электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Теория и практика

 

   

Архив статей 2018 г.

 

«Исследование урока» как способ подготовки педагогического коллектива к инновационной деятельности

№ 5 (176) май 2018г.

Т. ЛЕВАНОВА, директор Тогузакской средней школы, Карабалыкский район, Костанайская область


Как в современных условиях подготовить учителя к инновационной деятельности, помочь ему непрерывно совершенствовать свое профессиональное мастерство? Как преодолеть традиционный барьер передачи знаний и образцов решения профессиональных задач? Сегодня, к сожалению, у педагога превалируют академические знания, которые не всегда могут подойти к конкретным обстоятельствам, в которых он работает. Метод «Исследование урока», проводимый в рамках посткурсового периода, зарекомендовал себя как наиболее действенный способ непрерывного образования учителей. Почему? Да потому, что это метод не про образование, а для образования. Данный метод направлен на реальный практический результат, который позволяет повысить свою квалификацию в процессе школьной практики. Беседы с педагогами нашей школы показали, что такой подход к повышению квалификации наполняет процесс обучения учителей индивидуальным личностным смыслом, так как начинается там, где «сегодня и сейчас» находится учитель, и позволяет ему совершенствоваться в рамках своих потребностей, что соответственно создает возможности для более глубокого профессионального развития. Активность участия педагогов в данном виде деятельности после плодотворной работы в течение 4 лет составляет 100 %, а возросла она после ряда коучингов по определению тем для изучения профессиональных потребностей, выявленных в процессе исследования урока.

Ценность данного метода для профессионального самосовершенствования учителя заключается в том, что строится он непосредственно на его личной педагогической рефлексии, а практика становится источником профессионального роста учителя, но только тогда, когда урок становится объектом структурированного анализа. Практика, которая не имеет рефлексии, бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации учителя. Наиболее убедительными для учителя являются его собственные открытия и наблюдения. Практическая апробация «Исследования урока» после усвоения теоретического материала убедила педагогов в необходимости введения тех или иных изменений, а как мы знаем, «убеждения учителя» оказывают большое влияние на формирование установок, которые впоследствии объясняют принятие решений и как итог его действия. Учителя, реализующие метод на практике, понимают его значимость для профессионального роста. Результаты анкетирования, проведенные среди учителей, показали, что учителя убеждены в эффективности метода исследования урока для выявления имеющихся в педагогической деятельности проблем, для поиска и принятия решений по проблеме, для развития способностей учителя. Сегодня данный метод востребован нашими учителями, так как обеспечивает его инновационное развитие, возможность быть востребованным в условиях глобальных изменений. Если рассмотреть результаты исследования уроков через призму глобальных реформ в сфере образования, то на первый взгляд они окажутся не столь значительными, и не стоило столько уделять бы этому внимания, но сегодня уже никого не нужно убеждать, что ключевой фигурой в модернизации системы образования Казахстана является учитель. Поэтому важно мнение каждого учителя-практика, и его нужно доносить до широкой педагогической общественности, важно, чтобы каждый учитель был услышан. Услышав «голос» учителя, педагоги-практики смогут точечно решать возникшие проблемы путем практико ориентированных научных исследований. Ведь исследования приводят к новым более ценным открытиям, что так сегодня необходимо.

 

 

 
 

Теория и практика





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no