электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Трансформационный потенциал цифровых технологий в образовании

№ 2 (193) февраль 2020г.

А.Ж. МУРЗАЛИНОВА, директор филиала АО «НЦПК Өрлеу» по СКО, доктор педагогических наук, профессор,
Л.С. АЛЬМАГАМБЕТОВА, заместитель директора филиала АО «НЦПК Өрлеу» по СКО, кандидат педагогических наук, г. Петропавловск


Цифровые технологии играют разную роль, помогая нам в достижении наших стремлений в образовании. Один из фундаментальных вопросов заключается в том, как лучше использовать их для поддержки учителя и ученика в их желании учить и научиться. – Diana Laurillard, Научный центр London Knowledge Lab, Институт образования, Великобритания [1, с. 19].

Уже первые десятилетия ХХI века со своим технологическим развитием-бумом стремительно и кардинально изменили не только направления развития экономик многих стран, но и национальных систем образования. Как отмечается в Национальном докладе о состоянии и развитии системы образования РК по итогам 2018 года, цифровая эпоха человечества ощутимо перестраивает ландшафт рынка труда, порождая новые вызовы к новому поколению людей и их образованию. В образовании, а в обозримом будущем и на рынке труда, главными игроками становятся центениалы – представители поколения Z, или цифророжденные (digital natives) [2].

Приведем характеристику такого поколения из среды обучающихся студентов: «Есть интуитивное ощущение, что их жизнь устроена по-другому, что их интересы шире, чем мы бы хотели, и что их пристрастия меняются чаще, чем мы привыкли, и что они хотят всего и сразу, причем хотят этого всего в готовом и нарезанном виде и с инструкцией по применению. Они хотят быстрых эффектов, не обязательно материальных, но материальных же- лательно тоже. Мы в свое время считали, что все дефицитное дается непосильным трудом, а здесь другие рассуждения: можно все за пять минут найти в готовом виде» [3].

Это поколение выросло в эпоху гаджетов и не сомневается в том, что человечество всегда было цифровым. И как результат – молодые поколения многих стран мира массово учатся в интернете.

Глобальная сеть разрушает географические и временные рамки. Со дня запуска первых массовых открытых онлайн-курсов прошло 7 лет. За эти годы 900 вузов предоставили онлайн-курсы и собрали 101 млн пользователей со всего мира. По данным крупнейшего в мире сайта по массовым открытым онлайн-курсам (МООК) Classcentral, наибольшее число крупнейших провайдеров онлайн-образования сосредоточено в США, в числе которых Coursera, edX, Udacity, Kadenze, Canvas Network, Stanford Languita. Признанной платформой открытого образования в Великобритании является Future Learn, в Китае – XuetangX, CNMOOC, Chinese MOOCs, в Японии – gacco, Fisdom, Open Learning, JMOOC, в Италии – Federica. eu, в Германии – Open HPI, в России – Open Education [4].

Многообразие технологий обучения для получения образования за пределами школы и вдали от учителя диктует необходимость переосмысления организации и содержания образования, дизайна обучения, поскольку цифровая эпоха рождает все новые и новые технологические вызовы.

Чтобы представить уровень цифровых технологий, перечислим вначале – в историческом ракурсе – средства, с помощью которых человечество обучало: папирус и бумага, мел и печатные установки, проекционные аппараты, развивающие игрушки и учебное телевидение. Сегодня это – Bring your own device!

В этих условиях обостряется противоречие: в потоке цифровых технологий цифровое поколение применяет их, т.к. они отвечают стилю и формам молодежной культуры. Но это не означает a priori, что они могут с помощью цифровых технологий учиться, чтобы результатом обучения стало «4К»: креативность, коллаборация, критическое мышление и коммуникация.

Противоречие усиливается тем, что далеко не все педагоги «на ты» с цифровыми технологиями, т.е. знают и умеют их применять для оптимизации процесса обучения в соответствии с требованиями дизайна обучения ХХI века. Конечно, на уроках присутствуют презентации посредством интерактивных досок, оговаривается доступ к цифровым ресурсам и базам данных, воссоздаются обсуждения в режиме реального времени асинхронно онлайн, работает модель «перевернутого класса»…

Но в этом случае цифровые технологии направлены на совершенствование системы образования, тогда как требуется ее изменение для решения амбициозных и сложных проблем всеобщего и эффективного образования.

