электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Качество образования и воспитания: неиспользованные резервы

№ 6 (127) август 2013г.


Л.А. Попова, редактор журнала "Открытая школа"

 

Что общего между рекой и школой?

Сразу хочу оговориться: это не научная статья. Это – монолог редактора на тему «Как влияет педагогическая периодика на профессиональный рост учителя?» Я хочу изложить свою точку зрения, подкрепляя ее мнениями педагогов (ученых и практиков). А вы, уважаемый читатель, имеете возможность высказаться «за» или «против», изложить собственное мнение, написав в редакцию (наш адрес: [email protected]). Самые интересные письма будут опубликованы в нашем журнале.

Начну с известной притчи:

Два дровосека как-то поспорили, кто из них срубит больше деревьев с утра и до четырех часов пополудни. С утра мужчины разошлись по своим позициям. Поначалу они работали в одном темпе. Но через час один из них услышал, как второй перестал рубить дерево. Поняв, что это его шанс, первый лесоруб удвоил свои усилия. Прошло десять минут, и он услышал, что второй дровосек снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг первый лесоруб опять услышал, как его противник снова остановился. Вновь дровосек обрадованно принялся за работу, уже ощущая запах победы. И так продолжалось целый день. Каждый час один из лесорубов останавливался на десять минут, а второй продолжал работу. Когда время истекло, тот, кто работал не переставая, был совершенно уверен – приз у него в кармане. Каково же было его удивление, когда он узнал, что ошибся.

- Как это получилось? – спросил он своего напарника. – Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как ты умудрился нарубить больше дерева, чем я? Это невозможно!

Ответ соперника можно прочитать ниже, но прежде чем это сделать, попытайтесь дать свой вариант. На что бы вы потратили передышку?

- На самом деле все очень просто, – прямо ответил тот.
– Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время, как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

Любая профессиональная деятельность требует отточенных инструментов, и самообразование – один из способов держать их в рабочем состоянии. Эта форма развития профессиональных ресурсов является наиболее эффективной, хотя бы потому, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Стоит ли ждать, когда это произойдет, чтобы потом наверстывать упущенное, не лучше ли постоянно «держать руку на пульсе» и самостоятельно систематически приобретать знания в области своей профессиональной деятельности? Правда тут есть одно «но»: у человека должен быть непосредственный личный интерес к самостоятельному изучению материала. Среди мотивов специалисты выделяют следующие:
–мотивы успеха;
–мотивы преодоления профессиональных затруднений;
–мотивы, направленные на улучшение
–материального благополучия;
–мотивы профессионального признания;
–карьерные мотивы;
–другие мотивы [2].

Напрашивается вывод: если учитель не занимается самообразованием (или делает это формально), значит, у него нет ни одного из вышеперечисленных мотивов. Тогда что он делает в школе? Ведь, перефразируя известное изречение, «в одну и ту же школу нельзя войти дважды», потому что дети растут буквально на глазах, они меняются от класса к классу, от поколения к поколению. И им не скажешь: «Остановитесь! Не меняйтесь!» А сколько новых идей, концепций, проектов и программ появилось в сфере образования за последние годы – образование для всех, глобальное образование, образование для устойчивого развития, образование, ориентированное на результат, образование в течение всей жизни и т.п. Новых качеств от педагога требует переход на 12-летнее образование. В результате сегодня, как пишет А.А. Жайтапова: «Оказался востребованным учитель-исследователь, владеющий методологической культурой, умеющий прогнозировать результат, проектировать свою деятельность по достижению этого результата» [5]. А это уже, согласитесь, иной, более высокий уровень качества ресурсов профессионального педагога.

Исследования, проведенные Организацией Экономического Сотрудничества и Развития, показали, что ни объем средств, вкладываемых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей не дали такой жесткой корреляции с результатами учащихся, как качество преподавательских кадров. [6]. А ученые штата Теннеси (США) в результате эксперимента увидели, что если двум 8-летним ученикам средних способностей дать разных учителей: одного – высокой, а другого низкой квалификации, то результаты их обучения разойдутся за три года на 50 с лишним процентов [17].

