электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2015 г.

 

Из опыта проектирования карты стратегий развития школьного образования Казахстана:
исторический ракурс

№ 2 (143) февраль 2015г.

А.К. МЫНБАЕВА, зав.кафедрой общей и этнической педагогики Казну им. аль-Фараби, доктор педагогических наук, доцент


В декабре 2014 года – январе 2015 года стало известно о возможном сдвиге внедрения 12-летнего среднего образования в Казахстане. В первую очередь это связано с экономическим кризисом, который влияет на государственные расходы на социальное развитие, в частности образование. Как известно, в 2015 году необходимо было увеличить количество мест для первоклашек в 2 раза. А это напрямую связано со строительством школ, ликвидацией трехсменного обучения в школах, а также вопросами дидактической подготовки обновления образования для средней школы.

Переход к 12-летнему среднему образованию уже второй раз откладывается, но в дальнейшем все же будет осуществлен. В условиях перехода к 12-летнему школьному образованию, на наш взгляд, необходимо проанализировать историю развития школьного образования в Казахстане. В настоящее время выполняется несколько научных исследований, направленных на апробацию и внедрение 12-летнего среднего образования в республике. Их проводили и проводят Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарына (г. Астана), Казахский национальный педагогический университет им. Абая (г. Алматы), Центр педагогического мастерства Назарбаев Интеллектуальных школ, Назарбаев университет и другие организации.

В нашем университете в 2012-2014 годах мы выполнили научный проект МОН РК «Исследование образовательной политики Казахстана и стран Европы: сравнительный аспект для развития человеческого капитала и формирования интеллектуальной нации». Цель сравнительного исследования, конечно, несколько шире. Однако в нем мы затронули вопрос развития образовательной политики Казахстана в советский период и в период независимости. Хотим познакомить Вас с некоторыми результатами этого проекта.


Вопросы стратегирования развития образования

В ХХI веке одним из первостепенных стал принцип «ориентации в будущее» для успешной деятельности. Поэтому важным инструментом фактически любой деятельности становится построение стратегий, будь то стратегия образования в целом, стратегия развития школы, стратегия обучения, стратегия воспитания.

По определению Ю. Кузнецова [1], стратегирование – это совокупность стратегического планирования, прогнозирования и управления. По определению Н.Г. Патрикеева, «стратегирование – это процесс прогнозирования и формирования будущего – способность многоаспектно описать реальность, учитывая все законы изменений, которые происходят в результате воздействия на реальность, и способность принять во внимание те факторы, которые появятся в результате воздействия на реальность, и реагировать не просто на реальность, а на те факторы, которые появятся как результат воздействия на реальность».

Под стратегией развития образования мы понимаем «концепцию и направление, которая характеризует долговременные, наиболее принципиальные важные установки, планы и принципы развития системы образования как целостного социального института» [2-4].

Стратегия понимается нами, с одной стороны, как вектор развития. «Вектор» происходит от лат. слова «несущий». Любой вектор начинается с точки отсчета, опоры, которая условно, образно говоря, базируется на исторических традициях. Математически вектор задается направлением и величиной. Величиной можно назвать временной период, в который планируется осуществить движение. В физике вектор является линией и силой, показывающей направление какой-либо векторной величины (в нашем случае – образования).

Поэтому в нашем исследовании мы попытались выявить основные стратегии развития школьного образования и систематизированно выстроить их в траекторию развития образования.

Анализ движущих сил реформ образования и стратегий развития школьного образования

Проведенный анализ развития среднего образования Казахстана в советский период и в период независимости позволил переосмыслить с современных позиций и систематизировать движущие силы реформ, выявить ведущие стратегии развития среднего образования [5]. Схематически они изображены на карте (рисунок).

Условно, вслед за учеными историками образования Казахстана И. Сембаевым, Г. Храпченковым, А. Игибаевой, мы выделили в советском периоде следующие этапы развития системы образования: 1920-е годы до 1930 года, 1930-50-е годы, середина 50-х – 90-е годы.

Движущими силами реформ 30-х – начала 50-х годов ХХ в., способствующих поступательному развитию образования в советский период, являлись экономические факторы: интенсивное развитие экономики, индустриализация всей страны, коллективизация, освоение месторождений природных ресурсов, что требовало огромного количества рабочей силы, имеющей начальный и профессиональный уровень знаний. К политической движущей силе отнесем формирование единой консолидирующей коммунистической идеологии для противостояния внешним силам, капитализму, что привело к культурной революции в СССР и построению идеологизированной массовой системы образования. К культурным потребностям раз- вития общества можно отнести традиции народа, генетический код «ценности знания» у казахов. Такое отношение проявляется в период 20-30-х гг., когда для обеспечения материальной базы школ требовались дополнительные ресурсы, и в аулах они собирались населением самостоятельно, здания школ строили казахским методом «Асар».

