электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

 

В текущем номере ...

 





 

С чего начинать исследование?

№ 10 (191) декабрь 2019 г.

В.Т. ТИХОМИРОВА, к. пед. н., доцент, коуч личной эффективности, независимый консультант по повышению экспертности, г. Алматы


Так сложилось, что друг за другом пригласили меня провести групповой семинар и групповую консультацию со школьниками по вопросам выполнения исследовательских проектов в двух разных казахстанских городах. В одном городе собрались юные историки, в другом – юные искусствоведы. Было много интересных и важных вопросов в обоих группах. Школьники, с которыми я встретилась, уже определились, какая область их привлекает: одни хотят исследовать историю Казахстана периода Великой Отечественной войны, других интересует творчество современных художников их города.

Старшеклассники-исследователи задавали разные вопросы. Как найти практически значимую тему? Что нового должно появиться в результате исследования? Как описать методы исследования? Что нового может внести в науку одно конкретное исследование? Как отличить правду и ложь? Как описать то, как проходило исследование? Как увеличить скорость и продуктивность исследования? Очень разные были вопросы. Общим был только один – с чего начинать работу над исследовательским проектом? Этот вопрос не раз задавали мне и учителя-исследователи, которых я консультировала в последние 3 года по исследованиям в действии (Action Research). Поэтому предлагаю обсудить именно его.

В интернете сейчас на этот вопрос можно быстро найти ответы:
-определить проблему в выбранной области, которую нужно решить, или вопрос, на который еще не был дан ответ (https: //ru.wikihow.com/ начать-работу-над научно-исследовательским-проектом);
-анализировать идею, разрабатывать план проекта (https://fb.ru/article/278790/etapyi-proekta-etapyi-rabotyi-nad-proektom);
-определение проблемы и актуальности исследования и проекта (https://mosmetod. ru/centr/proekty/kurchatovskij-proekt/kursy-povysheniya-kvalifikatsii-kurchatovskij-proekt-ot-znanij-k-praktike-chast-vtoraya/ii-zanyatie-3/kursy-3-rec-issled-i-project.html).

У меня есть свой ответ на этот вопрос: с создания коллекции или получения доступа к коллекции. По-научному это формулируется так: с определения объекта исследования.

Это убеждение у меня давнее. Оно сложилось уже в годы учебы в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина и Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в ходе выполнения еще студенческих исследований по психологии, педагогике и искусствоведению под руководством широко известных в СССР ученых. Мое кандидатское исследование под руководством Бориса Петровича Юсова (доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО), которого в современных публикациях совершенно справедливо называют выдающимся ученым, уникальным педагогом-исследователем, основателем и разработчиком инновационных творческих путей и идей в области художественного развития детей (https: //megalektsii. ru/s43632t1. html), весь первый аспирантский год никак не хотело «вырисоваться» и «поскакать». Все изменилось на втором курсе с того момента, когда я собрала две коллекции: во-первых, коллекцию детских рассказов о картинах; во-вторых, коллекцию статей искусствоведов об этих же картинах. Прояснилось сразу все: и цель, и задачи, и гипотеза, которую следует проверить. Логичным и эффективным стал план исследования и план самой диссертации. С тех пор у меня нет сомнения, что надо начинать с коллекции неких «вещей», которые можно анализировать, интерпретировать, сравнивать, препарировать (нередко только мысленно).

А то, что нынешним школьникам и их руководителям-учителям этот совет полезен, показали материалы одного хорошего конкурса проектов «Творец на перекрестке трех культур, трех языков…», посвященного 85-летию Г. Бельгера.

