электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

Оценка навыков 21 века у выпускников Назарбаев Интеллектуальных школ

№ 10 (141) декабрь 2014г.

О.И. МОЖАЕВА, кандидат биологических наук, управляющий директор АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
К. Римини, ведущий специалист Международного экзаменационного совета Кембриджа
М.А. ТЫНЫБАЕВА, магистр образовательных технологий, Директор департамента оценки качества образования АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», г. Астана


От редакции: Продолжаем публикацию материалов VI Международной научно-практической конференции, которая состоялась 23-24 октября 2014 года на базе АОО НИШ.

Неотъемлемой частью содержания образования является система оценивания, позволяющая измерять достижение учащимися планируемых результатов обучения.

Интегрированная образовательная программа, внедряемая в Интеллектуальных школах, ориентирована на развитие у учащихся навыков широкого спектра. Поэтому разработана и используется система критериального оценивания учебных достижений учащихся, направленная на оценку степени развития ожидаемых навыков.

Для этого разработаны единые критерии оценивания по темам, разделам учебной программы в разрезе предметов и классов, которые позволяют измерять:
- что знает и понимает ученик;
-умеет ли он творчески применять полученные знания, критически мыс- лить, анализировать и синтезировать информацию;
-владеет ли навыками экспериментальной и исследовательской деятельности;
-как развиты языковые и инфокоммуникационные навыки;
-достаточно ли этих навыков для индивидуальной работы и сотрудничества в группе.

Развитию этих навыков уделяется огромное внимание в системах образования различных стран мира, как навыкам 21 века, необходимым учащимся для успешной адаптации во взрослой жизни в условиях глобализации.

Применяемая система критериального оценивания основана на взаимосвязи преподавания, обучения и оценивания. Она объединяет различные формы оценивания (формативное, внутреннее суммативное и внешнее суммативное) для получения представления о достижении учащимися планируемых результатов обучения учебных программ и развитии навыков.

Формативное и внутреннее суммативное оценивание проводятся внутри школы учителями. Формативное оценивание осуществляется во время уроков и направлено на получение информации о текущих учебных достижениях учащихся для коррекции процесса преподавания и обучения, ориентированного на достижение поставленных целей обучения.

Внутреннее суммативное оценивание проводится в конце четверти и направлено на оценку достижения целей обучения по окончании изучения блока информации.

Внешнее суммативное оценивание проводится после окончания уровня обучения (начальной, основной и старшей школ).

В настоящей статье мы подробнее остановимся на внешнем суммативном оценивании.

В 2013-14 учебном году выпускники Интеллектуальных школ впервые сдавали итоговые экзамены внешнего суммативного оценивания по следующим предметам:
- 2 обязательных предмета, изучаемых на продвинутом уровне («Математика» и «Глобальные перспективы» + проект);
- 2 обязательных предмета, изучаемых на стандартном уровне («Литература» и «Казахстан в современном мире»);
- 2 предмета по выбору из 4, изучаемых на продвинутом уровне («Физика», «Химия», «Биология», «Информатика»);
- 2 предмета по выбору из 4, изучаемых на стандартном уровне («Родной язык», «Второй язык», «Экономика», «География»).

Экзамены по математике, физике, химии, биологии, глобальным перспективам и экономике все учащиеся сдавали на английском языке, по географии, Казахстану в современном мире – на казахском языке, по литературе – на казахском и русском языках в зависимости от компонентов экзамена.

Все выпускники Интеллектуальных школ сдавали международный экзамен IELTS на оценку уровня владения английским языком.

Следовательно, при завершении старшей школы каждый выпускник Интеллектуальных школ сдавал экзамены по 9 предметам.

Экзаменационные материалы разработаны Международным экзаменационным советом Кембриджа совместно с Центром педагогических измерений АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». При этом соблюдены фундаментальные принципы разработки экзаменов:
- валидность – насколько экзамен оценивает то, что он должен оценивать, и насколько значимы и применимы выводы, сделанные по результатам экзаменов;
- надежность – гарантия того, что, если экзамен будут проверять другие проверяющие, результаты останутся теми же;
- практичность – процесс разработки и проведения экзамена, проверки экзаменационных работ, предоставления результатов учащихся по итогам проверки экзаменационных работ должен быть практичным и управляемым;
- влияние – оценивание должно быть основано на содержании учебной программы и, соответственно, на практиках преподавания и обучения, чтобы положительно влиять на то, что происходит в классе, на учащихся, на поддержку обучения.