Движущие силы реформ образования в сере- дине 50-90-х гг. ХХ века были следующие:

- демографический фактор роста населения, возрастающая урбанизация;
- политический – уход сталинской эпохи и смена руководства СССР, новый вектор развития го- сударства и новые тенденции образовательной политики;
- экономический – освоение целинных и залежных земель, дальнейшая индустриализация, развитие совхозов на территории Казахстана; плановость в экономике определяла плановый характер развития системы образования;
- культурный фактор – мировой научно-технический прогресс и расцвет науки в Казахстане, в том числе активное становление педагогической науки в СССР и Казахстане.

Для Казахстана характерны следующие стратегии развития образования в советский период: «ликвидации безграмотности» (1919), «начального всеобуча» (1930), «семилетнего всеобуча» (1949), «восьмилетнего всеобуча» (1958), «политехнического образования» (50-е г.), «всеобщего среднего образования» (1972), «информатизации образования» (1984). Отметим, что в 50-60-е годы происходит массовое появление школ-интернатов (для высвобождения родителей и их профессиональной занятости) и специальных школ (с языковым и физико-математическим уклоном). Кроме четко зафиксированных в истории развития образования стратегий, можно выделить и концептуальные стратегии – народного образования, обязательного среднего образования, закреплена традиция ценности знания и образования у казахстанского народа.

Отметим важность развития дидактических концепций содержания образования советской школы. Приоритетным была фундаментальность обучения, «интеллектуализм» образования. По- пытки приближения школьного образования к практике жизни предпринимались в 1958 году введением «политехнического образования», в 80-х – расширением системы учебно-производствен- ных комплексов (УПК). Однако диссонанс между теоретическим и практикоориентированным образованием оставался.

Подведем краткие итоги развития школьного образования в советский период. В исторической оценке можно подчеркнуть колоссальный вклад и прорыв казахстанского образования в советский период. Образование способствовало переходу Казахстана за полвека от аграрной цивилизации к индустриальной; ликвидации безграмотности населения; переходу к всеобщему среднему образованию; формированию традиций народного образования и ценности знания; приобщению к мировой и русской культуре; консолидации общества; становлению казахской интеллигенции и развитию науки, промышленности, сельского хозяйства; включению женщин в активную профессиональную деятельность и прогресс общества; разделению религиозного и светского образования и др. Подчеркнем, что за советский период была создана разветвленная школьная инфраструктура как социально-экономический фундамент развития общества и государства.

С другой стороны, именно построение советской системы образования позволило закрепить в массовом сознании коммунистическую идеологию, способствовало вместе с коллективизацией смене традиционного национального уклада казахов – переходу от кочевого к оседлому образу жизни, долгое время ограничивало мировоззрение в преподавании гуманитарных наук сквозь призму марксизма-ленинизма и формационного подхода, недостаточно учитывались индивидуальные особенности школьников, образование ограничивало национальную самоидентификацию личности. Дидактически слабым местом был диссонанс между теоретическим и практикоориентированным образованием, слабый учет этнических, этнопедагогических особенностей в образовании, приоритет репродуктивных методов преподавания.

С 1991 года начинается новый исторический период развития образования в Казахстане. Он характеризуется национальным самоопределением, поиском оптимальных путей развития, динамикой постоянных реформ, интеграционными процессами и др.

Движущими силами реформ стали:

- экономический фактор – глубокий экономический кризис, разрушение экономических связей с союзными республиками, введение рыночной экономики, информатизации и компьютеризации всех сфер жизнедеятельности человека;
- политический фактор – поиск путей самоопределения, формирование независимой государственности;
- культурный фактор – возрождение национальной культуры, языка, развитие национальной истории, продолжение научно-технического прогресса.

Общие образовательные стратегии независимого Казахстана – «образование в течение жизни» – «live long learning – LLL», непрерывное образование, интеграция в мировое пространство, приоритет качества образования, конкурентоспособность образования, «триединство языков», компьютеризация, стандартизация, вариативность обучения и др. Если проследить за документами и реализацией стратегических направлений развития, то можно выделить стратегии построения национальной системы образования (1992), «возрождения казахского языка», интеграции в мировое пространство (2000), «развития качества образования» (2000-2004), «конкурентоспособности образования», «триединства языков» (2007) и др. Отдельно выделим направленность на переход к 12-летнему среднему образованию.