Конкурс был объявлен в мае 2019 г. [1], прием работ завершился 15 октября 2019 г. Конкурсные работы оценивало жюри, в состав которого вошли специалисты с многолетним опытом исследовательской и проектной работы:
1. Дорожкина Л.А. старший преподаватель кафедры психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ФАО «НЦПК «Орлеу» РИПК СО РК, доцент, г. Алматы;
2. Кадыров Ж.Т., заведующий кафедрой казахского языка и литературы СКГУ им. М. Козыбаева, кандидат филологических наук, профессор, г. Петропавловск;
3. Мисяченко С.В., заведующая кафедрой русского языка и литературы СКГУ им. М. Козыбаева, кандидат филологических наук, доцент, г. Петропавловск;
4. Мурзалинова А.Ж., директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО, доктор педагогических наук, профессор, г. Петропавловск;
5. Раева С.К., библиограф, г. Алматы;
6. Табакова З.П., профессор кафедры русского языка и литературы СКГУ им. М. Козыбаева, доктор педагогических наук, профессор, г. Петропавловск;
7. Тихомирова В. Т. кандидат педагогических наук, доцент, коуч личной эффективности, г. Алматы;
8. Уалиева Н.Т., доцент кафедры педагогики и психологии СКГУ им. М. Козыбаева, доктор философии (PhD), г. Петропавловск.

Члены жюри рассматривали конкурсные работы индивидуально и независимо друг от друга по одним и тем же критериям, заявленным в информационном письме в мае 2019 г.:
1. Актуальность содержания проекта.
2. Исследовательская ценность содержания проекта.
3. Структурированность и композиционная стройность проекта.
4. Реализация авторской позиции в проекте.
5. Практическая значимость проекта.
6. Качество языкового оформления [1, с. 73].

Подведены итоги. Выявлены победители. И есть возможность посмотреть, чем отличаются работы победителей от всех остальных, кроме соответствия приведенным выше критериям.

Когда я изучила все работы и учеников, и учителей, мне, прежде всего, бросилось в глаза, что победителями стали те, кто сосредоточился на исследовании четко определенного круга «вещей» – ответов школьников на вопросы анкеты, конкретных эссе и писем самого Г.К. Бельгера. Они исследовали коллекции, которые держали в своих руках, к которым имели доступ. Рассмотрим для примера три проекта, получившие высокие оценки жюри.

Учитель русского языка и литературы Назарбаев интеллектуальной школы физико-математического направления г. Талдыкорган Ирина Владимировна Лих собрала коллекцию ответов более шестидесяти учащихся 9-11 классов на вопросы своей анкеты о четырех эссе Г.К. Бельгера. Таким образом, объектом исследования стали мнения учащихся о четырех прочитанных ими эссе Г. К. Бельгера. Что именно в этих ответах учеников интересовало учителя-исследователя? То есть что стало предметом исследования? – Особенности восприятия эссе Г. Бельгера читателями.

Ученики Ирины Владимировны Лих Марина Родионова и Акежан Шакенов также исследовали ответы учащихся своей школы на вопросы анкеты. Они тоже анализировали коллекцию ответов на вопросы анкеты. В своем докладе они написали: «Объектом исследования являются 4 эссе Г. Бельгера, жанр которых определен автором как эссе или очерк-эссе». Это не соответствует тому, что и как они исследовали: они исследовали те ответы, которые были написаны в анкетах. Исследовали они коллекцию мнений учеников своей школы. Предмет их исследования отличается от предмета исследования их учителя: приемы воздействия на читателя в эссеистике Г. Бельгера (И.В. Лих: особенности восприятия читателями эссе Г. Бельгера). Общим для учителя и для ее учеников стал одинаково высокий исследовательский результат и успех – первые места в своей номинации. Жюри им присудило высокие баллы: 16, 66 ученикам; 17, 66 учительнице.

Старший преподаватель факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби Лариса Павловна Нодаисследовала письма Герольда Карловича Бельгера к дочери и внуку. На простом обыденном языке можно сказать, что она получила доступ к семейной коллекции писем наследников переводчика, прозаика, публициста, литературоведа Г.К. Бельгера. На научно-методологическом языке можно сказать, что объектом конкурсного исследования Л.П. Нода выбрала эпистолярное наследие Герольда Карловича Бельгера. Затем она определила предмет исследования: стилистические особенности эпистолярного наследия Г.К. Бельгера. Такие два важных первых шага в исследовательской проектной деятельности сыграли роль в том, что работа исследователя получила признание всей конкурсной комиссии и вызвала интерес многих людей.

С теми юными исследователями, которые пришли на консультацию, мы посмотрели общие определения об объектах интересующих их наук: истории и искусствоведения.

