электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Аккредитация: казахстанский подход к обеспечению качества

№ 5 (126) май 2013г.


Р. Г. СЕЙДАХМЕТОВА, директор Центра Болонского процесса и академической мобильности МОН РК, г. Астана,
М.А. СКИБА, начальник управления стратегического развития и контроля качества КазЭУ им. Т.Рыскулова, г. Алматы

 

Казахстан успешно интегрируется в международное образовательное пространство, становится его частью. Фактически принципы Болонского процесса стали направляющими векторами модернизации системы образования и легли в основу Государственной программы развития образования РК на 2010-2020 гг. Одним из основных трендов является создание многоуровневой системы оценки качества образования. Первый уровень системы оценки предполагает построение системы гарантии качества в самой организации образования. Следующий уровень предполагает внешнюю проверку деятельности организации образования аккредитационным агентством. Третий – так называемая «аккредитация аккредитаторов» – проверка деятельности уже самих аккредитационных органов.

В Казахстане аккредитация впервые была проведена в 2001 г. в форме государственной аккредитации вузов только по количественным параметрам, которые представили вузы в Министерство образования и науки РК. Таким образом, по формальным признакам было аккредитовано около 60 казахстанских вузов.

В 2005 году был создан Национальный аккредитационный центр. При этом сам процесс внешних проверок в ходе аккредитации начался в 2009 году. По итогам аккредитации в 2009-2010 годах сертификаты получили 39 вузов. В это время аккредитация была только институциональной, и ее осуществляли 2 казахстанских агентства – Национальный аккредитационный Центр (НАЦ) и Независимое казахстанское агентство оценки качества образования (НКАОКО). Специализированную аккредитацию казахстанские вузы проходили в зарубежных агентствах.

Фактически в 2011 году были сформированы новые подходы к аккредитации казахстанских высших учебных заведений в независимых агентствах согласно европейским стандартам и рекомендациям по гарантии качества (ЕSG). Все это нашло отражение, прежде всего, в ряде нормативно- правовых актов, начиная с закона «Об образовании». В нем определена возможность прохождения аккредитации организациями образования, в том числе вузами, колледжами, школами.

В законе «Об образовании» под аккредитацией организации образования понимается «процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным стандартам аккредитации с целью предоставления объективной информации об их качестве». Также предусмотрены два типа аккредитации: институциональная (всей организации образования) и специализированная (отдельных образовательных программ). Аккредитация осуществляется за счет финансирования самих организаций образования. Однако она влечет за собой определенные правовые последствия – с 2015 года организации, прошедшие процедуру аккредитации, освобождаются от государственной аттестации.

С 2012 года начался этап аккредитации в независимых казахстанских и признанных в Казахстане зарубежных агентствах. Институциональная аккредитация может осуществляться в двух казахстанских агентствах – Независимом агентстве аккредитации и рейтинга (НААР) и НКАОКО.

Приказом Министра образования и науки РК (№ 556 от 30.12.2011г.) введен в действие нормативный документ, определяющий Порядок и требования по ведению Национальных реестров аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных программ. 31 мая 2012 года на заседании Республиканского аккредитационного совета состоялось рассмотрение вопроса формирования и ведения Национального реестра аккредитационных органов (признания аккредитационных органов) в сфере образования.

Стандарты институциональной аккредитации можно использовать не только для внешней, но и для внутренней оценки своей деятельности и разработки соответствующей внутренней нормативной документации.

В стандартах достаточно часто употребляется термин «заинтересованные лица», определяемый как «круг физических и юридических лиц, которые имеют прямое или косвенное отношение к организации образования, реализующей международные образовательные программы, и заинтересованы или потенциально могут проявить интерес к деятельности организации образования». В частности, для школ – это обучающиеся, учителя, работники, родители (опекуны) обучающихся, местные государственные органы, казахстанские и зарубежные организации образования, Министерство образования и науки РК.

В настоящее время стартует аккредитация школ, реализующих международные образовательные программы, то есть «образовательные программы, признанные и реализуемые в зарубежных странах, подготовка по которым осуществляется организацией образования в РК».

Целью институциональной аккредитации международных школ является обеспечение качества деятельности организаций образования, реализующих международные образовательные программы. Кроме того, сама процедура аккредитации служит использованию зарубежного опыта в системе казахстанского образования. Вторым этапом в аккредитации школьного образования предполагается аккредитация школ, реализующих уникальные программы с казахстанским содержанием, – школ для одаренных детей и специализированных школ.

Аккредитация программ и школ – это признанный в мире способ внешней оценки обеспечения качества образования. Структура стандартов британской Независимой школьной инспекции (Independent School Inspectorate – ISI) включает:

1. Качество академических и других достижений
- Вклад учебной программы и внеклассных занятий.
- Вклад преподавания.

2. Качество личностного роста
- Духовное, моральное, социальное и культурное развитие учеников.
- Вклад мероприятий по благосостоянию, здоровью и безопасности.

