электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

Инновационная, научно-экспериментальная деятельность в системе повышения квалификации

№ 6 (137) август 2014г.

А.К. АКИШЕВА, заместитель директора ФАО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области»

 

Инновационная, научно-экспериментальная деятельность приобретает особую значимость на современном этапе развития региональной системы образования, так как является основой для реализации современной мо- дели образования республики в соответствии со стратегическими целями и приоритетными направлениями Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг. Основной целью научно-исследовательской деятельности филиала акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области» является научно-методическое обеспечение образовательного процесса в системе повышения квалификации педагогических работников, а также поддержка инновационных процессов в образовательных учреждениях, укрепление связи педагогической науки и практики.

Одним из направлений деятельности института, реализующим данную цель, является внедрение инновационных технологий в практику образовательного процесса дошкольных, общеобразовательных и профессиональных организаций образования.

В 2011 году по инициативе филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области» на основании Приказа управления образования Акмолинской области от 10 января 2011 года № 5 «Об организации экспериментальной работы по технологизации учебного процесса в организациях образования Акмолинской области» был запущен эксперимент по технологизации учебного процесса в организациях образования Акмолинской области. «Главная идея технологизации учебного процесса заключается в переходе к творческому педагогическому труду, отказе от стандартной традиционной технологии обучения, рассчитанной на мелочную опеку учителя, гиперунификацию и сверхстандартизацию программ, создании механизмов саморазвития личности с присущим в условиях гражданского демократического общества разнообразием и взаимодействием государства и местного сообщества» [2, с.136]. В эксперименте задействованы 20 организаций образования.

С целью реализации задач информационно-теоретического этапа эксперимента группа лекторов ИПК ПР провела выездные курсы во всех школах-экспериментальных площадках. С методологическими основами технологий были ознакомлены 734 педагога. Участниками эксперимента были выбраны технологии следующих авторов: М. Жанпеисовой, П. Эрдниева, В. Шаталова, Е. Пассова, Т. Галиева, Ж. Караева, К. Вазиной, И. Якиманской, В. Зайцева, В. Монахова, В. Занкова. Были сформированы межшкольные творческие группы учителей в соответствии с выбранными технологиями.

В заключении информационно-теоретического этапа был проведен семинар-совещание, на котором рассмотрены вопросы методической поддержки экс- перимента, структуры управления экспериментом, методов опытно-экспериментальной, исследовательской работы, стимулирования творчества учителей-экспериментаторов, системы диагностико-мониторинговой деятельности, оформления промежуточных результатов и итогов эксперимента.

С сентября 2011 начался 2-й этап экспериментальной работы: внедрение образовательных технологий, который будет продолжен до июня 2014 года. Этот этап начался с разработки алгоритма внедрения технологий, определения экспериментальных и контрольных классов. Для организованного начала внедренческой работы были разработаны различные варианты диагностики и мониторинга результатов. С целью методического сопровождения эксперимента изданы 7 брошюр с приложениями в дисках, содержащих теоретический материал об образовательных технологиях, и сборник методических рекомендаций для завуча, состоящий из памяток по посещению уроков в экспериментальных классах.

Самой многочисленной группой, работающей над внедрением образовательных технологий в УВП, является группа учителей, выбравшая технологию Ж. Караева. На основе педагогической технологии трехмерной методической системы (ПТТМСО) Ж.А. Караева работают учителя во всех районах Акмолинской области. Учитывая многочисленность педагогов-сторонников этой технологии, координационным советом решено было организовать Ассоциацию учителей школ Акмолинской области, работающих по технологии Ж.А. Караева.

С целью оказания методической помощи и подведения итогов апробирования выбранных технологий проводили круглые столы, организовывали методические десанты в 7 регионах области, задействованных в эксперименте, проводили анализ работы всех 20 экспериментальных площадок, посещали уроки и занятия в школах-садах.

Проведению «десантов» предшествовала подготовительная работа, разработаны памятки по проверке документации эксперимента, анкеты для учителей-экспериментаторов, учащихся и их родителей, памятки по составлению отчета о проведенном методическом «десанте».

По итогам анкетирования проведен анализ отношения учащихся к участию в эксперименте:

8 % детей ответили, что стали чувствовать себя увереннее, но только на тех уроках, где идет эксперимент;

92 % учащихся указали на то, что обучение в экспериментальном классе изменило их учебную жизнь, изменилась успеваемость, появилась вера в то, что можно учиться лучше.

Эксперимент еще не завершен, подводить итоги будем во второй половине 2014 года. Но уже сейчас с полной уверенностью мы можем сказать, что эксперимент достиг своей цели – на первый план выходят определенные требования к личности, которая должна быть креативной, активной, социально ответственной, обладающей развитым интеллектом, высоким уровнем профессиональной грамотности, устойчивой мотивацией.

Итогом участия наших сотрудников в Международных стажировках, организованных АО НЦПК «Өрлеу», стал запуск в 2014 году экспериментальных проектов:
- Кооперативное обучение – инновационная модель повышения квалификации.
- Совершенствование процессов преподавания и обучения через использование технологии Lesson study (внедрение опыта работы АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»).
- Раннее развитие детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори.
- Когнитивно-продуктивная педагогическая технология обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями.
- Функционирование сетевого подхода в реализации «Модели психолого-педагогического сопровождения школьников с ограниченными возможностями в раз- витии в общеобразовательной среде» (дистанционное сотрудничество).

