электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Будущее педагогики: традиции, цифровизация, быстрое развитие
Материалы заочного круглого стола

В конце декабря 2019 года принят Закон РК «О статусе педагога». Этот закон не только повышает, условно говоря, престиж нашей профессии, но и усиливает нашу ответственность за дело образования в нашей стране. От каждого из нас зависит, как продвигаются реформы, как внедряются инновации.

Поэтому предлагаем вашему вниманию серию статей об изменении, а точнее – расширении подходов в образовании в современной педагогике. Предлагаем переосмыслить новшества.

В Казахстане активно ведутся реформы школьного образования, которые опираются на новейшие миро- вые достижения педагогической науки (образовательной науки). Задача каждого педагога – учителя и преподавателя – переосмыслить новшества, на наш взгляд, сохраняя традиции, актуализировать преимущества применения новых подходов в практике, активно внедрять и продвигать их. Причем благодаря внутренней работе учителей мы, находясь на марше (в процессе), пытаемся постоянно анализировать, рефлексировать, развивать процесс обучения и воспитания. Образование и воспитание, можно сказать, биполярно, амбивалентно. С одной стороны, мы сохраняем и передаем новому поколению то лучшее, что накопило общество, с другой стороны, мы готовим учащихся к преодолению вызовов нового времени, к реализации себя в современности, настоящем и будущем. Такая же ситуация в самом образовании: сохранить лучшее, уметь применять новое, создавать будущее.

Образование уже не сможет быть, каким оно было 5-10 лет назад. Этому и посвящены данные статьи. Темп изменений очень высокий. Но преимущество казахстанской практики в том, что мы имеем свой богатейший опыт построения системы школьного и высшего образования на основе фундаментальных классических теорий, который не должны растерять, как говорит современное поколение, «заделитить» – «удалить» (клавиша «Delete» в компьютере), а постараться преумножить, обогатить другими современными подходами. И это очень сложное дело!

Наша задача – найти преемственность, последовательность, «стык» традиций и инноваций. Одной из базовых ценностей в обществе является ценность Умеренности, чувства меры. Профессионализм заключается в умении находить эту грань – грань умеренности. Образование – деликатная сфера как государства, так и человеческих душ, душ детей, нашего будущего. Поэтому требует кропотливой работы и заботы, вдумчивого отношения каждого учителя, преподавателя, менеджера образования.

Мы предлагаем две статьи: «Педагогика 2.0 и конструктивизм в образовании», «Эвтагогика и цифровизация образования: новые подходы в педагогике». Эти статьи помогают понять реформы, но в то же время помогают увидеть, где нужна, условно говоря, «мягкая подушка», где есть рисковые зоны в нашей практике. Приглашаем учителей, преподавателей к обсуждению предлагаемых идей, подходов.

В своей практике мы стараемся опираться на преимущества классики и внедрять, продвигать активно новшества, пропагандировать их. Без традиций, без истории нет будущего.


Педагогика 2.0 и конструктивизм в образовании

№ 1 (192) январь 2020г.

А.К. МЫНБАЕВА, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и образовательного менеджмента факультета философии и политологии, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы


90-е годы ХХ века фактически разделили эпохи: глобальная информационная инфраструктура интернет завоевала мир, и современные школьники и студенты не мыслят свое существование без мобильных технологий, всемирной паутины, социальных сетей. Выросло новое поколение школьников и студентов, родившихся и не мыслящих себя без глобальной паутины.

Это поколение называют поколением Next, цифровым поколением, поколением Z. Оно активно потребляет информацию и знания из сети, предпочитает визуальный код подачи информации, более индивидуализировано и прагматично, лучше разбирается в мобильных приложениях, обладает клиповым мышлением. Поэтому в школе и университетах происходит переход от получения знаний путем чтения, знаний из монолога учителя к визуальному восприятию, диалогу или полилогу в классе, аудитории. Согласно исследованиям Солдатовой Г., Зотовой Е. и др. (2013), происходят изменения в памяти, внимании, мышлении цифрового поколения. «Доступность практически любой информации в любое время с раннего возраста меняет структуру мнемонических процессов. В первую очередь запоминается не содержание какого-либо источника информации в сети, а место, где эта информация находится, еще точнее «путь», способ, как до нее добираться. Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с той, что была 10-15 лет назад, уменьшилась в десятки раз». Клиповое мышление основано на обработке фрагментов визуальных образов, а не «на логике и текстовых ассоциациях».

