электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Система подготовки учителей к развитию у школьников полиэтнической культуры как составляющей функциональной грамотности

№ 2 (123) февраль 2013г.


М.В. СЛЕСАРЬ, директор филиала акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических кадров по Костанайской области», г. Костанай

 

«Новое мироустройство немыслимо без высокой нравственности и духовности. Именно они должны стать главными механизмами посткризисного переустройства мира. Все лучшее, что есть в культуре каждого народа, должно быть достоянием всего человечества. В таком мире не должно быть места взаимной подозрительности, дискриминации по религиозным или иным основаниям. Это будет сообщество, в котором прогресс будет измеряться не только количеством материальных благ, но и высокой нравственностью и ответственностью людей», – сказал на ІІІ съезде лидеров мировых религий Президент страны Н.А. Назарбаев (1).

Воспитание нового поколения духовного, нравственного, обладающего функциональной грамотностью, – задача, которую вновь поставил Президент нашей страны Н.А.Назарбаев, как условие качественного роста человеческого капитала, в Послании «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».

В нем говорится: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание.

Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях независимо от форм собственности»(2).

Важной составляющей функциональной грамотности подрастающего поколения является полиэтническая культура. Подготовка учителя к воспитанию поколения, способного оберегать и преумножать «уникальную ценность» – единство всех казахстанцев – важная проблема сегодняшнего дня, т.к. именно учитель является ключевой фигурой модернизации системы образования.

Актуальность этой проблемы объясняется необходимостью осмысления всеми педагогами нового взгляда на историю, отрицающего философию войны; недостаточностью знаний по этнологии, которая не изучается на большинстве специальностей вузов: необходим отбор и эффективное использование комплекса методологических подходов и технологий воспитания обучающихся; возрождение этической культуры.

На наш взгляд, только в этом случае, как следствие специальной подготовки, учителя смогут целенаправить преподавание всех предметов, воспитательную работу в организациях образования и работу с родителями на формирование полиэтнической культуры школьников, как важной составляющей функциональной грамотности будущих граждан полиэтнического государства, которым является Казахстан, что приведет, несомненно, к этнической, гражданской и планетарной идентификации подрастающего поколения.

В связи с приведенным обоснованием актуальности проблемы подготовки учителя к развитию у школьников полиэтнической культуры нами определена следующая система подготовки кадров новой формации:
- отбор содержания курсов повышения квалификации учителей с целью решения поставленной проблемы;
- специальная подготовка авангарда школьного сообщества, способного обеспечить преобразование содержания учебного и воспитательного процессов на развитие полиэтнической культуры школьников;
- мотивация субъектов инновационной деятельности, направленной на воспитание полиэтнической культуры учащихся;
- отбор наиболее эффективных методологических подходов и технологий с целью развития полиэтнической культуры обучающихся.

Первый компонент нашей системы содержит, кроме обогащения знаний по этнологии, современный взгляд на исторический процесс и будет направлен на изучение этнополитики Казахстана, освоение понятия «духовность» и ее составляющих, а также воспитание этической культуры, как составляющей полиэтнической культуры.

Второй компонент – специальная подготовка школьного сообщества, способного обеспечить направленность содержания учебного и воспитательного процессов на развитие полиэтнической культуры школьника. На наш взгляд, это могут быть методисты, руководители методических объединений, заместители директоров школ. Формы работы с ними самые разнообразные: конференции, семинары, круглые столы, дебаты и т.д.

Следующий компонент – мотивация субъектов инновационной деятельности. Как правило, это педагоги, проявляющие интерес к проблеме, интегрирующие специальные знания в учебную и внеклассную деятельность. Важной составляющей мотивации, кроме различных форм поощрений, должно быть проведение открытых занятий, выступления по обмену опытом на различных педагогических форумах.

Четвертый компонент – отбор наиболее эффективных методологических подходов и технологий с целью развития полиэтнической культуры школьников. Анализ методологических подходов и технологий показал, что важными для решения нашей проблемы являются системный, средовый и культурологический подходы с учетом амбивалентности явлений, а также гуманистические, информационные и продуктивные технологии.

На наш взгляд, такая система подготовки кадров будет способствовать воспитанию полиэтнической культуры будущего поколения, способного сохранить мир и согласие в нашей стране. Об этом сказал Президент Н.А.Назарбаев в выступлении «Казахстан на пути к обществу знаний»: «Я хочу напомнить о трех ключах казахстанского успеха, которые являются нашим народным достоянием.

Первое . Единство всех казахстанцев , представляющих 140 этносов – это уникальная ценность. Наша задача – оберегать ее и преумножать…

Второе. Толерантность, которая присуща всем нам вместе и каждому в отдельности. Спокойное понимание и уважительное восприятие этнических и религиозных отличий…

Третье. Это общность исторической судьбы. Наша цель не просто выжить в новых условиях изменяющего мира, но и продолжить свое развитие, укрепляя прежние достижения, расширяя свои возможности влиять на этот новый мир» (3).


Литература.

1. Назарбаев Н.А. Выступление на третьем съезде лидеров мировых религий. Страна и мир. – Июнь, 2009 г.

2. Назарбаев Н.А. Послание «Социально- экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». Страна и мир. – Январь, 2012г.

3. Назарбаев Н.А. Казахстан к обществу всеобщего труда – Учитель Казахстана. – Сентябрь, 2012 г.

4. Управление школой. Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения. Под редакцией А.М. Моисеева, А.А. Хвана. – Москва: Педагогическое общество России, 2005, с. 320.

5. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. – Ростов- на-Дону: «Феникс», Минск: «Тетра Систем», 2004, с.303.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no