электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

Качественные знания – основа устойчивого развития

№ 5 (136) май 2014г.

А. Б. ТУКБАЕВА, директор КГУ «Комплекс школа-детсад», поселок Шашубай, Актогайский район, Карагандинская область, депутат Карагандинского областного маслихата

 

К сожалению, в условиях высокотехнологичного обучения, ввиду объективных обстоятельств, качество знаний детей в МКШ не всегда соответствует современным требованиям. Поэтому целью форума стало рассмотрение приемлемых путей модификации деятельности малокомплектных школ в соответствии с государственной политикой в области образования, направленной на повышение конкурентоспособности личности учащегося.


16-17 апреля 2014 года на базе КГУ «Комплекс школа-детский сад» поселка Шашубай Актогайского района прошел межрегиональный форум «Эффективные пути решения повышения качества знаний в сельских школах», организованный Управлением образования и УМЦ РО Карагандинской области. В форуме приняли участие заместители акимов 9 районов, руководители и методисты районных отделов образования, директора и заместители директоров по учебно-воспитательной работе малокомплектных и опорных школ, а также представители Алматинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей. 120 участников форума в течение 2-х дней обсуждали вопросы обеспечения качества образования в малокомплектных школах. Если образование является важней- шей сферой социальной жизни, то школа в сельской местности является центром интеллектуального, культурного развития не только школьников, но и всего местного сообщества.

Открывая форум, заместитель акима Карагандинской области Жумабеков Б.К. отметил, что сегодня особую актуальность приобрели проблемы развития малокомплектных школ. Выпускники этих школ должны быть успешны и конкурентоспособны в со- временном мире. Для этого нужно обеспечить все необходимые условия для качественного образования сельских школьников.

В своем докладе «Состояние и перспективы развития малокомплектных школ области» руководитель управления образования Карагандинской области Аймагамбетов А.К. указал на проблему отсутствия или несоответствие скорости Интернета договорным установкам со стороны поставщиков-предприятий, что мешает внедрению дистанционного обучения и развитию сетевых сообществ организаций образования.

Одним из путей решения проблемы является оптимизация сети малокомплектных школ и создание опорных школ для осуществления основной задачи – сетевого взаимодействия по предпрофильному и профильному обучению с колледжами и предприятиями, развитие инновационной деятельности учащихся, расширение охвата дополнительным образованием для выхода сельских школ на новый качественный уровень. В данное время для реализации этих задач уже разработаны нормативно-правовые документы, регламентирующие работу опорных школ.

Аймагамбетов А.К. предложил алгоритм действий по разработке пошагового плана открытия опорных школ и определения юридического статуса для целенаправленного выделения средств и эффективного использования их на укрепление материально-технической базы. Он отметил, что на сегодняшний день только 51 малокомплектная сельская школа (20%) закреплена за опорными школами, в будущем откроются еще 19 опорных школ с охватом 116 МКШ, и за действующими ресурсными центрами будут закреплены также 33 малокомплектные школы. На базе опорных школ планируется создание Центров педагогического мастерства для обеспечения непрерывности в профессиональном развитии и информационной поддержки педагогов магнитных школ. Кроме того, на базе школ создаются дистанционные центры для организации обучения в межсессионный период на основе индивидуальных учебных планов с использованием электронных ресурсов.

Аким Актогайского района Омарханов Н.И. представил презентацию Программы развития образования Актогайского района на 2014-2016 годы. Для решения проблем было предложено создание 3-х опорных школ – региональных ресурсных центров, объединяющих вокруг себя малокомплектные школы района. Если существующие Ресурсные центры – КГУ «СШ им. К. Байсейтовой» села Актогай и КГУ «Комплекс школа-детский сад» поселка Шашубай – объединяли от 3-х до 5-и школ, то теперь вокруг данных опорных школ будут сосредоточены остальные малокомплектные школы. Опорные школы, на базе которых осуществляется интеграция информационных, кадровых, учебно- методических ресурсов входящих в них организаций, компенсирует дефицит образовательных условий для осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучения в каждой малокомплектной школе в условиях перехода на новое содержание образования.