Поэтому должны измениться методы, технологии обучения и воспитания, педагогические и образовательные технологии, а со временем может измениться проектирование процесса обучения и система образования в целом.

Эволюция дидактических концепций в зарубежном образовании

Дидактика ХХ века преемственно развивалась на основе концепций «бихевиоризм → когнитивизм → конструктивизм → коннективизм». Б.Брдичка в 2011 году так систематизировал развитие дидактических основ ХХ века (таблица 1).

Таблица 1 – Конструктивизм и коннективизм как новые дидактические основы в зарубежной теории образования (PhDIng.Bořivoj Brdička, 2011)

Как известно, теория бихевиоризма как поведенческий подход появилась в 20-е годы ХХ века. Она использовалась в образовании долгое время. Школы XVIII-XIX века опирались на основы поведенческого подхода (хотя самой теории бихевиоризма еще не существовало). Авторы бихевиористической теории – Дж. Уотсон, Б. Скинер, Э. Торндайк, И. Павлов и др. Как известно, основная формула теории: S → R → P (стимул → реакция → подкрепление). В ранние века в школах применялись мягкие и жесткие методы поощрения и наказания в виде подкрепления правильного поведения. Далее наказательные/поощрительные методы были заменены на систему отметок.

В 30-е годы ХХ века сформировалось течение когнитивизма. Рефлексируя, можно констатировать в настоящее время, что советская дидактическая система в основном была построена на использовании обеих теорий. Задача образования была в передаче новому поколению как можно большего числа знаний. Акцентируется внимание на познавательном интересе ребенка.

Далее во второй половине ХХ века оформляется теория конструктивизма (социального конструкционизма). Конструктивизм связан с конструированием среды вокруг себя, конструированием своей реальности, а через это конструирование знаний. Каждый человек сам выстраивает социальную реальность вокруг себя, социальную среду, взаимоотношения с людьми. Важный инструмент социальной реальности – язык. Через язык и коммуникации человек выстраивает для себя поле знаний и понимания.

В образовании течение социального конструктивизма связано с социализацией личности в обществе, формированием навыков социализации у каждого человека, научением самостоятельного структурирования знаний учащимися. В настоящее время теория актуализирована применением в образовании активных и инновационных методов обучения (мозговой штурм, кейс-стади, групповые методы обучения и др.).

Анализируя описание Педагогики 2.0, можно сказать, что она опирается на конструктивистские основы. В 2008 году Маклафлин и Ли дискутировали вопрос о «Педагогике 2.0» (Halupa, 2018). Педагогика 2.0 связана с активизацией, инициативой самого обучаемого. Обучаемый не пассивен, он партнер в процессе обучения от постановки целей до получения результатов, построения знаний. Конструктивизм, условно говоря, «включает» учащегося, его сознание, делает его активным, размышляющим соучастником процесса обучения. С этой точки зрения для казахстанской практики очень выигрышен введенный предмет «Самопознание». Он может наделять учащихся знаниями о саморазвитии, законах самосовершенствования, духовно-нравственного развития, «Я-концепций» и др.

По сути, как отмечает J.Giesen, конструктивизм говорит, что люди строят свое собственное понимание и знание мира посредством переживания вещи и размышления об этом опыте (Giesen, J., 2009).

Конструктивизм – это теория обучения, в которой:
- обучение рассматривается как активный процесс;
- знание основывается (и формируется) на опыте;
- обучение – это личная интерпретация мира;
- подчеркивает решение проблем личности и понимание мира;
- использует аутентичные задачи, опыт, настройки, оценки;
- содержание представлено целостно, а не в отдельных небольших частях.