Вместе с тем авторы издания «Переосмысление педагогики для цифровой эпохи» (вошел в проект «100 лучших учебников мира») Хелен Битэм и Рона Шарп утверждают: «Обучающимся нужны учителя. Как обучающиеся, мы не можем знать, чему можно научиться или с чего начать свой путь обучения, чтобы стать тем, кем бы мы хотели стать. Для этого нам нужно руководство. Педагогика заключается в том, чтобы задать направление обучению, а не оставлять обучающихся предоставленными самими себе в поисках своего собственного пути» [1, с. 18].

Кроме того, цифровая эпоха, существенно расширяющая границы, возможности и ресурсы образовательной среды, актуализирует командную работу педагогов, сформированность навыков которой также является проблемой. Ведь цифровые технологии «перемещают акцент на учащихся для того, чтобы они преодолевали множественность ролей в смешанных пространствах» [1, с. 37]. Для этого нужны объединенные усилия педагогов-тьюторов, тем более что мало кто из профессионалов работает изолированно.

Что же отвечает дизайну обучения, востребованному цифровой эпохой? Прежде всего, назовем сайты и образовательные порталы как учебно-методические путеводители педагогов. При запросе таких ресурсов поисковая система выдает тысячи ссылок.

По результатам нашего анализа, лишь пятая их часть содержит актуальный и качественный контент. Возможно, в силу проверенного исторически закона о переходе количества в качество, пока налицо тенденция, когда любой желающий может создать сайт и обучать там чему угодно, не имея на то необходимой квалификации. Безусловно, это негативное проявление цифровой эпохи. Но оно еще раз подчеркивает необходимость обновления содержания образования на всех его уровнях. В данном случае разработчики сайтов, наряду с информационно-коммуникационными компетенциями и предметными знаниями, должны владеть, как необходимым минимумом, педагогикой взаимодействия и психологией влияния, языковыми навыками, риторикой и имиджелогией (ср.: «проблема современных технологических компаний заключается в том, что их руководители – при том, что они обладают превосходными техническими знаниями и высокой информированностью, – являются людьми образованными лишь наполовину, поскольку не знают философии, истории, антропологии и литературы» [5]).

В этой связи приведем позицию зарубежных специалистов:
– в профессиональном образовании следует не просто учиться на практике: нужно принимать культуру и методы работы выбранной профессии [6];
– профессиональное образование включает в себя переговоры (социализацию) и приобретение более широких и часто совершенно иных форм знаний [7];
– навыки межличностного общения, стандарты поведения и личностно-этическая компетентность необходимы для изучения области практики в дополнение к технической компетентности [8].

Приведенные требования к профессиональному образованию остаются актуальными для андрагогики.

Учитывая недостаточную сформированность IT- компетенций педагогов, составляющих инструментальную основу профессионально-педагогической компетентности, НЦПК «Өрлеу» предлагает курсы в формате Blended Learning. Внедрение данных курсов считаем оптимальным в условиях перехода к цифровой эпохе.

Кратко представим особенность курсовой подготовки педагогов в формате, сочетающем очное и дистанционное обучение.

Здесь система дополнительного профессионального образования не диктует и не навязывает единые стандарты для обучающихся педагогов, что принципиально для андрагогики. При этом каждый обучающийся становится непосредственным субъектом, активным участником процесса обучения посредством собственных технических устройств, исходя из собственных установок и на своих собственных условиях. Такое обучение становится индивидуальным в том смысле, что оно признает социальные, когнитивные и физические особенности и многообразие.

С 2017 года по декабрь 2019 года такими курсами охвачено 3852 педагога, при этом удовлетворенность организацией и содержанием курсовой подготовки отмечают 98,6 % педагогов.