Что исследует историк? По определению специалистов, история – это наука, которая исследует процесс становления и развития человеческого общества, закономерности и фазы этого развития, взаимодействия различных общественных сил в ходе происходящего процесса. Объектами изучения исторической науки являются исторические факты: факты-события; факты-явления; факты-процессы [2]. Эти факты закреплены и даже материализованы в документах, в предметах быта, в оружии, в архитектурных сооружениях и т.д. Только получая доступ к этим вещам, к совершенно четко ограниченному и определенному кругу вещей, историк-исследователь получает доступ к историческим фактам. И это есть тот первый шаг, который определяет успех всего исследовательского проекта.

Что исследует искусствовед? По данным экспертов, [3], искусствоведение, занимающееся изобразительным искусством, объединяет теорию изобразительных искусств и архитектуры, изучение конкретных фактов истории искусств и художественную критику. Предметом исследования являются, прежде всего, тенденции развития искусства, творчества конкретных мастеров. Прямыми источниками в искусствоведении, сосредоточенном на изучении творчества отдельного художника или группы мастеров, являются сами произведения искусства – оригиналы, подлинники. При исследовании могут использоваться репродукции, но они являются лишь пособием. Косвенными источниками являются документы и эпистолярное наследие, журнальные и газетные статьи, архивные материалы и т.д.

«Что исследует педагогика?» – спрашивают учителя-исследователи. Объектом педагогического исследования является система педагогических явлений, связанных с развитием ребенка или взрослого [4]. Никогда объектом исследования нельзя называть человека, о чем предупреждают современные эксперты, и предупреждал всемирно известный воспитатель, педагог и писатель, отнесенный экспертами ЮНЕСКО к четырем педагогам, определившим способ педагогического мышления в XX веке – А.С. Макаренко. Что исследует, что анализирует и препарирует А.С. Макаренко в своей знаменитой «Педагогической поэме» [5]? Эту книгу по праву можно назвать презентацией широкой общественности результатов исследования в действии. В ней педагог исследует коллекцию ситуаций в учреждении для малолетних правонарушителей и создает свою педагогическую теорию и новую практику воспитания. Стоит обратить внимание на то, что исследовательская коллекция в педагогических исследованиях в действии создается самим учителем, требует большого труда по описанию педагогических ситуаций, явлений. Но без этого «описательского труда» трудно ожидать значимых результатов и даже трудно начинать настоящее педагогическое исследование.

Именно с вопроса «Что я буду исследовать?» и начинается работа над исследовательским проектом. Примените это в своей практике, и вы наверняка получите результат, который будет важен для вас лично, улучшит хотя бы на «миллиметр» жизнь тех, кто рядом с вами, введет в научный оборот новые факты, а может быть, и новый метод, и новую теорию.

Список использованных источников

1. Информационное письмо конкурса «Творец на перекрестке трех культур, трех языков…», посвященного 85-летию Г. Бельгера» // Открытая школа. – 2019. – №5 (186).

2. Чубарьян А.О. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. – М.: Аквилон, 2014. – 576 с.

3. Ильина Т.В. Введение в искусствознание / Т.В. Ильина. – М.: АСТ, Астрель, 2003. – 206 с.

4. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издат.центр «Академия», 2002. – 576 с.

5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: Правда, 1979. – 639 с.

 


Приемы привлечения внимания в эссеистике Герольда Бельгера

М. РОДИОНОВА, А. ШАКЕНОВ, учащиеся НИШ ФМН, г. Талдыкорган


Аннотация: Работа посвящена неисследованной стороне эссеистики Г. Бельгера. Авторы рассматривают приемы привлечения внимания читателя, основываясь на исследованиях, проведенных среди учащихся. Данные исследования могут быть использованы учащимися и преподавателями при изучении предметов «Русский язык» и «Русская литература» по новым стандартам обучения.

Ключевые слова: Г. Бельгер, эссеистика, способы воздействия, восприятие читателя

Введение

Г. Бельгер в очерке-эссе о трех великих поэтах (Пушкине, Абае и Гете) писал, что «тайна гения объясняется не только востребованностью обстоятельств и всевластностью времени, не только воспитанием и средой, но и причудливым сплетением генов, взрывом родовой или многородовой энергии в одной конкретной личности». Возможно, это и является одним из объяснений необычности его творений. [1, 3]

О творчестве Г. Бельгера, особенностях его прозы, журналистики и эссеистики написано не очень много статей. Исключение составляет очерк-эссе «Гете и Абай», которое издавалось в разные годы и в разных изданиях.