3. Эффективность управления и руководства
- Руководство и управление в школе.
- Соответствие собственника и персонала.
- Здание и помещение.
- Качество связи с родителями и опекунами.
- Предоставление информации для родителей, опекунов и третьих лиц.
- Школьная процедура по обращению с жалобами.

Критерии стандарта казахстанского агентства НААР, применяемые для аккредитации школ, реализующих международные образовательные программы, содержат:
- Эффективность управления и руководства.
- Педагогический коллектив и эффективность преподавания.
- Обучающиеся.
- Взаимодействие с родителями.
- Информирование общественности.
- Финансы.
- Ресурсы: материально -технические и информационные.

При этом для международных школ стандарты институциональной аккредитации способствуют:
- Включению в социо-культурную среду РК международных школ.
- Сохранению национальных традиций.
- Изучению государственного языка.
- Развитию полиязычного образования.
- Включению казахстанского содержания в учебные дисциплины.
- Учету индивидуальных возможностей обучающихся.

Стандарты стимулируют постоянное, непрерывное развитие как организации образования, так и потребность в самообразовании в педагогическом и ученическом коллективах, выбор индивидуальных образовательных траекторий и индивидуализацию учебного процесса в целом, учет постоянной обратной связи с адресатами образования, открытость и доступность руководства и администрации школы, учет возможных рисков, стимулирование мотивации к повышению квалификации преподавательского состава, профессионализм и личностные качества учителей и руководящих работников.

Реализация образовательной программы направлена на формирование образованности учащихся, соответствующей планируемым результатом обучения, предусмотренным реализацией образовательных программ.

Школа должна определить собственные требования к реализации международной образовательной программы с учетом казахстанских особенностей и культурных традиций.

Образовательные программы предусматривают возможность построения индивидуальной образовательной траектории, учета личностных потребностей и возможностей обучающихся.

Оценка качества образовательных программ осуществляется на основе
- анализа учебных планов, календарно- тематических планов, внутренних нормативных документов, регламентирующих реализацию образовательных программ;
- анализа методик обучения и организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося;
- интервьюирования и анкетирования учащихся, педагогов и заинтересованных сторон;
- результатов посещения аудиторных и внеаудиторных занятий в школе;
- анализа методики и результатов наблюдений за проведением оценивания знаний учащихся.

Критерии оценки образовательных программ предполагают выполнение ряда требований, изложенных ниже. Слово «должен» предполагает обязательное соблюдение критерия. Слово «возможно» не предусматривает обязательное соблюдение требований.

Школа должна иметь политику по учебному плану, в которой отражаются принципы и механизмы формирования учебного плана, контроля его претворения в жизнь и регулярного пересмотра на основе результатов контроля.

Школа должна включать в учебный план дисциплины, которые отражают казахстанское содержание. Дополнительно могут изучаться дисциплины, связанные с такими общими темами, как изучение родного и иностранных языков, математика, естественные и технические науки, социальные науки, физическая, музыкальная подготовка.

При составлении учебного плана школа должна иметь четкую схему, понимание того , каким возрастным группам учащихся доступны или не доступны определенные знания и навыки, а также методы преподавания.

Учебный план должен четко разграничивать долю теоретических и практических занятий в рамках отдельных дисциплин.

Учебный план должен в рамках каждой дисциплины предусматривать меры действия по поддержке учеников с трудностями в обучении.

Учебный план должен предусматривать критерии, предъявляемые к учащимся различных годов обучения, и механизм продвижения учащихся из одного года обучения (возрастной категории) в другую.

Учебный план должен содержать навыки, необходимые учащимся во взрослой жизни, – коммуникативные навыки, общественные навыки, поведенческие навыки, целеустремленность, лидерские навыки.

Учебный план должен содержать системную подготовку учащихся старших классов (классов профильной школы) к поступлению в высшие учебные заведения Республики Казахстан или страны происхождения школы или к трудоустройству.

Школа должна отслеживать достижения учащихся во внеклассной деятельности и поощрять такие достижения.

На регулярной основе в школе должна проводиться оценка качества процесса преподавания, образовательного процесса в целом с целью осознания необходимости в изменениях и их реализации в образовательных программах школы.

Процедура проведения институциональной аккредитации школ состоит из следующих этапов:
- Заявка школы в агентство. Принятие решения. Договор.
- Обучение рабочих групп. Предварительный осмотр школы.
- Проведение школой самооценки на соответствие стандартам. Экспертиза отчета о самооценке.
- Визит Экспертной комиссии. Составление отчета ЭК о соответствии школы критериям.
- Принятие решения Аккредитационным Советом.
- Результат институциональной аккредитации – Гарантия качества реализуемых в РК международных образовательных программ.

Аккредитация позволяет обеспечить качественное образование на международном уровне, привлечь и признать международные бренды в сфере образования, использовать лучший зарубежный опыт. К главному преимуществу аккредитации относится построение гибкой системы обеспечения качества образования и постоянного улучшения организации образования деятельности.

 

Тема номера








 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no