На таких курсах самостоятельная работа – ведущая форма организации образовательного процесса, обеспечивающая преемственность учебно-познавательной и практической профессиональной деятельности педагога для актуализации его развития, саморазвития и самореализации. Организационные формы обучения и, в особенности, обратной связи тренера-тьютора со слушателями курсов Blended Learning способствуют переводу самостоятельной работы в новое качество – самостоятельную деятельность. Слушатели курсов на основе сформированной положительной внутренней мотивации активно участвуют в рефлексивно-исследовательской деятельности, проявляя навыки самоорганизации и самокоррекции усвоенного материала. Тренеры курсов Blended Learning, отходя от роли хранителей знания (репродукторов), занимают позиции разработчиков ресурсов и тьюторов, сосредоточенных на показе того, как с этим знанием обращаться. Таким образом, тренеры и слушатели взаимодействуют согласно теории заинтересованных сторон (stakeholders). По результатам анкетирования сами педагоги воспринимают профессиональное образование «на рабочем месте» как условие успешности карьерного роста. При этом подчеркивают, что оказались в условиях острой необходимости развития информационной культуры, формируемой под влиянием ИКТ. Отметим, что, несмотря на многообразие носителей информации, актуальной остается задача формирования умений педагогов работать с электронными текстами и базами данных.

Роль интерактивного электронного руководства для слушателей курсов выполняет Национальный образовательный портал повышения квалификации педагогов РК с его новым педагогическим дизайном (http: //bl. orleu-edu. kz/). К настоящему времени он пополнен 258 видеоуроками, демонстрирующими наиболее творческие образцы педагогической практики.

Постоянное обновление и пополнение Национального образовательного портала как интеллектуальной образовательной среды, а также создание филиалами сетевых сообществ и активное использование концепции социальных сетей (ИПК ПР по СКО: Orleu Online Resources, Facebook; виртуальная лаборатория «ORLEU Robotics», Website; ИПК ПР по Павлодарской области: Өрлеу-Дайджест-Бренд, Facebook; ИПК ПР по Жамбылской области: Бизнес страница ӨрлеуТараз, Facebook; ИПК ПР по г. Алматы: Almaty Best Teaching Practices, Facebook и др.) отвечает гипотезе Б. Блума, сформулированной при разработке концепции обучения: увеличение времени и частота доступа к информации, а также регулярность обратной связи, особенно если она лишена аффективного компонента, связанного с суммирующей оценкой, гарантирует качественное обучение [9, с. 198].

Итак, современный дизайн обучения требует усовершенствования способов получения знаний с применением сложных цифровых технологий. А педагог цифровой эпохи – навигатор в самостоятельном обучении ученика. Но для этого педагог должен быть профессионалом. Главное отличие педагога-профессионала – применение знаний на практике, причем на уровне ноу-хау. Знание больше не является вопросом интернализации: субъекты образовательного процесса должны «знать, как узнавать», особенно когда знания распределены по нескольким источникам.

С учетом вышесказанного актуальным в аспекте цифровой эпохи является Республиканский конкурс видеоуроков и видеолекций «Панорама педагогических идей». Его инициатор и организатор – НЦПК «Өрлеу».

Участники Конкурса – а их свыше 5000 за 2018 и 2019 гг. – создают видео, которое может обучать коллег 24 часа в сутки и 365 дней в году. Основу 15-минутного видеоресурса составляет авторская идея педагога, которую он развивает в авторскую систему (методику) по ее реализации, иллюстрируя на примерах из занятия.

В феврале Конкурс стартует во всех областях Казахстана, гг. Нур-Султан, Алматы, Шымкент, в декабре завершается рассмотрением на республиканском этапе. Его масштабность не только в географии, но и в охвате всех уровней образования: участие по 66-ти номинациям принимают педагоги от дошкольного до высшего и послевузовского уровней.

Видео к Конкурсу – это не открытые уроки педагогов, снятые на камеру и оцифрованные. Это те цифровые ресурсы, по которым можно научить другого заинтересованного коллегу преподавать.

В электронно-опосредованном мире образования есть понятие «педагогический дизайн». В мировой теории и практике оно означает «мосты между теорией и практикой» и включает в себя набор контекстуализированных практик, которые постоянно адаптируются к изменяющимся обстоятельствам.