Педагог может при использовании конструктивизма (Christie (2005); Honebein (1996), Giesen, J., 2009; Кундакбаева, 2015):
- Адаптировать учебную программу для рассмотрения предложений учащихся.
- Обсудить цели и задачи с учащимися и помочь их понять-принять школьникам/студентам (согласование целей и задач обучения связано с идеей «конструктивного выравнивания», по Биггсу. Отсюда пошли понятия «ожидаемых результатов» – ожидания школьников/студентов и подстройка целей обучения под эти двусторонние ожидания).
- Задавать и решать проблемы, возникающие у учащихся.
- Подчеркнуть, актуализировать практический, реальный опыт.
- Искать и оценивать с точки зрения школьников/ студентов знания и умения.
- Совместно искать социальный контекст содержания.

Предоставление нескольких видов представлений / перспектив по содержанию обучения:
- Создать новое понимание посредством коучинга, модерирования.
- Интегрировать тестирование с задачей, а не отдельным действием.
- Использовать ошибки, чтобы информировать учащихся о прогрессе в понимании и изменениях идей.

Различия при обучении традиционным образом и при помощи конструктивизма (таблица 2).

Таблица 2 – Различие в подходах (Giesen, J., 2009)

Взаимодействие учителя и учащегося, их роли расширяются (таблица 3).

Таблица 3 – Роли педагога и учащегося в конструктивистском проектировании процесса обучения

Анализ позиций J. Giesen позволяет говорить о преемственности традиционной и конструктивистской стратегии обучения, поскольку на начальном этапе необходимо формирование базовых навыков: «Традиционно: Begins with parts of the whole – emphasizes basic skills» – «Начинается с частей целого – подчеркивает базовые навыки». Важно также понимать, что при конструктивистской стратегии обучения «students’ points of view are windows into their reasoning» – «взгляды учащихся – это окно в их рассуждения». Западные и казахстанские дидакты подчеркивают изменение роли педагога-конструктивиста – его мотивационную, фасилитаторскую, координаторскую, коучинговую функцию.

Подчеркнем, что последовательность появления теорий в принципе не опровергает предыдущую, а дополняет, как бы надстраивается над предыдущими, затем проникает в предыдущие и частично изменяет их использование. Такое понимание иллюстрирует современный методологический принцип науковедения – принцип дополнительности и комплементарности.

Понятно, что проводимые реформы опираются на конструктивистскую теорию образования. Подчеркнем, что в то же время конструктивизм не отменяет применение бихевиоризма и когнитивизма. Следует сохранять разнообразие и преемственность как теорий, так и форм-методов-средств обучения и оценивания. Спорный сейчас вопрос: реализация системы критериального оценивания, внедренные СОР и СОЧ. Как видно, критериальная система соответствует конструктивистской теории. Однако, на наш взгляд, можно совместить разные подходы: текущее оценивание (например, серии занятий) + СОР в накопительную систему (что в принципе близко к ранее существовавшей системе, соединяет действия бихевиоризма + когнитивизма + конструктивизма). И общая оценка может быть интегрирована, связана = накопительной + СОЧ. Сложность внедрения критериальной системы связана с несколькими аспектами: загруженностью педагогов, большими классами, необходимостью постоянной рефлексии, исследовательской работы учителя и др. Подчеркнем, что в жизни в системе мотивации никто не отменял бихевиористские основы и когнитивизм; т.е. работают все теории: подкрепление бихевиоризма, познавательный интерес когнитивизма и осознанность-самоактуализация конструктивизма.

Следующее новое направление – коннективизм. Идею теории выдвинули George Siemens и S. Downes, которая связана с развитием сетевой коммуникации и новыми возможностями их использования в обучении. Знания получаются через взаимодействие с сетевым сообществом. Конечно, такой процесс получения знаний, с одной стороны, может быть характерен уже подготовленному или взрослому человеку, который умеет критически оценивать, анализировать, выбирать и конструировать знания. То есть имеет какой-то фундамент знаний. В то же время сами учащиеся средних классов школы демонстрируют в неформальном обучении активное усвоение знаний и навыков именно таким способом – через сети. Поэтому, на наш взгляд, прогнозируем, что будет идти проникновение данной теории во все классы школьного и курсы высшего образования. Отметим, что для младших школьников и тинейджеров сети стали обыденным явлением, поэтому их навыки работы в сетях бывают развиты гораздо лучше, чем у педагогов.