Депутат Карагандинского областного маслихата, директор опорной школы поселка Шашубай Тукбаева А.Б., раскрывая роль опорных школ в обеспечении качества образования МКШ в условиях перехода на новое содержание образования, в своем выступлении поделилась опытом и достижениями обычной обще- образовательной школы, которая работает в проекте Назарбаев Интеллектуальные школы, используя современные информационно-коммуникационные технологии, участвует в международных проектах, грантовых программах международных фондов. Выпускники школы успешно обучаются в вузах и магистратурах Италии, Англии, Болгарии, Китая и Франции. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, дети обычной сельской школы востребованы в мировом сообществе, когда глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи.

Участники форума в режиме реального времени прослушали он-лайн-обращение председателя Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные Школы» Шамшидиновой К.Н. В своем выступлении она отметила новые тенденции в определении роли и характера развития системы образования в целом, которые носят глобальный характер, где основополагающим является вопрос актуальности и применимости содержания образования. Поэтому содержание должно соответствовать требованиям времени, раскрывать насущные и актуальные вопросы современности для того, чтобы подготовить учащегося к реальной жизни и его буду- щей деятельности.

Участники не только обсуждали проблемы МКШ, вносили свои предложения, но и принимали конкретные решения по рассматриваемым вопросам. Завершенность 1-му дню форума придало подписание меморандума между руководителем управления образования Карагандинской области Аймагамбетовым А.К. и акимом Актогайского района Омархановым Н.И., в котором нашли отражение основные аспекты развития системы образования региона – создание корпоративной системы управления, повышение статуса педагогических работников, решение финансовых вопросов развития МКШ и др.

Особый интерес вызвала выставка-галерея достижений опорных школ (ресурсных центров) и цифрового образовательного контента Национального научно- технического холдинга «Парасат» г. Алматы. В рамках выставки главный проектный менеджер АО «Национальный центр информатизации» Арыстанова А.Ж. вы- ступила с проектом на тему «Технологизация учебного процесса на основе электронных учебников как условие качественного образования МКШ».

Наряду с использованием электронных учебников педагоги и учащиеся ресурсного центра активно используют бесплатный доступ к межвузовской библиотеке, обеспеченный Карагандинским Экономическим университетом Казпотребсоюза. Связь с высшей школой помогает не только в вопросах информатизации образовательного процесса, но и способствует активной профориентационной работе на старшей ступени обучения. Ежегодно для учащихся региона проводятся консультации в он-лайн режиме с руководителями и преподавателями ведущих вузов г. Караганды: КЭУ, КарГТУ, университета «Болашак», КарГУ им. Е. Букетова.

Второй день форума начался с мастер-классов, которые провели сертифицированные учителя 1 и 2 уровней школы поселка Шашубай Оспанова Ж.К. (математика), Бегдербекова Б.К. (казахский язык и литература), Гурова Л.П. и Орынбет С.Ж. (химия), Джакупова А.К., Киргизбекова Ж.Е. (английский язык), Ныгметуллина Ш.К. (основы экономики и финансовой грамотности). Все они прошли курсы повышения квалификации по уровневой программе, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Кембриджским университетом. На своих уроках педагоги показали, как на практике используются 7 модулей планирования современного урока.

Семинар-тренинг «Программа развития школы», который провела директор филиала Центра педагогического мастерства г. Караганды Сурначева О.Г., нацелил участников форума на пересмотр программы развития малокомплектных школ с учетом нового содержания образования. Продолжением начатого диалога стал коучинг-сессия «Особенности организации деятельности работы МКШ».

Участники форума работали в четырех группах, которые вели коуч – сертифицированные учителя КГУ «Комплекс школа – детский сад» пос. Шашубай – учителя начальных классов Смагулова Б.М., Муртазина А.Т., заместитель директора по воспитательной работе, учитель казахского языка и литературы Бегулинов К.С., учитель физической культуры Шакирбеков Д.Т. и их коллеги – педагоги школы-гимназии № 93 г. Караганды Ахнаева Б.Ж. и Кубекова К.Т.

В завершении форума состоялся круглый стол «Эффективные пути повышения качества знаний в сельских школах» под руководством Контаева С.С., научного руководителя проекта «Опорная школа (РЦ)», где участники поделились своими мнениями и предложениями. Опорные школы – это один из эффективных путей решения проблем МКШ, прообраз будущих сельских школ, потому что они создают условия для формирования личности ученика.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no