«Добавленная стоимость» профессиональной периодики

Особенно актуальной проблема развития профессиональных ресурсов современного педагога стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Вопросам педагогической информации посвящена работа С.Д. Мукановой «Учитель в условиях инновационной деятельности». Автор рассматривает информационное обеспечение «как орудие и средство деятельности, как социальное «добавление» к биологическим возможностям педагога» [10]. Поток информации – это не метафора, а реальная характеристика нашей жизни. Французский экономист Жорж Андериа подсчитал, что объем информации удвоился за 1500 лет от Иисуса до Леонардо, снова удвоился за 250 лет от Леонардо до смерти Баха, удвоился опять к началу прошлого столетия, а в очередной раз удвоился всего за семь лет (1967-1973 гг.) [9].С 1991 г. удвоение происходит ежегодно [12]. То есть объем информации увеличился настолько, что никаких биологических возможностей не хватит хотя бы отследить все, что происходит в педагогической науке и практике.

Немаловажное значение в этой связи приобретает педагогическая периодика. Ее главная задача – просеять информацию, отобрать наиболее значимую, достоверную, скомпоновать и донести ее до читателя. Таким образом, профессиональные периодические издания помогают учителю экономить силы и время, выполняя функцию навигатора в информационном море. «Педагогическая периодика – это эффективное средство педагогической коммуникации, охватывающее практически все области фундаментальных и прикладных знаний педагогической сферы. Педагогическая периодика, по сравнению с учебниками и учебными пособиями, обладает специфическими особенностями – оперативностью публикаций, она многограннее, шире и неакадемично отражает быстро меняющиеся явления в педагогическом сообществе. По степени новизны знаний она опережает монографии на 5-7 лет и учебные книги в среднем на 10-12 лет» [4].

Хочу остановиться на функции «коммуникация». Коммуникация – связь, общение, обмен духовными ценностями или эмоциональным состоянием, одинаковым для общающихся. «Когда врач читает в газете об уникальной операции, он извлекает из этого факта не только саму фактографию события, но ощущает значимость собственной социальной роли. На этом основан механизм восприятия массовой информации индивидом – это не только обмен информацией, но и ценностями, источник поддержки социальных ролей индивидуумов» [16].

В прошлом году на День учителя мы получили поздравительную открытку от учителей карагандинской школы №23. Они написали: «Нам нужны новые идеи, которые помогают нам в работе. Нам нужен опыт наших коллег, который помогает нам чувствовать себя уверенно. Нам нужно, чтобы вы рассказывали о нас, о наших сомнениях и находках. О том, как мы идем, приобретая опыт, знания в своем профессиональном деле. Вы смогли нас объединить, мы чувствуем, что мы вместе с вами. И тогда мы можем многое!»

То есть педагогическая периодика не только оперативно информирует, но и в виде «добавленной стоимости» повышает самооценку, создает определенный настрой в педагогическом сообществе. Это особенно важно сейчас, в условиях непрекращающейся реформы образования. «Специфика современной системы образования как значимой несущей конструкции общества состоит в том, что ее изменения невозможны «сверху» – их двигателем должна быть вся учительская корпорация. С точки зрения коммуникационной стратегии МОН, это означает, что необходимо расширять арсенал каналов информационного взаимодействия с учителями и получения обратной связи напрямую, минуя административные барьеры. Таким образом, повышение престижа учительской профессии должно означать реальное участие учителей в творческом процессе преобразований и повышение их самооценки за счет расширения профессиональных возможностей». [7]. Как тут не вспомнить классиков! Мы когда-то наизусть учили про идеи, которые становятся материальной силой, если они овладевают массами, и про роль прессы, как коллективного организатора и агитатора. Престижность профессии – объективная реальность. Престижной профессию делает не указ министерства, а ее способность «разрулить» проблемы, стоящие перед обществом. Но профессия – это еще и совокупность профессионалов. Профессионалов, а не пешек...