В проведенном исследовании рассмотрены вопросы изменения законодательной базы, разработки периодизации развития среднего образования, динамика изменения сети школ, новых стандартов образования и учебников, международной оценки достижений учащихся и др. (см.монографию) [2].

Остановимся кратко на новых стандартах и учебниках.

Значимым для периода независимости было полное обновление содержания образования сред- ней школы. Казахская академия образования им. И. Алтынсарина занялась разработкой новых образовательных программ школы, учебников и стандартов. В 1996 г. была принята Концепция содержания среднего образования и Государственный базисный учебный план общеобразовательной школы Республики Казахстан. Работу возглавлял президент КАО Н.Н. Нурахметов, зам.директора М. Джадрина, Ш. Таубаева и др. Были разработаны стандарты 1998-2002 годов. До этого времени в основном в школе использовались старые советские учебники. Для задания более четкого вектора раз- вития, в том числе отраженного в программах и учебниках, в 1995-2000 г. Министерство образования принимает концепции развития образования по различным направлениям – формирования исторического сознания, правового обучения, этнокультурного образования и др.

Как отмечает М. Джадрина, в проектировании школьного образования «предметный принцип с ориентацией на знаниецентризм был начат с 30-х гг. ХХ столетия. В развитых странах сложился другой подход, где объектом стандартизации является не содержание школьного образования, а результаты обучения». ГОСО 2002 г. были изменены формулировки: с «регулирования входа» на «регулирование выхода» через внедрение концепции «образования, ориентированного на результат» и «компетентностного подхода» [6]. Это привело к реализации вариативности школьного образования. В ГОСО-2002 вариативный компонент постепенно увеличивается от 1 часа в неделю в начальной школе, 3 – в основной ступени средней школы, до 17 – в старшей ступени. Причем в старшей ступени проведена профилизация школы: общественно- гуманитарного и естественно-математического направления. Как подчеркивает Т.Н. Сайтимова (2011) [7], «систематическое базовое изучение всех учебных предметов заканчивается в 9 классе основной школы (в этом заключается принципиальное отличие от прежней советской структуры школы, где учебные предметы изучались непрерывно, вплоть до окончания средней школы)». Таким образом, начался поворот к подлинной гуманизации образования, постепенному учету индивидуальных способностей учащихся. В то же время сами школы не всегда справлялись с предоставлением разнообразия прикладных кур- сов (школьного/вариативного компонента) и курсов по выбору (ученического компонента), поскольку было ограничение в финансировании, не хватало кадрового потенциала. Областями и предметами основной ступени средней школы были (5-8 классы): филология (родной язык и литература, государственный/русский язык, казахская литература, иностранный язык), математика (математика, информатика, черчение), естествознание (география, биология, физика, химия), обществоведение (история, основы обществознания), искусство (музыка, изобразительное искусство), технология (трудовое обучение), физическая культура; факультативы (курс по выбору), индивидуальные и групповые консультации (ГОСО-2002) [8].

В это же время с 1996 по 2006 гг. шла активная работа по созданию нового поколения учебников c 1 по 11 класс. Финансирование осуществлялось из госбюджета и за счет займа Азиатского Банка развития [10] (И. Силова, 2002). До 2002 г. полностью были обновлены учебники с 1 по 5 класс казахской, русской, уйгурской школ. С 2000 по 2005 годы разработано и издано 58 млн. школьных учебников, в том числе 832 наименования учебников, 2397 наименований учебно-методических комплексов, 321 наименование электронных учебников (НД, 2007) [11].

В 2010 г. была принята Госпрограмма развития образования до 2020 г., где переход к 12-летке за- планирован в 2015-2020 гг. Ее цель – повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Цель реформ среднего образования – формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Переход на 12-летнюю модель обучения [12].

Задачи программы по среднему образованию следующие:
- осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования;
- решение проблемы малокомплектных школ;
- совершенствование системы инклюзивного образования в школе [12].

Переходным стал новый госстандарт образования ГОСО РК 2.3.4.01-2010, который закрепил структуру программ 2002 года. В содержание образования внедрен курс «Самопознание» с 1 класса, инициатором которого стала Первая леди Казахстана Сара Назарбаева. Миссия курса значительна: развитие человеческого капитала, духовно-нравственных основ личности, умения проектировать свой процесс роста и развития учащимися. Новыми стали предметы «Технология», с 2012 г. – курс «Основы религиоведения».