Изучив статьи в интернете о творчестве писателя и прочитав несколько работ автора, мы заметили необычность, привлекательность и разнообразие использования средств привлечения внимания читателя и выдвинули гипотезу о том, что в эссеистике Г. Бельгера существуют особенные, индивидуально-авторские приемы воздействия на читателя.

Цель нашей работы – изучить и описать приемы воздействия на читателя в эссеистике Г. Бельгера.

Задачи исследования:
1) выявить, какие приемы в эссеистике Г. Бельгера привлекают внимание читателя;
2) описать самые привлекательные приемы воздействия на читателя в эссе писателя;
3) познакомить наших современников с несколькими эссе писателя и их особенностями.

Объектом исследования являются 4 эссе Г. Бельгера, жанр которых определен автором как эссе или очерк-эссе.

Данная тема исследования актуальна, так как, во-первых, с творчеством писателя, в частности с его эссе, знакомо достаточно ограниченное количество школьников. Во-вторых, способы воздействия на читателя стали предметом изучения на уроках языкового цикла и на уроках литературы с введением новой Образовательной программы в общеобразовательных школах Республики Казахстан и в Назарбаев интеллектуальных школах, а публикаций на эту тему практически нет.

Используя метод анкетирования (опрошено 60 человек), обработки качественных и количественных данных (учащиеся выделяли в тексте и комментировали отрывки текста, которые привлекли внимание), исследовательский метод (при анализе текстов эссе), а также описательный метод, мы убедились в актуальности нашего исследования. Так как в школьной программе не изучается ни одно из его произведений, а на примерах эссе можно учиться форме, структуре, использованию изобразительных средств и способам привлечения внимания, что требуется в работах для написания работ различного вида для суммативного оценивания, считаем, что результаты исследования можно использовать на уроках русского языка и литературы.

Исследовательская часть

Завоевать внимание читателя намного сложнее, чем внимание слушателя, так как при чтении отсутствует тактильное и зрительное взаимодействие. Поэтому писатели и журналисты используют свои приемы для того, чтобы их тексты привлекали внимание и прочитывались до конца.

Существуют различные классификации способов привлечения внимания аудитории. В основном описываются приемы воздействия на слушателя, но они близки и схожи с приемами привлечения внимания читателя. Рассмотрим средства и приемы, свойственные стилю Г. Бельгера.

Название

Своеобразным магнитом для читателя является название. О том, как сделать привлекательным заголовок в СМИ, написано немало статей. [5, 1] Некоторые писатели также используют интригующие или двойные названия, обозначая таким образом тему или идею произведения. Например, Н.Г. Чернышевский назвал свой роман «Что делать?», обозначив таким образом проблемы общества того времени.

Мы провели небольшой эксперимент, попросив выбрать из заголовков эссе самый привлекательный, чтобы затем прочитать это эссе.

Были предложены 4 названия:
- «Исполины духа. Гете – Пушкин – Абай»
- «Беседы на шумных перекрестках. У гения нет выбора»
- «Дервиш, какова вера твоя?»
- «Чары Востока».

Учащиеся выбрали все из предложенных заголовков, что доказывает, что каждый из них является привлекательным. В процентном соотношении самым привлекательным оказался заголовок «Беседы на шумных перекрестках. У гения нет выбора». Его выбрало 40 % респондентов, большинство из которых было заинтриговано тем, кто же такой гений и почему у него нет выбора, несмотря на то, что он гений. Другие заголовки в процентном соотношении вызвали примерно одинаковый интерес:

Приведем наиболее значимые ответы из анкет учащихся на вопрос «Почему вы выбрали этот заголовок?»:

1) «Исполины духа. Гете – Пушкин – Абай»
- Указаны имена трех поэтов, у которых можно поучиться мудрости.
- Привлекающее название и интересная тема для изучения, а также интересно узнать связь этих личностей.
- Красивое слово «исполины» сразу привлекает внимание своей величественностью.
- Вижу знакомые имена, и мне интересно, что их связывает.
- Мне нравится поэзия Абая, захотелось узнать, как это связано с Пушкиным.