Педагогическая периодика – это именно тот канал, который позволит миновать административные барьеры и обратиться напрямую к учителю.

Конечно, информационные ресурсы педагога не ограничиваются только профессиональной периодикой. Ведь не секрет, что сегодня все больше людей отдает предпочтение Интернету. Например, популярный в Казахстане сайт «Коллеги», который создала известная в стране журналистка Людмила Борисовна Мананникова, посещают в день 15000 гостей со всего света. Ни один из профессиональных журналов не имеет такого тиража! Поэтому в апреле-мае 2013 г. мы провели несколько фокус- групп с учителями, чтобы узнать их мнение по поводу профессиональных педагогических периодических изданий. На вопрос: «Какие вы видите преимущества и недостатки у печатных изданий по сравнению с электронными?» наши респонденты ответили так:

 

Плюсы

Минусы

Удобнее читать.
Крупнее шрифт.
Весомее аргументы.
Полезнее для здоровья.
Для кинестетиков важны тактильные ощущения.
Во время чтения возникает момент общения.
К информации в журнале больше доверия.
Сохраняется культ книги.
Журналы не заменимы, когда нет доступа к Интернету.
Накапливается макулатура.
Печатные издания дороги.
Приходится тратить время на копирование.
В Интернете можно найти больше информации здесь и сейчас.
Плохо работает почта.
Часто печатные издания черно-белые.

Отрадно, что магия печатного слова еще сохраняется. «Люди, не читающие книг, газет и журналов, существовали всегда. Они были и до прихода кинематографа, и до начала эры телевидения, и до появления Интернета. Если даже отнять у таких граждан «паутину», телевизор и кино, они все равно не станут ничего читать. Но одновременно всегда были и другие люди, которые не могут жить, чтобы не читать. Чем их не соблазняй, они никогда не откажутся от чтения, хотя не оттолкнут и другое» [3].

«Учитель читающий» – норма или вымирающий вид?

Ученые доказали, что для поддержания высокой профессиональной компетентности специалисту надо ежедневно прочитывать 1-2 газеты, 1-2 журнала, 100-150 страниц научного текста, 100-150 страниц текста для саморазвития [2]. На мой взгляд, это очень высокая планка. Тут даже навыки скорочтения не помогут, но стремиться к этому все-таки нужно.

Много ли читают современные казахстанские учителя? Трудно сказать, так как исследований на эту тему явно недостаточно. Хочу отметить социологический опрос «Портрет современного учителя», который провели в 2004 г. доктора педагогических наук А.К. Кусаинов, К.Ж. Кожахметова и кандидат социологических наук М. Е. Демеуова [8]. На вопрос о наличии личной библиотеки опрошенные учителя ответили так: свыше 50 книг – 43%, до 50 книг – 32%, не имеют книг – 20%, отказались отвечать – 5%. На вопрос «Какие газеты и журналы выписываете?» часто встречались ответы – никакие; покупаю по мере необходимости; выписываем, что заставляют; не имею возможности; не выписываю, так как не хватает денег на оплату детского сада, лекарств для ребенка; плохо доставляют. Список газет и журналов, которые выписывала школа, тоже оказался скудным.

В 2006 г. журнал «Открытая школа», ОФ «Образование и развитие для 21 века», Государственная детская библиотека им. С. Бегалина при поддержке Образовательного центра «Билим-Центральная Азия» провели мини- исследование «Профессиональные педагогические издания в республике Казахстан: обзор ситуации». Его цель довольно скромна и очень конкретна: создать прецедент аналитического обзора той ниши информационного поля Казахстана, которая представлена официально зарегистрированными профессиональными педагогическими изданиями, и, тем самым, привлечь внимание как органов управления образованием, так и профессиональных издателей к одному из важных ресурсов развития системы образования в Казахстане [13].

