электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Итоги реализации Государственной программы развития образования в 2012 году и задачи на предстоящий год в свете Послания Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан – 2050. Новый политический курс состоявшегося государства»

№ 2 (123) февраль 2013г.


Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. ЖУМАГУЛОВА на расширенной коллегии МОН РК. г.Астана, 31 января 2013 года

 

Уважаемый Серик Ныгметович!

Уважаемые члены коллегии и гости!

Завершился второй год реализации Государственной программы развития образования.

В 2011 году мы заложили новую законодательную и идеологическую базу в соответствии с политическим курсом и поручениями Лидера нации Н.А. Назарбаева. А 2012 год стал годом практической модернизации и значимых достижений. Во-первых, мы внедрили в практику большую часть принципиально новых базовых механизмов – их более 40. Во-вторых, существенно продвинулись в мировой оценке Глобального индекса конкурентоспособности ВЭФ – по 11 из 14 показателей получен важный прирост.

В целом мы успешно выполнили задачи, стоявшие в прошедшем году. За 2 года в 1,6 раза вырос бюджет образования – до 1,3 трлн. тенге. Существенно выросла и бюджетная дисциплина – освоение средств Министерством составило 99,8%.

Достигнуты все целевые индикаторы Госпрограммы на данный период. Все 128 мероприятий 2011 года и 119 мероприятий 2012 года выполнены. Подробный отчет МОН вам роздан и размещен на сайте министерства.

Теперь в Послании Главы государства «Стратегия Казахстан – 2050» перед нами поставлены принципиально новые цели. Причем образование выделено в отдельный блок как главный инструмент повышения конкурентоспособности нации. Это особая ответственность. Поэтому сегодня мы с вами должны проанализировать, чего достигли, и определить базовые задачи по основным направлениям.

В дошкольном воспитании благодаря программе «Балапан» вдвое увеличен охват детей – до 71,5%. По этому показателю мы уже стали лидерами в СНГ. Подключены и механизмы государственно-частного партнерства – подушевое финансирование, льготные кредиты фонда «Даму», концессии и частные инвестиции. В результате число частных дошкольных организаций выросло в 4 раза. За период реализации программы «Балапан» 80 тысяч женщин-матерей получили возможность выйти на работу. В Послании Президента страны поставлены две новые стратегические задачи. Первая – выйти на 100%-ный охват дошкольным воспитанием в продленной до 2020 года программе «Балапан». Здесь нужно по-новому выстроить четкое взаимодействие между местными и центральными органами.

Вторая задача – перейти на новое качество дошкольной подготовки. Мировым трендом сегодня является трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование, переход к раннему обучению детей. Именно в этом направлении мы начали пересматривать содержание, стандарты и методы дошкольной подготовки. Они будут базироваться на личностно-деятельностной парадигме и технологиях. Это даст мультипликативный эффект на всю систему образования.

Глава государства ставит задачу интегрировать в образование ведущие достижения мировой практики. Именно этим обусловлен предстоящий переход средней школы на 12-летнее обучение. За истекший период мы серьезно обновили содержание обучения, завершаем разработку новых ГОСО для 12-летки. То есть выходим на финишную прямую, которая обеспечит соответствие нашей школы мировой образовательной системе. Активно развиваем Назарбаев Интеллектуальные школы как образец среднего образования будущего. За 2 года выстроена разветвленная система трансляции их передового опыта на все школы Казахстана. Одно из главных системных продвижений – принципиально новая модель повышения квалификации учителей. Она разработана НИШ с участием Кембриджского университета, и ее уже прошли около 8 тысяч педагогов.

По результатам переподготовки учителя получают существенно повышенную заработную плату, об этом вы знаете.

По поручению Президента страны на национальном уровне сформирована вертикаль контроля качества образования. Сейчас она выполняет функции аттестации и лицензирования, но это только начало. Главная задача – выйти на действенный мониторинг качества обучения, освоения знаний, обратной связи школ и МИО с Министерством. На этой основе должен постоянно совершенствоваться учебный процесс.

Вплоть до стандартов, ведь и ГОСО тоже не являются догмой. Это сложнее, чем устраивать только проверки…

Также по поручению Президента страны разработан и утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников.

Начато внедрение полиязычного обучения.

Казахский язык – духовный стержень нации. В возрождении, укреплении его позиций и восстановлении исторической справедливости сфера образования несет особую ответственность. Он изучается во всех школах, а более 60% школьников обучаются на казахском языке. Здесь цель, чтобы абсолютно все выпускники хорошо владели казахским языком.

С 1 сентября 2013 года в школах запускается и изучение английского языка с 1 класса. С 2012 года в вузах начали подготовку соответствующих педагогов-предметников и специалистов. В свете задач, поставленных Лидером нации, считаю необходимым разработать детальную Программу развития полиязычного обучения до 2020 года на всех уровнях образования.

