электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

Профессиональное образование:
что выбирает молодежь

№ 1 (132) январь 2014г.


А.А. СЕМЧЕНКО, зам. директора по учебной работе филиала АО НЦПК «Өрлеу» Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК, профессор, член-корреспондент КАО

 

Согласно Конституции Республики Казахстан и Закону «Об образовании» все молодые люди в нашей стране должны получать среднее образование, однако анализ ситуации показывает, что реально среднее образование в объеме, установленном ГОСО, ежегодно получают не более 60% от числа учащихся, поступивших в 1 класс. В докладе ОЭСР сделан анализ за 2008-2011 годы. Для Казахстана в указанный период, по официальным данным, показатели следующие: 2008 г. среднюю школу не окончили 121,3 тыс. детей, что составляет 42,4% от числа детей, завершивших обучение в объеме 9 классов. В 2009 г. – 129,3 тыс., или 45,9%, в 2010 г. -121,4 тыс., или 43,7%, в 2011 г. - 108,2 тыс., или 38%. Снижение процентных показателей связано не с желанием молодежи оканчивать школу в полном объеме, а с изменениями правил поступления в вузы после окончания колледжей. Куда пошли учиться выпускники 9 классов, не пожелавшие продолжать обучение в средней школе? Они пошли учиться в колледжи и профессиональные лицеи, где наряду с профессиональным обучением они должны получить среднее образование. Однако анализ учебных планов и программ общеобразовательных предметов, изучаемых в организациях технического и профессионального образования (ТиПО), показывает, что по предметам, не связанным с будущей профессиональной деятельностью, объем учебного времени сокращен от 30 до 60%, а в ряде случаев предметы в учебном плане вообще не предусмотрены. Таким образом, говорить о получении среднего образования учащимися организаций ТиПО в объеме государственного стандарта не корректно. Напрашивается однозначный вывод о том, что средний показатель реально получивших полное среднее образование в объеме государственного стандарта за 2008- 2011 годы составил 57,5%.

Учитывая данные показатели, следует оценивать перспективы получения молодежью профессионального образования и карьерного роста. В данном процессе наметились две тенденции, обусловленные экономическими условиями и условиями социализации. Первая тенденция характеризуется пониманием молодежью того, что хорошее среднее образование может обеспечить получение высшего профессионального образования за государственный грант, что в дальнейшем обеспечит конкурентоспособность на рынке труда и высокий уровень вознаграждения в виде заработной платы. Налицо понимание прямой зависимости личных доходов от уровня образования. В то же время для Казахстана остается актуальным разрекламированное высшее образование, не подкрепленное потребностями рынка труда. Примером служат юридические и экономические специальности. В конце прошлого и начале нынешнего веков эти специальности для молодежи и родителей преподносились как высокооплачиваемые и необходимые для общества. Получить их можно было во всех вузах и колледжах. В результате среди молодежи в возрасте от 21 года до 25 лет по этим профессиям самый высокий уровень безработицы.

В последнее пятилетие наметился устойчивый рост внимания молодежи к техническим специальностям. Определенную роль в этом сыграли работодатели. На престижные позиции стали выходить специальности нефте-, газодобычи, инженерные, технические, строительные.

Вторая тенденция проявилась в желании молодежи освоить специальности в организациях ТиПО. Привлекают короткие по сравнению с вузами сроки обучения, большая практическая направленность профессионального обучения, более высокая оплата труда в начале трудовой деятельности. Молодежь получает возможность быстрее реализовать свои амбиции на рынке труда.

Здесь необходимо указать на специфику функционирования организаций ТиПО. С 1990 по 1995 годы количество профессиональных лицеев сократилась в два раза, а те, что остались, перешли на подготовку специалистов не- наукоемких профессий в основном сферы обслуживания или профессий, дающих возможность начать свой, хотя бы небольшой бизнес. Произошло отставание количества и качества подготовки рабочих и специалистов от потребностей рынка труда. В результате на сегодняшний день самый низкий процент безработной молодежи в возрасте от 21 года до 25 лет приходится на тех, кто получил профессиональное образование в организациях ТиПО. Таким образом, конкуренции на рынке рабочих профессий нет. Сдерживающим фактором при приеме на работу является только уровень профессиональной квалификации. Примером может служить крупнейший мегаполис Казахстана г. Алматы. В декабре 2013 г. в нем ощущался недостаток рабочих по специальностям монтажники – 11%, электрики – 14,3%, слесари – 14,4%, токари – 15%, сварщики – 17,6%. Среди молодых людей данного возраста, получивших профессиональное образование в колледжах, процент безработных выше, поскольку их профессиональные амбиции устремлены не на рабочие профессии.

Таким образом, особенности образования и специфика формирования рынка труда обусловили более низкие показатели безработицы среди молодежи в Казахстане по сравнению со странами ОСЭР. В Казахстане уровень молодежной безработицы в 2011 году составил 4,6%, по данным Агентства РК по статистике. В общем числе безработных доля молодежи (в возрасте 15-24 лет) в 2011 г. году составила 12,2%, или 57,9 тыс. человек. Здесь сказалось желание работодателей принимать на работу лиц, имеющих определенный стаж работы. Но его у молодых людей, как правило, нет. Не случайно Парламент Республики обсуждает вопрос отмены в Трудовом кодексе испытательного срока для молодых людей, впервые устраивающихся на работу.

 

 
 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no