Отчет по исследованию издан отдельной брошюрой. Его можно найти на сайте журнала «Открытая школа» www.open-school.kz в рубрике «Самообразование». Исследование показало, что по количеству наименований (более 130) рынок насыщен, а по количеству подписчиков (примерно 1 журнал на двух учителей) – до насыщения далеко. В советское время для учителя было нормой выписывать 3-4 профессиональных издания. В постсоветский период единственным министром, который попытался эту традицию возродить, была Шамша Копбаевна Беркимбаева.

Конечно, нужно сделать скидку на то, что не все издания удовлетворяют запросы педагогов, и они читают не только казахстанскую прессу. Каждая школа выписывает и российские журналы. Но в российских журналах нет ни слова о казахстанской реформе образования.

Хочется верить, что за последние семь лет ситуация изменилась в лучшую сторону.

Читательский интерес педагога может о многом рассказать администрации школы. Так, например, в Костанайском педагогическом колледже, библиотека которого имеет достаточное количество специальной литературы, журналов, задались вопросом, каков процент преподавателей, регулярно читающих эту литературу? Вот так выглядит характеристика читательских интересов преподавателей колледжа[11]:

 

Наименование журнала

Количество преподавателей, регулярно читающих данные издания

1 Народное образование 2
2 Педагогика 8
3 Вестник образования 5
4 Методист 4
5 Білім – инфо 4
6 Білім – Образование 4
7 Справочник руководителя образовательного учреждения 5
8 Вестник АПН 3
9 Вопросы педагогики 6
10 Открытая школа 10
11 Профессионал Казахстана 8
12 Директор Казахстанской школы 6
13 Этнохудожественная культура 2
14 Справочник классного руководителя 4
15 Начальная школа Казахстана 7
16 Бастауыш мектеп 6
17 Информатика и образование 1
18 Этнопедагогика 5

58% педагогов колледжа в своей практической деятельности используют публикации из научных и методических журналов, 76% применяют новинки, почерпнутые в периодике, в воспитательной работе, 48% сами публикуют статьи как методического, так и исследовательского характера.

Пока аттестация не грянет, учитель не опубликуется

Несколько лет назад мне в руки попал сборник статей «Управление ростом и реализацией профессиональной компетенции учителя в школьном образовательном пространстве», в котором были отражены результаты работы московской городской экспериментальной площадки в 2007 г. Мое внимание привлекла таблица «Рабочая система компетенций учителя личностно-ориентированного образовательного процесса». В ней умение учителя ориентироваться в современных публикациях по дидактике, в исследованиях по базовым наукам относится к предметно-методологической компетенции и стоит на первом месте. Оптимально, если он отлично справляется с этой задачей, и это отражается в оборудовании кабинета, в организации учебной деятельности, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников. Достаточно, если учитель время от времени использует материал публикаций для подготовки докладов и отчетов, эпизодически использует информацию о последних достижениях науки в содержании учебного процесса. И вызывает опасение, если он практически не следит за достижениями в области новых подходов в преподавании своего предмета.

Компетенции в сфере трансляции собственного опыта стоят на седьмом месте. Оптимальным уровнем московские коллеги считают умение самостоятельно подготовить и оформить статью, не требующую правки, научной и предметной редактуры. Достаточным – когда для систематизации, структурирования, обобщения выводов учитель требует помощи. Критический уровень – когда учитель практически не может сам обобщить свой опыт.

Я бы хотела на этом остановиться подробнее. «В действительности, именно информация, которой владеет человек, и его способность и готовность поделиться ею определяют ценностный человеческий потенциал. Сегодня сведения и люди связаны, как никогда прежде: одно не может с полной отдачей работать без другого. Сотрудники нуждаются в своевременных, существенных и самое важное – организованных сведениях больше, чем в огромных зданиях и в колоссальном количестве оборудования. Менеджмент обязан своевременно вкладывать полезные данные в руки человеческого капитала и обучать сотрудников использованию таких сведений» [15].