Главной задачей 2013 года является модернизация материальной базы, ликвидация аварийных и 3-сменных школ как явления. На это особое внимание обратил Глава государства на совещании с Правительством. Но при существующей практике, как только мы ликвидируем имеющиеся аварийные школы, они тут же возникнут вновь в том же числе. Поэтому для принципиального решения проблемы должен быть проработан новый четкий механизм. Он должен предусматривать не констатацию, а предотвращение аварийности проведением своевременного капремонта, обоснованно планируемого на годы вперед. Здесь основное поле ответственности МИО.

Вторая задача – внедрение подушевого финансирования.

Средняя школа осталась единственным уровнем, не охваченным такой системой.

А ее внедрение – веление времени. Она позволит добиться более высокого и равного качества образования по регионам, прозрачности и эффективности вложений.

Мы все детально отработали и просчитали, и в этом году запускаем пилотный проект.

Именно от педагогов зависит, как этот проект сработает, чтобы с 1 сентября 2014 года выйти на его широкое применение.

Третья задача – развитие электронного обучения – e-learning.

Сейчас к проекту подключены почти 600 школ, и к 2020 году мы должны выйти на охват 90% школ страны. Но надо учесть, что такое обучение развивается очень быстро.

И разработчикам необходимо постоянно отлеживать мировые тренды, своевременно вносить коррективы. О ходе реализации программы e-learning я Вам докладывал, Серик Ныгметович. Сейчас мы совместно с МТК и другими органами готовим предложения по оптимизации программы по срокам, технологиям, финансам.

В техническом и профессиональном образовании за прошедший период выстроена новая система управления. Ориентир взят на освоение лучшего мирового опыта – привлекаются зарубежные партнерские колледжи, идет анализ мировой методологии.

Начато системное внедрение дуального обучения. За 2 года удалось сформировать то, чего у нас никогда еще не было, – конкретные механизмы привлечения работодателей.

Сейчас они участвуют в выработке профстандартов , отраслевых рамок квалификаций, предоставлении практики, управлении организациями ТиПО и т.д. Нам удалось изменить менталитет работодателей, государственных отраслевых и местных исполнительных органов. Достигнут консенсус в том, что подготовка качественных кадров – наша общая задача.

Министерство активно участвует в принципиально новом деле – создании в Казахстане Национальной квалификационной системы и независимой системы подтверждения квалификации . Это даст новое качество подготовки кадров и их востребованности рынком труда. Пока не все делается так, как хотелось бы.

От сложившихся в прошлом бюрократических механизмов сертификации надо напрочь отказаться уже в этом году. Сертификация даст эффект только тогда, когда в ней и в самом специалисте заинтересован конкретный работодатель. Все остальное – это «пыль в глаза».

Системная задача – соответствие подготовки кадров потребностям экономики.

По поручению Президента страны нам надо «обеспечить развитие системы инженерного образования и современных технических специальностей с присвоением сертификатов международного образца». Это касается как профессионально-технического, так и высшего образования. Здесь директорский корпус должен проявить умение устанавливать действенные связи с работодателями, готовить специалистов по их требованиям, а не куда-то «в воздух». И крайне важно обеспечить высокий уровень трудоустройства специалистов. Анализ показывает, что наряду с общим снижением молодежной безработицы в Казахстане идет ее структурная перестройка. Все большую долю безработных составляют люди с профессионально-техническим и высшим образованием.

Это очень настораживающая тенденция, и здесь нужны превентивные меры. Для этого, прежде всего, мы должны укрепить мониторинг выпускников и существенно усилить ответственность МИО и колледжей за их трудоустройство.

В высшем образовании произошли не менее важные перемены. Законодательно закреплена новая классификация вузов на основе мирового опыта. Пересмотрена структура госзаказа в соответствии с требованиями экономики и Госпрограммы ФИИР.

По поручению Главы государства и де т оптимизация вузовской сети. По ее характеристикам за 2 года мы должны выйти на уровень развитых стран.

Модернизируется содержание обучения, усиливаются требования к поступающим. Впервые введено комплексное тестирование для выпускников колледжей, что положительно повлияло на уровень подготовки первокурсников. В результате ряд колледжей, которые работали только как «левый» канал поступления в вузы, закрываются. Результаты КТ показывают необходимость системной проверки и повышения качества подготовки специалистов в ТиПО.

Развивается стартовавшая 2 года назад академическая и научная мобильность, привлечение зарубежных профессоров. В э тих целях принята Стратегия академической мобильности Казахстана до 2020 года.