Из этих ответов можно сделать вывод о том, что это название вызвало интерес у тех школьников, которые интересуются поэзией и творчеством отдельных поэтов, чьи имена упоминаются в названии. Кроме того, привлекло слово «исполины».

2) «Беседы на шумных перекрестках. У гения нет выбора»
- Вызывает интерес вторая часть, потому что возникает сразу много вопросов: Кто этот гений? Почему у него нет выбора? В какие проблемы он попал? И вообще почему он гений?
- Название создает интригу. Интересно, как первое предложение связано со вторым.
- Цепляет каждое слово и все название целиком.
- Поскольку сразу не раскрывается содержание, как в первом, например, интересно узнать, почему у гения нет выбора и как это связано с шумными перекрестками.
- Первая часть звучит как что-то повседневное, но вторая заставляет задуматься, почему нет выбора. Хочется прочитать.

В этом названии привлекло то, что оно состоит из двух частей, интригует, так как у читателя появляется несколько вопросов, особенно по второй части названия.

3) «Дервиш, какова вера твоя?»
- Интересно, почему именно у дервиша автор спрашивает о вере.
- Вопрос как-то не раскрыт до конца. Хочется узнать, какая вера.
- Сформулирован в виде вопроса, что выделяет ее среди других тем.
- Хочется узнать, зачем знать, какая именно вера у дервиша. Я так понимаю, что он же монах.
- Автор задает вопрос не только дервишу, но и читателю.

Учащихся привлекла формулировка названия в виде вопроса и то, что вопрос адресован дервишу, кроме того, складывается ощущение, что этот вопрос адресован и читателю тоже.

4) «Чары Востока»
- Интересное название. После названия задумываешься, про что это может быть.
- Понятно, что речь пойдет о конкретной части света, которая меня тоже интересует.
- Вызывает большую заинтересованность, так как речь о Востоке, значит, о нас. Плюс самое короткое. Для современных читателей это важно.
- Интересно, потому что не уточняет, о чем именно пойдет речь.

Таким образом, можно понять, что в этом названии одних привлекает краткость названия и указание на часть света, других – загадочность названия, так как непонятно, о каких именно чарах пойдет речь.

Это позволяет сделать вывод о том, что названия привлекают либо потому, что каким-то образом связаны с интересами читателей, либо содержат загадку или вопрос.

2. Несколько художественных средств для создания картины/образа/впечатления/выражения авторского отношения:

а) «Гете – Пушкин – Абай – вечная категория, бессмертная сущность человека. Как Свобода. Как Любовь. Как Жизнь». [1, 2]

В этом отрывке двойное сравнение вместе с символическим использованием слов «свобода», «любовь», «жизнь» и парцелляцией придает торжественность, величие образам великих поэтов. Автор выражает свое отношение к вечности поэтов через всем понятные категории, но в то же время самые важные в жизни каждого человека.

б) Проанализировав небольшой отрывок, с которого начинается эссе «Исполины духа. Гете – Пушкин – Абай», можно сделать вывод, что все слова, за исключением нескольких, входят в состав словосочетаний в переносном значении или в состав выразительных синтаксических конструкций, создающих в целом образ современности на фоне образа вечности.

В анкетах учащиеся обратили на это внимание:
- Привлекло обилие художественных средств, которые делают слова автора красочными и передают его восхищение, или, наоборот, отвращение.
- Множество средств выразительности, которые усиливают влияние на читателя и делают текст более ярким и глубоким.
- Использование восклицаний и вопросов помогает автору показать свои чувства и образуют связь между автором и читателем.
- Автор вначале задает главный вопрос, связанный с темой, в контексте использует много выразительных средств. Возникает желание разобраться с вопросом, понять, зачем автор это пишет.