Когда обязательным условием аттестации на высшую категорию ввели наличие публикаций, многие учителя мне жаловались: «Зачем нам эти публикации! Придумали на нашу голову новую печаль. Делать нам больше нечего…» На что я отвечала словами Януша Корчака: «Публикации – налог на опыт». Или рассказывала притчу:

Репортер как-то раз спросил у фермера, может ли тот поделиться секретом своей кукурузы, которая год за годом выигрывала все конкурсы по качеству. Фермер ответил, что весь секрет состоит в том, что он раздает лучшие початки для засева всем своим соседям.

- Зачем же раздавать лучшие зерна соседям, если они постоянно, наряду с вами, участвуют во всех конкурсах и являются конкурентами?

- Видите ли, – улыбнулся фермер, – ветер переносит пыльцу с моих полей на поля соседей и наоборот. Если у соседей будут сорта хуже, чем у меня, то вскоре и мои посевы станут ухудшаться. Если я сею хорошую кукурузу, я должен позаботиться о соседях и помочь им посеять такую же. А как уж каждый из нас будет ухаживать за посевами – это другой вопрос.

Но пока «аттестация не грянет, учитель не опубликуется». Конечно, писать статьи не каждому учителю легко и просто. Проще дать открытый урок, чем описать свой опыт. Ведь этому не учили, а это – самостоятельный и достаточно сложный вид деятельности. По нашим наблюдениям, компетенциями в сфере трансляции опыта примерно 80% учителей владеют на достаточном уровне и только 20% – на оптимальном. Материалов на критическом уровне к нам не поступало. Правда, были попытки выдать за свою статью, скачанную из Интернета.

В тех коллективах, где целенаправленно ведется работа с педагогами по обобщению и трансляции опыта, и публикаций больше, и качество их значительно выше. Для примера могу сослаться на карагандинскую гимназию №45 и алматинскую гимназию №4. Это во многом заслуга администрации гимназий и научных руководителей Валентины Тихоновны Тихомировой (Алматы) и Нины Петровны Козловой (Караганда). Нина Петровна уже давно на пенсии, а навыки, привитые ею педагогам, работают до сих пор.

Более десяти лет журнал «Открытая школа» старается собрать «лучшие початки» и раздать всем педагогам их семена. Мы благодарны нашим авторам, которые щедро делятся своим опытом с коллегами, повышая качество образования не только на «своем поле», но и на «полях соседей». Это очень важно, потому что в начале нашего пути на предложение опубликовать свой опыт в журнале учителя отвечали отказом, они боялись выпустить из рук свои наработки. Сейчас таких страхов у педагогов уже нет.

Педагогическая периодика и педагогическое сообщество: правила игры

В ноябре 2007 г. Тахир Оспанович Балыкбаев, будучи президентом тогда еще Казахской Академии Образования, собрал редакторов профессиональных педагогических изданий. Встреча была интересной, в непринужденной обстановке мы знакомились друг с другом, рассказывали о своих изданиях, поднимали волнующие нас проблемы. Это – отсутствие механизмов взаимодействия с научно-методическими учреждениями, органами управления и другими организациями образования, разобщенность и изолированность педагогических изданий, низкое качество значительной части публикуемых материа лов, несогласова нность терминов и понятий и др. Итогом встречи стали совместно выработанные рекомендации. К сожалению, эта встреча была первой и последней. Механизмы взаимодействия не выработаны до сих пор. Перечисленные проблемы остаются, а в результате огромный потенциал профессиональной периодики используется неэффективно. Из-за того, что по виду собственности большинство изданий являются частными, некоторые принадлежат общественным организациям и лишь небольшой процент – государству [7], педагогическая периодика и система образования в основном существуют сами по себе, двигаясь параллельным курсом. А попытки их сближения при формальном подходе к делу можно трактовать как коррупцию.

Сегодня необходимо более тесное взаимодействие органов управления образования с профессиональными педагогическими изданиями. Необходимо предусмотреть для журналистов, работающих в этих изданиях, пресс-конференции, семинары и тренинги по актуальным проблемам реформы образования, предложить специалистам подготовить ряд публикаций для педагогов и родителей, разъясняющих смысл реформ.

