электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Система оценивания в Назарбаев Интеллектуальных школах: настоящее и будущее

№ 10 (131) декабрь 2013г.


О. МОЖАЕВА, директор департамента оценки качества образования
М. ТЫНЫБАЕВА, заместитель директора департамента оценки качества образования АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

 

Мы все живем в замечательное время, особенностью которого являются степень и масштаб происходящих изменений. Две основные движущие силы – технологические инновации и рост населения – преобразуют наш образ жизни и стиль работы, создают огромную нагрузку на природные ресурсы планеты и меняют сущность политики и культуры. Всегда и повсюду новые технологии производят коренную ломку природы труда. Новые формы труда все активнее опираются на высокий уровень знаний и навыков специалистов, а также на творческую и инновационную мысль.

В мире современных технологий востребованы интеллектуальные способности совершенно другого качества по сравнению с потребностями общества индустриальной экономики. Производство оснащается новыми формами деятельности, базирующимися на технологических и информационных разработках и требующими высочайшего профессионального уровня.

Во всем мире правительства и компании, учитывая скорость происходящих изменений и понимая, что единственные ключи к будущему – это образование и обучение, осознают насущную потребность развивать творческий и инновационный потенциал. Всем нам уже сейчас приходится приспосабливаться к современному миру, в котором то, что считалось благом для большинства людей - гарантированное пожизненное трудоустройство на одном рабочем месте, уже воспринимается как пережиток прошлого. И можно предположить, что в следующие сто или даже пятьдесят лет нашим детям придется сталкиваться с трудностями, которых человеческая история еще не знала.

Именно школа с адекватным происходящим изменениям содержанием образования и соответствующей содержанию системой оценивания может обеспечить сложный процесс развития тех навыков, благодаря которым общество в целом и каждый человек в отдельности смогут лучшим образом существовать в настоящем и создавать для себя достойное будущее. С этой целью Автономной организацией образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Университетом Кембриджа разработана и внедряется Интегрированная образовательная программа, важной частью которой является модель оценивания для измерения уровня достижений учащихся в овладении навыками и обеспечении прогресса.

Оценивание само по себе не является целью. Оно является частью обучения и преподавания в соответствии с целями обучения для развития навыков широкого спектра. Наша задача – создание системы оценки, позволяющей сопровождать каждого ученика от момента поступления и до выпуска из Интеллектуальной школы, обеспечивая регулярную корректировку обучения на основе результатов оценивания.

Для этого мы совместно с нашими стратегическими партнерами Международным экзаменационным Советом Университета Кембридж в Великобритании, Институтом педагогических измерений Сито в Нидерландах, Центром талантливой молодежи Университета Джонса Хопкинса в США разрабатываем целый ряд оценочных процедур.

Для реализации оценивания создан Центр педагогических измерений, использующий инновационные подходы в разработке и администрировании. Осуществляется подготовка специалистов, школы знают, как проводить оценивание на местах.

Я коротко расскажу о некоторых оценочных процедурах, реализуемых в Интеллектуальных школах, более подробную информацию Вы получите от наших специалистов и международных экспертов-партнеров АОО на секциях конференции.

В Интеллектуальные школы учащиеся поступают в 7 класс на Грант Президента на конкурсной основе. Для этого нами разработана система конкурсного отбора. Она направлена на отбор детей, способных к изучению естественно-математических наук, и включает новые задания, ориентированные на проверку функциональной грамотности учащихся: по математике через оценку работы с рисунками, графиками, диаграммами, по языкам - через оценку грамотности чтения при работе с текстом. Также применяются инструменты для оценки зрительной памяти, пространственного мышления, логики, что важно для обучения учащихся в школах естественно-математического направления.

Впервые мы начали применять статистическую и психометрическую обработку результатов учащихся, позволяющую учитывать качество тестовых заданий и автоматически корректировать итоговые баллы, обеспечивая равные возможности всем претендентам без проведения апелляции. Мы продолжаем работу по увеличению и совершенствованию базы заданий и обеспечению безопасности оценивания.

Внедряемая в Интеллектуальных школах Интегрированная образовательная программа ориентирована на применение полученных знаний, поиск и обработку информации путем анализа и синтеза, критическое мышление, самостоятельное обучение и сотрудничество, направленные на умение решать проблемы и быть успешными.