На данный момент идет реализация 1-го теоретического этапа, подготовлена нормативно-методическая документация, определены экспериментальные площадки.

Другим направлением инновационной работы института является создание и деятельность различных творческих объединений, которые направлены на активизацию творческого потенциала педагогической общественности, повышение статуса педагога, развитие профессиональной компетенции.

Четвертый год при филиале АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области» действует Ассоциация общественно-активных школ (ОАШ). В Ассоциацию ОАШ вошли 28 школ Акмолинской области. Общественно-активная школа – это школа, которая ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом.

После прохождения обучения на семинарах Ресурсного центра управленческие команды школ включились в реализацию поставленных перед ними задач:
- принятие концепции общественно-ориентированного образования;
- создание эффективной системы непрерывного гражданского образования;
- трансформирование организации образования в гражданский, культурный, общественный ресурсный центр микрорайона.

Все общественно-активные школы работают по раз- работке программ инновационного развития школы и участвуют в конкурсах грантовых проектов. Педагогический коллектив СШ № 16 г. Кокшетау работает над реализацией программы «Байтерек», цель которой – помочь самореализации ученика, раскрытию творческих способностей, умению реализовать себя в современном мире. В рамках этой программы идет реализация проекта «Школьный двор – моя страна». Общественно-активные школы г. Кокшетау работают над реализацией проекта «Школьное телевидение», в задачи которого входят социализация личности учащихся, адаптация выпускников к рыночным условиям, создание условий для реализации индивидуального подхода к учащимся, выбравшим будущую профессию, связанную с работой на телевидении. СШ № 4 г. Кокшетау работает над реализацией проекта «Создание условий для профессиональной ориентации учащихся с задержкой психического развития». Педагогический коллектив СШ № 8 г. Кокшетау реализует три проекта:
- «Организация деятельности психологического клуба «Менің болашағым» для оказания психологической поддержки родителям и детям из малообеспеченных семей;
- «Развитие математических навыков у детей дошкольного возраста» в разрезе преемственности между школой и детским садом;
- «Зимний сад как комната релаксации для учащихся из классов КРО» (проведение тренинговой работы с учащимися и их родителями).

Общественно-активная школа № 6 г. Кокшетау работает над реализацией проектов и программ:
- Проект «Организация исследования и опытнической работы на пришкольном учебно-опытническом участке», в реализации которого участвуют 2 картофелеводческие бригады детей и 2 бригады по озеленению, активное участие принимают родители;
- Комплексная программа «Здоровое поколение» (профилактика табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков), по итогам которой школа заняла 1-е место среди пилотных школ проекта «Факел здоровья».
- Комплексно-целевая программа «Организация занятости детей и подростков в летнее время», одним из направлений которой является организация совместных с родителями походов и экскурсий.

По совместной инициативе национальных координаторов ЮНЕСКО (России, Украины и Казахстана) в 2012 году прошла акция «Международная неделя образования взрослых» под девизом «Образование на протяжении всей жизни: разнообразие идей, концепций, форм, методов, технологий». Одним из координаторов данного мероприятия выступил директор филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области» Е.Т. Исимбаев. В конкурсе «Красивая школа», проведенном в ходе акции, приняли участие общественно-активные школы: СШ № 4 г. Кокшетау и СШ им. С. Сейфуллина Бурабайского района. По итогам XV Международного конкурса «Красивая школа», прошедшем в г. Санкт-Петербурге, СШ им. С. Сейфуллина Бурабайского района получила номинацию «За успешный старт».

Для методической поддержки ОАШ определен день консультативной помощи, изданы методические рекомендации.

На протяжении 10 лет в институте действует Акмолинское областное общественное объединение «Развитие Критического мышления», в которое входят на настоящий момент 528 педагогов учреждений образования области. Основной целью деятельности объединения является улучшение качества обучения на всех уровнях посредством внедрения прогрессивной педагогической и методологической философии проекта «Развитие Критического мышления через Чтение и Письмо». Проект направлен на внедрение инноваций и развитие в области образования, переподготовку и повышение квалификации кадров. В доступной форме предлагает конкретные методы трансформации учебного процесса в классе на ученикоцентрированное обучение. Объединение способствует профессиональному развитию учителей через проведение обучающих, развивающих семинаров, тренингов, конференций. В рамках проекта школьники под руководством педагогов занимаются различными исследованиями, проектами. Это, к при- меру, «Развитие мышления через этнографическое Чтение и Письмо», «Семейная грамотность», создание читательских клубов, «День Чтения» и т.д.

Таким образом, осуществляемая институтом научно-исследовательская работа вносит определенный вклад в разработку проблемы профессионального развития учителя, а результаты научной, опытно-экспериментальной работы и практическая реализация целей и задач общественных объединений, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности, подтверждают результативность работы института в данном направлении.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

3. Современные технологии обучения: Тез.докл. IX междунар. конф. – СПб.: ЛЭТИ, 2003. – 631 с.

4. Монахов В.М. /доклад на отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования/. – М. 2005.

5. Кабдыкаиров К., Монахов В. Педагогическая технология обучения и ее принципы // Вестник высшей школы Казахстана. – 1996. – № 5.

6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996.

7. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989.

8. Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. Монография. – Орел.: ОГУ, 1997. – 208 с.

 

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no