Из таблицы видно, что в каждом эссе присутствуют сложные слова. Многие из них используются автором для описания качеств и внешнего вида человека, причем в этих описаниях выражается авторское отношение, так как эти сложные слова употребляются в ряду слов с одинаковой положительной либо отрицательной оценкой. Например, в эссе «Беседы на шумных перекрестках. У гения нет выбора» при описании «обыкновенного казахского кумпулдека» Г. Бельгер использовал сложные слова «славослов», «пустобрех», «краснобай», «скудоумный», «словоблуд», выражая таким образом негативное отношение к людям, которые восхваляют человека или его дела из лести, потому что все так делают.

В эссе «Дервиш, какова вера твоя?» для описания восприятия муллы ребенком, который не видел ничего подобного, автор использовал слова «бритоголовый», «жидкобородый» наряду с другим описанием, но эти слова многие из читателей выделили, то есть они больше привлекают внимание, чем остальные.

Приложения

Таким же целям, как и сложные слова, служат приложения:

В эссе «Исполины духа. Гете – Пушкин – Абай» приложения можно разделить на две части: одни служат для выражения уважительного отношения к Абаю («талант-самородок», «человек-загадка»), другие – для описания авторского отношения к современности («судьба-насмешница», «ниши-квартиры»).

Очень интересными показались читателям сложные слова и приложения в эссе «Дервиш, какова вера твоя?», которые состоят из слов русского и казахского языков: «Ыстыке-Сталин», «дукен-магазин», «балашек-шалопаев», «коврик-жайнамаз». Эти и другие приложения («пионер-второклассник», «лампа-семилинейка») помогли автору передать атмосферу его детства.

Для выражения своего восхищения Абаем Г. Бельгер использовал в разных эссе приложения «талант-самородок», «человек-загадка», «поэт-философ», «провидец-самородок».

Заключение

Изучив данные анкет, комментариев, исследовав тексты эссе, мы пришли к подтверждению своей гипотезы о своеобразном стиле Г. Бельгера, который использовал как общепринятые, так и авторские приемы воздействия на читательскую аудиторию: одним из средств привлечения внимания в творчестве Г. Бельгера является название, в котором отражается авторская позиция, содержится загадка или вопрос, что и привлекает внимание читателя; отличительной особенностью эссеистики автора является использование большого количества разнообразных выразительных средств для создания образа, картины, характеристики героя, выражения авторского отношения; Г. Бельгер использует сложные слова, приложения, а также слова и выражения, состоящие из слов русского и казахского языка, что отражает своеобразие мировоззрения писателя и помогает наиболее точно выразить отношение к определенной проблеме или образу. Эти средства привлечения внимания являются уникальными.

Все эссе, которые были прочитаны, не оставили равнодушными учащихся. В каждой работе на всех страницах было не менее трех комментариев, что указывает на интерес к творчеству эссеиста, на то, что его творчество можно использовать для обучения школьников приемам воздействия на читателя, что является одним из важных навыков в соответствии с новыми требованиями современной школы.

Список использованной литературы

1. Бельгер Г. Исполины духа. Гете – Пушкин – Абай. Альманах «Литературная Алма-Ата», http://almatylit.ucoz.ru/publ/4-1-0-5

2. Бельгер Г. Беседы на шумных перекрестках. У гения нет выбора. Альманах «Литературная Алма-Ата», http://almatylit.ucoz.ru/publ/9-1-0-173

3. Бельгер Г. Дервиш, какова вера твоя? http://stom.tilimen.org/g-k-beleger-almati-id-jibek-joli-2014-520-s.html?page=7

4. Бельгер Г. Чары Востока. https://islam-today.ru/obsestvo/motivy_vostoka_robko_i_sladostno_kosnulis_strun_moej_nemeczkoj_dushi_eshhe_so_shkolnyx_vremen/

5. 8 приемов удержания внимания читателей https://kaplunoff.com/blog/reklamnye-tekhniki/uderzhanie-vnimaniya-chitatelej http://mediatoolbox.ru/clickbait/

6. Сидихменова Т.И. Писательское литературоведение (статья Г. Бельгера «Гете и Абай») Сборник материалов конференции «Вклад молодых исследователей в индустриально-инновационное развитие Казахстана», 2009 https://articlekz.com/article/magazine/76

7. Машакова А. К. Очерк-эссе Г.К. Бельгера «Гете и Абай». http://www.rusnauka.com/18_APSN_2014/Philologia/8_173163.doc.htm

 

 

Наши друзья


 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10