «самости» на основе постоянного и активного взаимодействия с окружающей средой. Данное взаимодействие порождает потребности и интересы человека, побуждающие его к самостоятельной деятельности. Такая деятельность по терминологии В.С. Цетлин представляет собой вторичные умения, не поддающиеся алгоритмизации и автоматизации, это те умения, которые обеспечивают конкурентоспособность личности. Эти умения включают моменты догадки, озарения, элементы творчества и т.д. Действительно, для решения жизненных или научных проблем не существует алгоритмов. Для этого необходима интеграция ЗУНов, только тогда ученик будет способен переносить знания из одной ситуации в другую. Это возможно тогда, когда процесс обучения завершен, то есть коэффициент обучения равен 0,7 – отмечает В.П. Беспалько. В противном случае переход к новому учебному материалу бесполезен, т.к. будем готовить «недоучек». «Нет ничего страшнее, чем недоучка» – гласит английская пословица. Действительно, у недоучки не возникает сомнение в своей компетентности и нет стремления к самосовершенствованию. Вот к чему приводит факт выставления ученику незаслуженной «3». Удовлетворительную оценку можно поставить, когда усвоено 70 % базовых знаний.

Увеличение информационного потока привело образование к тому, что учитель и учащийся не успевают превращать получаемую информацию в личностные знания. Новые методы, средства, формы организации познавательной деятельности, новые понятия «технология», «хаос», «синергетика» и другие не находят точек соприкосновения с тем, что уже хорошо известно и понятно учителю.

В результате изменения информационного поля образовательная система вышла из нормального состояния. Необходим механизм для перевода системы в новое состояние.

Анализ психолого-педагогической и дидактической литературы показывает, что с 60-х годов начинается интенсивный путь развития методов и форм обучения.

 

Так, в 60-е годы в образование вводятся словесные и практические методы с использованием технических средств обучения, в 70-е – на их место приходят активные методы с использованием автоматизированных средств обучения. В 80-е годы внедряются разнообразные формы организации учебнопознавательной деятельности (КСО – коллективный способ обучения; ГСО – групповой способ обучения; КМД – коллективно-мыслительная деятельность) и технологиями Шаталова, Хазанкина, Эрдниева, Эльконина, Лысенковой, Амонашвили и др. В 90-е годы преобладающими средствами обучения становятся информационные технологии: обучающие программы, электронные учебники, электронные справочники, дистанционное обучение и т.д. Но, несмотря на такое широкое развитие методов, применение новых технологий в образовательном процессе не дало желаемых результатов в повышении качества образования.

В чем же причина резкого снижения качества знаний при постоянном усовершенствовании технологии образования? Скорее всего, причина заключается в смене информационного пространства. Именно расширение информационного поля не позволяет учителю быстро адаптироваться к новым условиям. С одной стороны, растет поток информации, с другой – учитель не успевает систематизировать, обрабатывать и контролировать эту информацию. Сложилась ситуация, когда казалось, что ученик знает больше учителя, хотя на самом деле – информированность – это еще не знания. Управлять нам стало нечем, а где нет управления, там нет и качества. Дискуссии по данному вопросу ведутся сегодня в разных странах мира. Слишком большой объем информации, обрушивающийся на головы учащихся, зубрежка, конспектирование учебников, написание рефератов и т.д. не может положительно отразиться на здоровье детей и их моральном состоянии. Возникли противоречия между объемом информации (знаний) и ограниченными возможностями их усвоения. Как определить, что окажется нужным через несколько десятилетий? Чему учить и как учить? Одно известно точно, что в любом тысячелетии способность самостоятельно мыслить и действовать будет всегда оставаться самой важной и необходимой.

 

 

Наши друзья



Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

05050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10