Разработка ГОСО для 12-летки в рамках научных исследований проводилось двумя альтернативными группами ученых – Национальной академии образования (бывшего КАО) и Казахским национальным педагогическим университетом им. Абая. Интересно, что КазНПУ им. Абая предложил 13 профилей обучения [13-14]. В 2014 г. еще один вариант ГОС для начальной школы предложили Назарбаев Интеллектуальные школы. Их обсуждение активно ведется в вузах, АПН Казахстана, на страницах республиканской газеты «Литер», в журнале «Открытая школа», других научных журналах.

Заключение

В настоящее время исторически сложившаяся политика народного образования и обязательного среднего образования советской эпохи обогащается мировыми традициями. Сама традиция народного образования и всеобщего среднего образования – это завоевание общества и народа в целом в советский период. Наша задача – сохранить данную традицию и приумножить ее. Поэтому планируется внедрение 12-летнего среднего образования и профильного обучения.

Карта иллюстрирует тренд движения к расширению обязательного среднего образования – до 12 лет обучения. Анализ карты стратегии показывает, что 12-летнее среднее образование соответствует и советской традиции увеличения всеобуча и лежит в русле мировых трендов. Установлена существующая преемственность развития школьного образования, в едущие тренды которого – увеличение всеобуча, традиции народного образования, ценности знаний, а также восстанавливаемая в настоящее время плановость развития инфраструктуры образования. Также анализ развития системы среднего образования Казахстана позволяет выделить как традиционные образовательные стратегии, так и новые стратегии ХХI века в русле мировых тенденций.

В результате исследования разработан новый инструмент сравнительных исследований – составление карт развития образования. Этот метод помогает систематизировать исторические вехи развития образования, заново взглянуть на них, а также оценить по-новому историю развития образования. Карты стратегий помогают в понимании и формировании новых стратегий, прогнозировании развития образования. В сравнительном аспекте они помогают понять сильные и слабые стороны отечественного образования по сравнению с зарубежными тенденциями и традициями, а также сильные стороны отечественной системы для конкурентоспособности образования в мире. Важно, трансформируя социальный институт образования, развивая качество обучения и расширения компетенции, внедряя новую систему оценки учебных достижений, сохранить преимущества системы, обогатив их новым содержанием. И подобная задача, поставленная перед государством в целом, грамотно и активно может выполняться каждым педагогом и менеджером образования с участием самих учеников и родителей.


Литература

1. Кузнецов Ю.А., Шмаков М.В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012 / http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=4090

2. Образовательная политика. Теории и концепции, тенденции и стратегии развития: Монография. – Алматы: Қазақ университеті, 2014. – 227 с.

3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М., НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

4. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. – М., 1995. – 568 с.

5. Mynbayeva, Aigerim, and Pogosian, Victoria. Kazakhstani School Education Development from the 1930s: History and Current Trends // Italian Journal of Sociology of Education, 6(2), 144-172. Retrieved from http://www.ijse.eu/wp-content/ uploads/2014/06/2014_2_7.pdf (2014).

6. Жадрина М. Образовательный стандарт среднего общего образования: опыт и поиск // Мате- риалы по проблеме реформирования системы среднего общего образования в контексте Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 г. – Алматы, 2004. – С. 9-16.

7. Сайтимова Т.Н. Система общего среднего образования в Казахстане: современное состояние и тенденции развития: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Волгоград, 2011. – 28 c.

8. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Среднее образование. Образование среднее общее. Основные положения. ГОСО PK 2.003-2002. – Астана, 2002.

9. Государственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан. Начальное, основное среднее, общее среднее образование: ГОСО РК 2.3.4.01-2010. – Астана, 2010. – 45 с.

10. Право на качественное образование; создание школ доброжелательного отношения к ребенку в Центральной Азии / сост. И. Силова. – Алматы: ЮНИСЕФ, 2002. – 213 с.

11. Дамитов Б.К., Ермеков Н.Т., Бекенова А.Б., Можаева О.И., Абсаматов А.У. Национальный доклад о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан (краткая версия). – Астана, 2007. – 42 с.

12. Государственная программа развития образования Казахстана на 2011-2020 гг. // сайт МОН РК – Астана, 2010 / www.edu.gov.kz

13. Рамочные основы ГОСО 12-летнего среднего образования. – Астана: НАО, 2013. – 26 с.

14. Айтбаева А.Б. Структурные и содержательные особенности стандарта среднего образования, разработанного КазНПУ им. Абая // Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки». – 2013. – № 1(38). – С. 22-28.

 

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no