Педагогика 2.0

Как ранее было сказано, в 2008 году Маклафлин и Ли ввели понятие «Педагогики 2.0» (Halupa, 2018). Такое название появилось по аналогии технологий Веб 2.0 (Web 2.0). Отличие Веб 1.0 и Веб 2.0 заключается во включении социальных инструментов в сети (Саргсян, 2014), когда пользователи могут быть активны, выполняют активную роль.Педагогика 2.0 связана с активизацией, инициативой самого обучаемого. Помимо этого к Педагогике 2.0, на наш взгляд, примыкает социальная педагогика, поскольку мы говорим о социальной среде развития учащегося, в которое действуют социальные законы обучения/научения. Если традиционная педагогика основана на теории учебной деятельности, то социальная педагогика связана с другими, т.е. средовыми механизмами социализации: импринтинг, подражание, идентификация (отождествление). Благодаря развитию психологии теория обучения и воспитания дополняется когнитивными, эмоциональными, поведенческими стратегиями, осваивает копинг-стратегии, совладающее поведение, понятие образа жизни, (Lifestyle), мимикрию. Здесь главенствует «образ», пример; насыщенность эмоциями и информацией, обмен энергией, эстетическими переживаниями.

Авторы термина «Педагогика 2.0» предложили ее принципы (Halupa, 2018):
– единицы содержания образования создаются педагогами и учащимися;
– учебный план открыт для инициатив в определении содержания образования учащимися;
– используются разные возможности общения «педагог – учащийся»;
– используются контекстуальные, рефлексивные процессы обучения;
– задействован глобальный характер ресурсов формального и неформального образования;
– помогать в обучении могут все – учащиеся, педагоги, друзья...;
– аутентичное обучение на основе жизненного опыта (по отечественной педагогике это витагенное обучение).

«3Р» Педагогики 2.0 – «персонализация, продуктивность и участие» (от англ.слов).

Модель «Образование 2.0» также связана с высокой степенью интерактивности учащихся, постоянной обратной связью между учителем и учеником.

Условно элементы конструктивизма, Педагогики 2.0 и Образования 2.0 сейчас используются для школы с начальной ступенью обучения, но наиболее эффективно они зарекомендовали себя в старших классах (вторичной школе), когда у учащихся проявляется вторая волна самоактуализации (переходный, подростковый возраст). В российских статьях Педагогику 2.0 иногда связывают и с андрогогическим направлением. То есть понимают как педагогику для взрослых. Однако, все же это различные понятия.

В следующей статье мы рассмотрим направление Педагогики 3.0, иными словами, Эвтагогики (Хьютагогики) и Образования 3.0. Подчеркнем, что новое направление педагогики «работает» в виртуальном мире человека. Для человека стал важен виртуальный, внутренний мир, который стыкуется с виртуальным миром компьютеров, мобильных гаджетов, интернета.

Литература

1. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Цифровая грамотность и безопасность в интернете. Методическое пособие для специалистов основного общего образования. – М.: Google, 2013. – 311 с.

2. Ing. Bořivoj Brdička (2012). Новые информационные технологии обучения // http://www.slideshare. net/bobr/ Режим доступа 30.06.2012.

3. Siemens G. (2006). Connectivism: Learning Theory or Pastime for the Self-Amused? // http:// www.elearnspace.org/Articles/connectivism_selfamused. htm. Режим доступа 30.06.2012.

4. Giesen, J. (2009). Constructivism: A holistic approach to teaching and learning. Online),(http:// www. niu. edu/facdev/programs/handouts/constructivism. pdf, diakses 10 Agustus 2009).

5. Новые парадигмы в преподавании истории Казахстана /Кундакбаева Ж., Алимгазинов К., Абдилдабекова А., Телеуова Э. – Алматы: Қазақ университеті, 2015. – 125 с.

6. Halupa C.M. Pedagogy, Andragogy, and Heutagogy //Transformative Curriculum Design in Health Sciences Education. – IGI Global, 2015. – С. 143-158.

7. Саргсян А.С. Принципы и особенности развития эвтагогики как области педагогической науки // Человек и образование. – 2014. – № 3 (40). Продолжение в следующем номере

 

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10