Нужна продуманная политика поддержки профессиональных педагогических изданий. В качестве отправной точки можно использовать те рекомендации, которые были выработаны на упомянутой встрече в КАО им. Алтынсарина [14]. В числе конкретных мер, могущих положительно влиять на ситуацию, можно было бы рекомендовать создание целевой финансовой поддержки информационных потребностей педагогических кадров: выделение ваучера на приобретение профессиональной литературы и подписку на профессиональные издания. И отдельного внимания заслуживает подготовка кадров – журналистов, хорошо разбирающихся в вопросах образования. Они востребованы и в профессиональных и массовых изданиях. А для этого нужен спецкурс «Педагогическая журналистика». Я думаю, что для вузов, готовящих педагогов и журналистов, это вполне посильная задача, тем более, что прецеденты у российских коллег уже есть.

Итак, на поставленный в начале статьи вопрос можно дать однозначный ответ: педагогическая периодика – важный и незаменимый ресурс профессионального роста учителей. Но в настоящее время ему недостаточно уделяется внимания как со стороны самих педагогов, так и со стороны менеджеров образования разного уровня. Если задействовать этот резерв на 100%, то можно получить существенную прибавку в росте профессионализма педагогов и качества образования и воспитания учеников.

 


Источники:

1. Бондаренко Н.И. Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии российского образования (на примере журнала «Учитель» – 1861-1918; 1997-2009 гг.) Текст: автореф. дис. …/ А.А. Бондаренко. – М., 2010.

2. Брязгунова Е. Н. Самообразование как основа успешности человека [Текст] / Е. Н. Брязгунова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012.

3. Васин С. Магия печатного слова. Источник доступа: http://www.kauppatie. com/2007/09-2007/18.htm

4. Виноградова Н. А. Формирование профессионализма студентов педколледжа средствами педагогической периодики. Текст: автореф. дис.../ Н.А. Виноградова. – М., 1999.

5. Жайтапова А.А. Научно-методическое обеспечение профессионального роста учителей на этапе перехода к модели образования, ориентированного на результат. Текст / А.А. Жайтапова. -Алматы, 2004.

6. Жумагулов Б. Выступление министра образования и науки РК на совещании у Премьер-Министра РК по вопросу повышения качества педагогических кадров 24.05.2011. Источник доступа: http://ru.government.kz/documents/publications/359

7. Информационная кампания в поддержку реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011- 2012 гг. Источник доступа: http://www.pandia.ru/text/77/153/16987.php

8. Кусаинов А.К., Кожахметова К.Ж., Демеуова М.Е. Портрет современного учителя. Текст. А.К. Кусаинов., К.Ж. Кожахметова, М.Е. Демеуова // «Открытая школа», №6(31), 2004.

9. Максимов А. Как разговорить собеседника, или ремесло общения. Текст / А. Максимов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004.

10. Муканова С. Учитель в условиях инновационной деятельности. Текст / С.Д. Муканова. – Алматы, «Ронд», 2002.

11. Нурахметова К.М. Самообразование педагога как форма совершенствования профессионального мастерства. Текст /. К.М. Нурахметова // «Открытая школа», №4, 2013.

12.Основы социальной информатики. Источник доступа: http://xreferat.ru/32/29- 1-osnovy-social-noiy-informatiki.html

13. Профессиональные педагогические издания в республике Казахстан: обзор ситуации. Текст / – Алматы: Образовательный центр «Билим – Центральная Азия», 2006.

14. Рекомендации встречи редакторов педагогических периодических изданий с президентом КАО им. Ы. Алтынсарина 06.11.2007 г. Текст // «Открытая школа», №9(70), 2007, с.2.

15. Человеческий капитал: человеческий потенциал и человеческие ресурсы. Источник доступа: http://www.vashakomanda.ru/article18.htm

16. Федотова Л.В. Социология массовой коммуникации: теория и практика. Текст / Л.В. Федотова. – М., 2008.

17. Форум "Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС НОО". Источник доступа: http://netedu.ru/node/6450.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no