Для оценивания этих навыков разработана и внедряется Интегрированная модель критериального оценивания, которая
- основывается на принципе единства обучения и оценивания;
- направлена на формирование целостного подхода к обеспечению прогресса и успеваемости учащегося;
- обеспечивает реализацию целей обучения и сбор доказательств достижения знаний и навыков в соответствии с учебными программами;
- включает разнообразие способов и форм оценивания на основе содержания учебной программы по предмету для каждого класса.

В отличие от традиционного, установлены единые критерии оценивания – такие, как знание и понимание, применение знаний, работа с информацией, критическое мышление и рефлексия, языковые навыки (аудирование, говорение, чтение и письмо), навыки практической и экспериментальной деятельности.

Критерии четко соотнесены с целями обучения и используются для постоянной обратной связи с учащимися и родителями, корректировки в организации учебного процесса класса в целом и индивидуальной помощи каждому ученику по слабо усвоенным темам.

Критериальный подход позволяет оценивать не только степень развития навыков, но и эффективность учебной программы.

Нам предстоит нелегкая и продолжительная работа по становлению формативного оценивания, как «оценивания для обучения», учитывая отсутствие опыта и практики у учителей в стране. Да и у учителей Интеллектуальных школ он пока небольшой.

Поэтому мы начинаем разрабатывать дескрипторы успеха учащихся в достижении целей обучения в разрезе уровней обучения, классов, предметов и разделов учебной программы.

Мы создаем и обучаем профессиональное сообщество учителей, которое осуществит стандартизацию подходов при проведении внутреннего суммативного оценивания и модерации результатов оценивания.

Нами разрабатывается система мониторинга учебных достижений учащихся по математике в соответствии с целями обучения учебных программ.

Впервые специалистами АОО и учителями Интеллектуальных школ установлены стандарты оценивания, позволяющие отслеживать индивидуальный прогресс каждого ученика, понимать причины трудностей в обучении на определенных этапах и в динамике по годам.

В настоящее время такая система мониторинга разрабатывается по языковым предметам: казахскому, русскому, английскому для оценки достижения владения четырьмя видами речевой деятельности в соответствии с уровнями Общеевропейской рамки владения языками CEFR.

Результаты мониторинга учебных достижений учащихся, осуществляемого внешне Автономной организацией образования по отношению к школе, могут быть использованы учителями для модерации результатов формативного и суммативного оцениваний.

Мы разрабатываем систему итоговой аттестации выпускников Интеллектуальных школ. В этом году впервые учащиеся 12 класса пяти школ будут сдавать экзамены внешней независимой организации – Международному экзаменационному Совету Кембриджского Университета.

Экзамены по математике, физике, химии, био- логии, экономике и предмету «Глобальные перспективы» и проектная работа будут проведены на английском языке. Экзамены по предметам «Казахстан в современном мире» и «география» – на казахском языке.

Формы проведения экзамена включают эссе и тесты на проверку языковых компетенций учащихся, задания различного уровня сложности, требующие краткого и развернутого ответа, практические работы в лаборатории, курсовые работы и проекты. Одновременно мы продолжа- ем разработку экзаменационных материалов для внешней итоговой аттестации учащихся основной и начальной школы.

Важное значение для нас имеет международное признание деятельности Интеллектуальных школ. С этой целью мы провели подготовку к аккредитации. В этом году несколько Интеллектуальных школ осуществили процесс самооценивания деятельности в соответствии со стандартами, разработанными АОО совместно с международными экспертами CIE по девяти направлениям: ценности школы, лидерство и управление, куррикулум, преподавание и обучение, педагогические кадры и повышение их квалификации, успеваемость учащихся и прогресс в обучении, индивидуальное развитие учеников, их здоровье и безопасность, взаимодействие школы с родителями и сообществом.

Результаты самооценивания прошли процесс валидации, три школы, по мнению валидационной комиссии из международных экспертов, готовы к процессу аккредитации. Это школы г. Астаны, Талдыкоргана и Семея. И мы будем подавать заявку в международное аккредитационное агентство. Одновременно остальные Интеллектуальные школы, включая вновь открытые в этом году, будут осуществлять процесс подготовки для получения международного признания своей деятельности. Интеллектуальная школа г. Астаны завершила процесс авторизации дипломной программы, получила статус Школы Международного Бакалавриата и приступила к авторизации программы основной школы. Продолжается работа по внедрению во все оценочные процедуры компьютерного оценивания, которое исключает влияние человеческого фактора и способствует более прозрачному процессу оценивания.

