электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

Профессиональное образование и обучение

№ 1 (132) январь 2014г.


Н.Ж. ОСПАНОВА, директор колледжа технологии и менеджмента, г. Алматы

 

Система ТиПО играет ключевую роль в удовлетворении интересов личности, потребностей рынка труда и перспектив развития экономики и социальной сферы. Существенным вкладом в развитие человеческого капитала страны в области ТиПО стали Государственная программа развития ТиПО в Республике Казахстан на 2008-2012 годы и Проект «Модернизация ТиПО».

В основе проекта модернизации ТиПО лежит создание национальной квалификационной рамки, модернизация профессиональных стандартов и системы оценки квалификации и создание независимой аккредитации учреждений ТиПО; модернизация управления и финансирования ТиПО; институциональные планы развития, программы повышения квалификации преподавательского состава.

В рамках реализации проекта модернизации ТиПО за счет займа Всемирного банка с 2012 года были организованы и реализованы проекты по повышению квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения, руководителей и менеджеров организаций ТиПО через региональные центры, проекты Европейского союза и других независимых центров.

Важную роль в развитии профессионального образования играет социальное партнерство. В городе Алматы есть интерес к работе по данному направлению (ни один из потенциальных социальных партнеров, приглашенных к диалогу, не отказался от него); действует реальный механизм стыковки интересов работодателей и организаций технического и профессионального образования. Активную позицию по данному вопросу занимает Региональная палата предпринимателей г. Алматы (РПП), Казахстанская Туристская Ассоциация (КТА), Союз пищевых предприятий Казахстана (СППК), Ассоциация колледжей города Алматы, Отраслевые советы и многие другие ассоциации и организации.

Дальнейшее развитие профессионального образования требует разработки нормативов и инструментария обеспечения качества образования, учитывающих интересы работодателей, самих студентов и родителей, общества. Важнейшим компонентом системы управления качеством ТиПО является мониторинг качества подготовки специалистов. Для того чтобы эта система функционировала, в некоторых колледжах г.Алматы разработана и внедрена программа по обеспечению эффективности внутреннего контроля и мониторинга качества подготовки специалистов. Данная программа стала локальным оперативным документом в осуществлении мониторинга всех видов деятельности и позволила перейти на новую, более высокую ступень управления качеством ТиПО – стратегическое планирование на длительный период, основным инструментом которого является система менеджмента качества (СМК).

Вместе с тем на сегодняшний день существуют проблемы, препятствующие совершенствованию и модернизации системы ТиПО:

- отсутствие на рынке труда профессиональных стандартов, современных квалификационных требований к специалистам не позволяет достичь адекватности содержания подготовки кадров потребностям индустрии и работодателей;

- разработанные проекты профессиональных стандартов по отраслям не в полной мере соответствуют реалиям, к тому же они разработаны без участия представителей ТиПО, которые могли бы учесть специфику и технологии по их разработке, чтобы в дальнейшем «переложить» их в образовательные программы;

- существующая инфраструктура и материально-техническое оснащение системы ТиПО не в полной мере обеспечивают качество подготовки кадров и привлекательность обучения для молодежи;

-низкая мотивация инженерно-педагогических работников вызывает отток высококвалифицированных кадров в другие сферы экономики;

-неэффективное управление не обеспечивает конкурентоспособность учебных заведений в рыночных условиях;

-низкое финансирование и стоимость расходов на обучение одного специалиста по государственному образовательному заказу не способствуют получению обучающимися современных квалификаций, а также академическую мобильность педагогов и студентов, которая приблизила бы ТиПО к европейской политике в области профессионального образования и обучения (ПОО);

-необходимость решения вопросов непрерывного об- учения и повышения квалификации в течение всей жизни;

-несовершенство некоторых нормативно-правовых документов в области ТиПО;

-объединение профессиональных лицеев и колледжей привело к уменьшению количества выпускников с рабочими профессиями, т.е. механизм профориентационной работы среди казахстанской молодежи направлен на специалистов среднего звена. И, конечно же, уменьшение специалистов технического и обслуживающего труда во всех отраслях экономики, связанных с высокими технологиями и профессиональной деятельностью, не совместимо с принципами рыночной экономики;

-существующие образовательные учебные программы не учитывают региональные компоненты, они негибкие, и данные образовательные программы «связывают руки» учебным заведениям в реализации инновационных подходов с компетентностным подходом в обучении. Учебные заведения ТиПО вынуждены переходить на экспериментальную работу, чтобы как-то преодолевать эти препятствия;

-несовершенство оценки квалификации профессиональной подготовленности специалистов установленного и повышенного уровней квалификаций. Европейский опыт показывает, что профессиональные навыки человека могут быть признаны через демонстрационные экзамены, независимо от того, приобретены ли они в процессе трудовой деятельности, учебы или любой другой деятельности.

Несмотря на имеющиеся сегодня в ТиПО временные препятствия, в области ПОО происходят инновационные процессы, которые, безусловно, ведут к позитивным изменениям. Благодаря инновациям, появляются авторские концепции, новые модели организаций ТиПО; разрабатываются программы развития учебных заведений, регионов; активно обновляется содержание образования на основе компетентностного подхода; происходит перестройка форм, методов, процесса обучения и воспитания с учетом личностно-ориентированного подхода; создаются системы мониторинга, диагностического сопровождения образовательного процесса, осуществляется переход учебных заведений ТиПО из режима функционирования в режим развития и саморазвития.

 
 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no