Таким образом, экзамены, которые сдают выпускники Интеллектуальных школ, представляют собой эффективное оценивание обучения, основанного на Интегрированной образовательной программе.

Экзаменационные материалы включают различные задания: вопросы с вариантами ответов, вопросы, требующие краткого или развернутого ответа, курсовые и проектные работы, эссе, презентации; экспериментальные и практические задания.

По языковым предметам проводится оценка четырех видов речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо и говорение).

Экзамен по каждому предмету содержал от 2 до 4 компонентов, каждый из которых сдавали отдельно.

Такая структура экзаменационных материалов и формы оценивания направлена на проверку функциональной грамотности учащихся: критического мышления; творческого применения знаний; языковых и инфокоммуникационных навыков; навыков организации самостоятельной работы.

Экзамены Интеллектуальных школ по содержанию, технологиям разработки и проведения соответствуют экзаменам международного уровня (A-level, SAT, экзамены Международного Бакалавриата и др.), которые признаются Назарбаев университетом, топовыми вузами по всему миру.

При выполнении экзаменационных работ учащиеся продемонстрировали целый спектр навыков. Так, по математике выпускники успешно справились с заданиями прикладного характера. В науках (химия, физика, биология) они продемонстрировали способность систематизировать и представлять информацию из различных источников, применять знания в новых нестандартных ситуациях, обращаться с лабораторным оборудованием с соблюдением техники безопасности.

В языковых предметах (родной язык и второй) учащиеся показали навыки говорения, аудирования, чтения и письма. Так, в диалоге с учителем и своим одноклассником учащиеся успешно раскрывали тему задания и представляли целостные высказывания с использованием различных средств языка. При прослушивании текста показали понимание темы, умение осуществлять поиск, анализ, оценку и прогноз информации, приводить примеры. При чтении представленных текстов демонстрировали их понимание и использовали информацию для выражения своих идей и мнений. При написании эссе ясно выражали свою точку зрения на разные темы с использованием критического мышления, грамотно использовали цитирование, факты, статистические данные.

На экзамене по предмету «Глобальные перспективы и проектная работа» учащиеся показали навыки критического мышления, исследования, рефлексии и коммуникации.

При написании эссе на экзамене по предмету «Казахстан в современном мире» выпускники успешно представляли анализ информации с использованием фактических данных со ссылкой на источники, приводили аргументы и рассуждения.

На экзамене по литературе учащиеся использовали критический анализ при интерпретации произведений казахской и русской литературы, выражали свои мысли и идеи с использованием подходящих грамматических структур, соблюдением логики повествования и средств связи.

Для выполнения экзаменационных заданий по географии выпускники использовали сравнение и анализ ситуаций, данных по графикам и таблицам, проводили и представляли интерпретацию результатов мини-исследования, демонстрировали навыки обращения с приборами.

На экзамене по экономике ученики показали умение интерпретировать текстовую, числовую и графическую информацию, анализировать по- следствия стратегий или политических инициатив, использовать убедительные аргументы при характеристике экономических данных.

Следует отметить, что выпускники Интеллектуальных школ обучались по Интегрированной образовательной программе только в течение двух лет в старшей школе. Этого времени недостаточно для развития всех ожидаемых навыков. Результаты экзаменов показали, что в процессе преподавания, обучения и оценивания необходимо:
- повышать грамотность чтения учащихся для быстрого поиска ключевых слов, идей, мнений, информации;
- развивать использование межпредметных знаний по математике, физике, химии, биологии, экономике для решения интегрированных задач прикладного характера;
- добиваться выражения учащимися на казахском и английском языках с использованием более обширного словарного запаса собственных мыслей и мнений, формирования критического мышления и анализа информации.

По результатам экзамена экспертами ЦПИ проведен анализ выполнения заданий экзаменационных работ в разрезе тем и разделов учебной программы с указанием типичных затруднений учащихся для использования учителями школ при организации учебного процесса.

 

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no