Автор видеоресурса – дизайнер в том смысле, что сам моделирует его содержание. Так, чтобы даже на расстоянии суметь сделать понятными и привлекательными свои эффективные направления обучения. В этом смысле автор видеоресурса проявляет проактивность – ответственность и творчество такой силы, которые не позволят становиться рабом ситуации и внешних обстоятельств, напротив, – «подключат» те личностные качества и реакции на внешние воздействия, которые позволят оставаться господином ситуации и внешних обстоятельств.

Дизайн относится к области искусства. Авторы видеоресурсов-победителей проявляют не только глубокое знание преподаваемого предмета, авторскую методику, но и дизайнерские умения: режиссуры, художественной композиции, медиа, языкового оформления и техники речи, музыки. Словом, все то, что делает привлекательной авторскую систему преподавания и мотивирует к тому, чтобы обучать еще лучше. Для этого они выбирают соответствующий инструмент обучения, на основе которого разрабатывают план и структуру, определяют логику развития сюжетной линии и видеоряд, способные вызвать пересмотр и размышление.

Таким образом, дизайн обучения XXI века предлагает новые способы представления педагогического опыта, когда учителя презентуют и обмениваются своими проектами. Эти новые формы цифрового представления обучающего материала доступны в интернет-библиотеках и могут быть просмотрены заинтересованными образовательными субъектами, которые, в свою очередь, реагируют, аннотируют, комментируют. И это гораздо более массовая, целенаправленная, непредсказуемая и богатая форма оценки, чем опрос или лист обратной связи. Она имеет большее влияние на автора проекта в плане его профессионального развития и педагогического совершенствования.

Говоря в целом о цифровых технологиях, можно с очевидностью утверждать, что с помощью них мы можем решать следующие проблемы:
– индивидуализация обучения;
– достижение мировых стандартов качества;
– увеличение числа обучающихся в вузах и экономия времени на приобретение квалификации;
– соответствие образования требованиям рынка труда;
– умная рабочая сила для экономики знаний и экономики простых вещей;
– непрекращающееся в течение жизни образование.

Но для фундаментального решения названных проблем требуется переосмысление цифровых технологий: их трансформационного потенциала, способного изменить систему образования с приоритетом в ней человеческих и организационных аспектов над узкопредметным использованием технологий. Иначе говоря, педагогам следует учиться разрабатывать различные версии дизайна обучения, направляя вектор творческих способностей для новых возможностей в профессиональной деятельности.

Литература

1. Битэм Х., Шарп Р. Переосмысление педагогики для цифровой эпохи. Дизайн в обучении XXI века. – Алматы: Общественный фонд «Ұлттық аударма бюросы», 2019. – 352 с.

2. Тупикина Г.Г., Дочкин С.А. Образовательный портал как способ доступа к информационным ресурсам // Вестник Кем ГУ. – № 2. – 2011 – С. 106-111.

3. Радаев В.В., Медведев С.А., Талалакина Е.В., Дементьев А. В. Пять моих главных вызовов в преподавании //Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 1. – С. 200-231. – С. 209.

4. Дочкин, С.А. Информатизация дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров: организационно-педагогический аспект / С.А. Дочкин: монография. – СПб.: Арден, 2010. – 226 с.

5. Naughton J. (2017) How a Half-Educated Tech Elite Delivered Us into Chaos // The Guardian. November, 19. https: //www. theguardian. com/commentisfree/ 2017/nov/19/how-tech-leaders-delivered-us-intoevil- johnnaughton

6. Lave J., Wenger E. Situated Learning: Legitimate peripheral participation. Cambridge: Cambridge University Press, 1991

7. Harter L., Kirby E. Socializing medical students in an era of managed care: the ideological significance of standardized and virtual patients // Communication Studies – 2004. – 55 (1). – 48-67р.

8. Lincoln M., Carmody D., Maloney D. Professional development of students and clinical educators, in L. meAllister, m. Lincoln, S. meLeod and D. maloney (eds). FacilitatingLearninginClinicalSettings. – Cheltenham: StanleyThornes, 1997

9. Цит. по: Фасоля А.А., Калищук С.А. Конвергенция современных информационно-коммуникационных технологий в образовании // Мир образования – Образование в мире. – 2017. – № 3. – С. 196-200.

 

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no