электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Сингапур: опыт работы по подготовке и повышению квалификации педагогических работников

№ 3 (14) март 2013г.


Е.Т. ИСИМБАЕВ, директор филиала АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области

 

Президент Н.Назарбаев в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» отмечает: «Важно повышать качество педагогического состава; надо усилить... требования к повышению квалификации преподавателей школ и вузов...».

В декабрьском 2012 г. Послании Президента Республики Казахстан, Лидера Нации Н.А.Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» подчеркивается: «Мы последовательно проводим курс на развитие доступного и качественного образования, развиваем сеть интеллектуальных школ и профессионально-технических школ».

Таким образом, перед системой образования Казахстана поставлена приоритетная задача дальнейшего повышения качества образования. На наш взгляд, решение данной задачи – в повышении качества преподавания, которое во многом зависит от профессионального уровня педагога.

Как показал мировой опыт, передовые образовательные системы сосредотачивают внимание на повышении качества работы педагога, поскольку именно этот фактор оказывает прямое влияние на уровень образования обучающихся. Как отмечается в Отчете МакКензи: «Качество образовательной системы не может превышать качества ее учителей. Поэтому все реформы в образовательной системе нужно начинать с самих педагогов. Результаты дальнейших реформ будут зависеть от уровня профессионалов».

В настоящее время в Казахстане идет становление современной системы повышения квалификации, способной решать актуальные проблемы школьной практики. Важно не только сохранить положительный опыт работы, на- копленный за последние 60 лет, но и привлечь опыт развитых стран. АО НЦПК «Өрлеу» формирует стратегию развития системы повышения квалификации, предусматривая участие в работе международных семинаров, форумов, курсов. В декабре 2012 года директора филиалов АО НЦПК «Өрлеу» приняли участие в семинаре, проходившем в Сингапуре. Это государство достигло больших высот в сфере образования и науки. Семинар был организован кооперативом Сингапурского Союза преподавателей.

Система образования Сингапура главной своей задачей считает формирование преподавательского состава мирового класса. На мировом уровне система образования Сингапура на протяжении последних трех лет занимает почетное первое место по качеству (по данным Всемирного экономического Форума; Отчета о Глобальной Конкурентоспособности 2010-2011; Глобального образовательного опроса Pearson Group 2012).

Система образования Сингапура включает 356 школ, в которых обучаются 510 тыс. учеников, работают 31 тыс. учителей, 2200 помощников учителей. 5500 человек составляют руководящий и технический персонал. Бюджет образования Сингапура в 2012 году составил 10,6 млрд. сингапурских долларов. 3% ВВП страны выделяется на образование, что является вторым показателем по величине после бюджета обороны.

Со дня получения независимости (1959 г.) система образования Сингапура прошла 4 этапа:

1. 1959-1978 гг. Главной целью работы в первый период было выживание, построение государственности. В это время открывались одинаковые школы и велась работа на одном уровне.

2. 1979-1996 гг. В этот период школы проходят отбор. Со стороны Министерства образования особое внимание начали уделять одаренным детям, была начата систематическая работа с этой категорией детей.

3. 1997-2011 гг. Этот период особо выделяется реализацией инновационных проектов в сфере образования. Появились понятия «мышление ученика», «думающая школа».

4. Современный этап состоит из больших положительных образовательных результатов. Если на первых этапах своего развития система образования Сингапура готовила учеников для работы на заводах, фабриках и на производстве, то сегодня она ориентирована на будущее.

Основное преимущество образовательной системы Сингапура – в отборе качественного со- става учителей. Эта работа построена системно и последовательно. Не все выпускники вузов могут работать педагогами. Процесс строгого Централизованного отбора учителей включает в себя
1. Перечень кандидатов по академическим результатам.
2. Собеседование с руководящим звеном.
3. Минимальное преподавание в школе (6 месяцев по контракту).
4. Обучение в Национальном Институте Образования (преподавательская практика).
5. Прикрепление к школе (1 год – испытательный период).

Централизованное обучение будущих учите- лей фокусировано на построении фундаментальных компетенций учителя. После продолжи- тельного обучения учителя, затраты на которое составляют 50000$ на одного педагога (за счет Министерства образования), заключается трех- летний контракт (минимальный период работы после НИО). Учителю оказывают финансовую поддержку, академическое обогащение через проекты и стипендии, предоставляют возможность краткосрочного прикрепления к школе, действует отпускная схема для профессионального раз- вития, стимулируется личное профессиональное развитие и обучение.

Все учителя принимаются на работу Министерством образования и являются госслужащими. Директора школ не решают, кого принимать на работу, и не определяют заработную плату. Рейтинг учителя определяется администрацией школы. Директор без Министерства образования не имеет права переводить учителей.