Опыт нашего ведущего Назарбаев Университета последовательно транслируется в вузовскую среду. Отрадно, что казахстанское высшее образование начало признаваться в мире. В 2012 году в рейтингах мировых агентств приняли участие 20 вузов Казахстана.

В престижный рейтинг «QS» вошли 8 наших вузов – это результат целенаправленной работы.

Для расширения доступности образования создана принципиально новая Государственная образовательная накопительная система. Принят соответствующий Закон, и хотел бы выразить признательность депутатам обеих палат Парламента за поддержку и глубокую проработку законопроекта.

Ключевые задачи здесь следующие:

Прежде всего, повышение качества и конкурентоспособности высшего образования.

Для этого будем продолжить совершенствование содержания и методологии обучения, избавления от вузов, дающих некачественную подготовку.

Очень важно добиться соответствия подготовки специалистов потребностям экономики, в т.ч. региональным.

По поручению Главы государства предстоит законодательно закрепить обязательную производственную практику на предприятиях, начиная со второго курса обучения в вузе.

Особое внимание надо обратить на эффективное трудоустройство выпускников и повышение ответственности за это ректоров.

Успешность вуза – это востребованность его выпускников. И очень важное направление – интеграция с наукой и инновационным процессом. Это прямое поручение Главы государства. По этому показателю и освоению опыта Назарбаев Университета будем оценивать работу руководителей наших вузов.

В сфере науки у нас 3 главных достижения. Это существенный рост ее финансирования, перелом в кадровом обеспечении и кардинальное увеличение публикаций в мировых журналах.

Важным механизмом обновления научных и педагогических кадров становится программа «Болашак», где основной акцент сделан на подготовку магистров, докторов PhD и научные стажировки.

Если в целом сформулировать основные стратегические направления дальнейшего развития научной сферы, то они следующие:

Первое – повышение конкурентоспособности и участие в крупных международных проектах.

Второе – ориентация на инновации и участие в Госпрограмме ФИИР.

Третье – эффективная интеграция с образованием и бизнесом, формирование государственно-частного партнерства.

И, конечно, наша наука должна достойно показать себя на выставке ЭКСПО – 2017.

Важной задачей в свете Послания являются и вопросы перехода на латиницу, ориентированного на 2025 год. Наши ученые должны провести научный анализ мирового опыта использования такой графики, выработать рекомендации.

Все эти задачи непростые, поэтому считаю важным разработать и принять новую Отраслевую программу развития науки.

В молодежной политике по поручению Лидера нации принят новый вектор развития, создана новая модель управления. Это Комитет по делам молодежи МОН и управления по молодежной политике в регионах. Создан Координационный совет по работе с молодежными организациями и научный центр «Молодежь». Принят типовой Комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования. Начата реализация программы «Студенческое жилье».

Подготовлен проект новой Концепции государственной молодежной политики.

Одним их важных ее аспектов становится поддержка не только учащейся, но и рабочей, сельской, маргинальной молодежи.

Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что для решения задач, поставленных в Послании Главы государства, необходимо внести коррективы в Государственную программу развития образования на 2011-2020 годы.

Стилем нашей работы должен стать всеобъемлющий прагматизм, о котором говорил Нурсултан Абишевич. То есть вся научно- образовательная сфера должна работать на результат, на развитие страны, ее экономики и социума. И стать высоко конкурентоспособной. Для этого мы должны изменить мышление всего нашего кадрового состава и подведомственных организаций.

Неотложной задачей является и создание системы анализа и прогноза потребностей рынка труда в специалистах. Эту задачу мы должны решать совместно с Министерствами экономики и бюджетного планирования, труда и социальной защиты населения, местными органами. Именно так мы должны получать базовые ориентиры для развития системы образования.

Уважаемые коллеги!

Обращаюсь ко всему научно-педагогическому корпусу страны, который составляет большую часть национальной интеллигенции Казахстана:

Ваша высокая миссия – не только готовить квалифицированные кадры и научные разработки, но и давать основу современным взглядам нашего общества , укреплять общенациональные ценности.

Вы должны играть ведущую роль в решении поставленных Главой государства задач, в комплексе духовных, культурных, языковых проблем, волнующих людей, в проектировании всеобъемлющей модели будущего страны.

Уважаемые коллеги!

За прошедший период сделано немало, задачи на будущее ясны.

Их решение требует не только нашей полной самоотдачи, но и нового уровня взаимодействия Министерства с центральными и местными государственными органами.

Большую поддержку в этом нам оказывает Правительство РК и лично Серик Ныгметович.

Вижу, что все участники коллегии настроены на самую серьезную работу.

Поэтому позвольте от вашего имени заверить Лидера нации Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, Правительство страны в том, что все задачи, поставленные перед нами, будут успешно выполнены.

Спасибо за внимание.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no