Несколько слов о результатах учащихся. Мы сегодня имеем хорошие показатели выпускников Интеллектуальных школ. В 2012-13 учебном году школу закончили 451 выпускник, из них 135 выпускников, или 30% поступили в Назарбаев Университет, 289, или 64%- в другие вузы страны, 13, или 3%- в вузы стран СНГ, 14, или 3%- в вузы зарубежных стран. Мы имеем положительную динамику доли выпускников, поступающих еже- годно в Назарбаев Университет. Это наше настоящее. Но, несмотря на весь накопленный нами опыт за небольшой период работы и уже фактическое использование новых подходов на практике, мы понимаем, что перед нами стоят другие задачи, диктуемые временем.

На что ориентировано оценивание в будущем? В мире выделено несколько приоритетных на- правлений развития оценивания, и «Назарбаев Интеллектуальные школы» будут следовать этим направлениям.

1. Оценивание ориентировано на повышение ценности обучения посредством предоставления информации по результатам оценки:
- учащимся - о том, как лучше учиться,
- учителям - как лучше преподавать,
- школам - как быть эффективнее,
- ответственным органам и политикам – насколько успешны реформы в системе образования.

И для этого мы работаем над созданием системы отчетности для всех заинтересованных сторон.

2. Использование данных как формативного, так и суммативного оцениваний для моделирования практики хорошего преподавания и обучения.

3. Оценивание ориентировано на использование современных информационных технологий по принципу «в любом месте в любое время», когда у учащихся есть доступ к Интернету посредством планшетов, смартфонов, телефонов и соответственно – к инструментам оценивания.

4. Применение компьютерного оценивания с использованием инновационных технологических приложений: симуляция приближенных к реальности ситуаций для проверки функциональной грамотности учащихся, трехмерное воспроизведение заданий, геометрическое построение и визуализация, мультимедиа и игры.

Это позволит учащимся выполнять задания с применением интегрированного знания и критического мышления, что невозможно при оценивании на бумажных носителях.

5. Использование компьютерного адаптивного оценивания, учитывающего уровень успеваемости индивидуального ученика путем предоставления более сложных заданий на основе прошлого уровня успеваемости или последовательно усложняющихся заданий.

Совместно с Даремским университетом Великобритании мы провели пилотное оценивание дошкольников детского сада Интеллектуальной школы г. Талдыкоргана с использованием адаптивного теста. Результаты будут обсуждены на одной из секций Конференции.

6. Использование инструментов для оценки совместного решения проблем, когда несколько участников, объединяя свои знания, навыки и усилия, делятся пониманием для достижения конкретного решения. Этот подход будет использован в международном исследовании PISA в 2015 году. И нам всем нужно к этому готовиться.

7. Использование при оценивании не только ответов учеников, но и того, как быстро они пришли к этим ответам и каким путем, что в мире называется оценкой «визуализации мыслей учеников». И нам тоже необходимо развивать оценку «визуализации мыслей учащихся».

8. Применение автоматизированного подсчета баллов, максимально исключающего вовлечение субъективного влияния человека, но под присмотром человека.

Мы это уже используем в конкурсном отборе и будем использовать в других оценочных процедурах при применении компьютерного тестирования.

9. Учет контекста оценивания: как учащийся сдал оценивание и какой набрал балл – это факт, почему учащийся сдал оценивание именно так – это интерпретация, требующая знания контекста (например, влияние состояния образовательной среды).

Для этого мы разрабатываем систему показателей и индикаторов оценки обеспечения качества образования для проведения многофакторного анализа.

10. Интегрирование информации по результатам разных видов оценивания (тесты, эссе, интервью и др.) для проверки навыков широкого спектра.

Применение критериальной системы оценивания и использование разных по форме экзаменационных материалов итоговой аттестации позволит нам делать это.

Конечно же, использование таких инноваций в оценивании требуют серьезной работы по обеспечению безопасного проведения оценивания, сохранности и конфиденциальности материалов, равности доступа к процедурам оценивания в школах разных регионов страны.

С образовательной точки зрения, главной тенденцией развития системы оценивания является тот факт, что она становится неотъемлемой частью обучения.

Учитель учит и одновременно оценивает, а оценивая, учит.

Спасибо за внимание!

 
 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no