Профессиональное развитие учителя подразумевает
-поддержку сильной профессиональной этики;
-содействие культуре профессионального превосходства;
-создание культуры профессионального обучения и развития;
-усиление ключевых факторов развития.

Каждому начинающему учителю Сингапура оказывается дополнительная помощь, такая, как введение в работу, дружеское наставничество. Распределение в школы централизовано.

Карьерная структура и достижения подразумевают 3 пути:
1) учитель – заместитель директора – директор – РОО (28 районов);
2) рост учителя (категория по предмету);
3) другие пути (специалисты для системы образования).

Учителю предоставляется больше автономии для общения, в классе из 40 учеников на уроках действует особая программа рассадки и вовлечения учащихся. С 3-го класса начинают работать дополнительные учителя.

Через каждые 10 лет предоставляется 6 месяцев отпуска (3 мес. от государства + 3 мес. от школы). В 60 лет учитель может уйти на пенсию, в 65 лет получить свои пенсионные накопления.

В Сингапуре используется особая программа повышения квалификации учителей. Обучение длится 1 год и 6 месяцев. Новизну системы повышения квалификации Сингапура, на наш взгляд, составляют следующие основные компоненты:
1. Отбор педагогов ведется по определенным показателям.
2. Конструктивный подход в организации обучения педагогов.
3. Приоритетная роль руководящего звена при организации профразвития педагога.
4. Ответственность школ, «думающая школа», интеллектуальный стандарт.
5. Кооперативное обучение.
6. Профессиональные образовательные со- общества.
7. Профессиональные программы развития педагогов разрабатываются Сообществами учителей.

Учитель сам планирует повышение своей квалификации. Ежегодно на повышение квалификации имеют право 100 педагогов.

Примерные программы:
1. Предметно-ориентированные (например, «Исчисления в математике»);
2. Педагогико-ориентированные;
3. Оценивание для обучения;
4. Навыки управления.

Теоретической основой построения системы повышения квалификации в Сингапуре является кооперативное обучение. Кооперативное обучение – это технология обучения в малых группах. Успех работы групп кооперации за- висит от умения спланировать работу групп и от умения самих членов групп построить свою учебную деятельность, сочетая индивидуальную работу с работой в парах и группой в целом. Цели такой работы должны быть понятны и доступны.

Кооперативное обучение базируется на следующих принципах:
-Социальные цели – это общие цели всех членов группы.
-Личная ответственность каждого участника группы.
-Неоднородный состав группы. Группа состоит из педагогов разного уровня, с разными способностями и навыками.
-Одинаковая степень ответственности всех членов группы. Все в группе несут ответственность за работу в группе, поэтому нет лидера.
-Взаимная поддержка. Члены группы поддерживают друг друга, чтобы оптимально вы- полнить порученное каждому задание.
-Общее и специальное образование. Кооперативная работа в группе охватывает оба аспекта: как успешное продвижение в познавательном процессе каждого, так и завязывание и поддержание хороших рабочих (и не только) отношений между членами группы.
-Социальные навыки. Для успешной кооперативной работы необходим целый ряд социальных навыков: умение слушать, уважать мнение оппонента, критиковать с целью исправления ошибок.

При кооперативном обучении возрастает ответственность членов групп, от них требуются самостоятельный поиск и самостоятельная работа.

В сегодняшнем мире педагогу, да и любому члену общества, базовых качеств грамотного человека – умений читать, писать и считать – уже недостаточно. Для современного работника столь же базовыми не только завтра, но уже и сегодня являются
-понимание взаимосвязи компонентов сложных систем и умение применять это понимание на практике;
-сбор, организация и использование всех доступных информационных ресурсов для обеспечения наибольшей эффективности процесса;
-плодотворное сотрудничество с другими участниками процесса.

Следует сказать, что участие в работе семинара было весьма плодотворным. Опыт работы сингапурских педагогов показывает, что мы находимся на верном пути, так как многие направления деятельности мы уже успешно внедряем. Некоторые положения считаем целесообразным включить в нашу систему работы. Прежде всего речь идет о Строгом Централизованном Отборе претендующих на педагогическую деятельность, внедрении критического мышления и основных принципов кооперативного обучения, что является для нас нововведением.

Можно также ввести классификацию профессиональных программ развития педагогов (предметно-ориентированные, по педагогике и оцениванию обучения, по управлению и организационным навыкам, по креативному и инновационному привлечению детей) согласно потребностям педагогического сообщества.

Интерес представляет также система работы по оказанию дополнительной помощи начинающим учителям. Считаем необходимым приглашать опытных тренеров и педагогов Сингапура для проведения тренингов и чтения лекций учителям нашей страны, обмена опытом, внедрения модели кооперативного обучения, а также следует предоставлять лучшим учителям грант на повышение квалификации в Сингапуре.

Все эти пути позволят повысить качество образовательной системы, уровень профессионального развития педагогов Казахстана.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no