электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2020г.

 

Методические материалы и публикации учителей как ресурс для практики инклюзивного образования

№4 (195) апрель 2020г.


Б.К. БАКАЛОВА, заместитель директора по научно- методической работе КГУ «Общеобразовательная школа №45», г. Алматы

 

 

Полноценное включение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы, по признанию специалистов НАО имени И. Алтынсарина, является ведущим ориентиром образовательной политики Казахстана (НАО имени И. Алтынсарина, 2019 [2, c. 88]). Хотя данная тенденция имеет уже достаточно длительную историю развития, мы – менеджеры и учителя общеобразовательных школ испытываем значительные трудности в решении множества конкретных задач инклюзивного образования. И государственными деятелями, учеными, методистами Казахстана также в настоящее время признается наличие профессиональных проблем в организации учебного процесса с учетом задач работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях обновленного содержания школьного образования (Токаев, 2019 [1]; НАО имени И. Алтынсарина, 2019 [2]; Елисеева, Ерсарина, 2019 [3]; Жумагалиева, 2020 [6]).

Не является исключением в этом плане и наша школа – «Общеобразовательная школа № 45» г. Алматы. В нашей школе несколько детей с особыми образовательными потребностями занимаются в составе обычных классов, несколько получают обучение на дому и имеется 8 классов (с 3-го по 9 класс), где учатся дети с разнообразными формами замедленного психического развития. Наполняемость в них от 7 до 9 учащихся. Всего в этих классах учатся 52 ученика. Кроме того, у нас есть вечернее отделение для старшеклассников, где в обычных классах общеобразовательной вечерней школы учатся взрослые (старше 18 лет) и дети (до 18 лет), имеющие неблагоприятные условия для обучения – социальные, экономические, психологические, лингвистические, культурные. В рамках методической темы нашей школы на 2019-2020 учебный год «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода к обновленному содержанию образования» мы постоянно и ежедневно ищем подходы, стратегии и методики решения сложнейших задач организации образования с учетом особенностей всех детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Ответы на многие вопросы мы получаем из методических рекомендаций Национального научно-практического центра коррекционной педагогики. На сайте этой организации мы находим информацию
- о международной классификация функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья;
- об организациях, созданных для диагностики и консультирования, обучения и воспитания, оказания психолого-педагогической поддержки детям с нарушениями в психофизическом развитии;
- о международном законодательстве в области специального и инклюзивного образования;
- о законодательной базе инклюзивного образования в Республике Казахстан;
- об информационно-коммуникационных технологиях, которые можно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями; об учебниках и учебно-методических комплексах для специального образования
и т.д. (http: //www. special-edu. kz/).

Большую поддержку нам оказывают материалы по инклюзивному образованию, публикуемые в информационно-методическом журнале «Открытая школа». Именно благодаря изучению материалов этого журнала мы всегда имеем под рукой информацию о дифференциации детей с особыми образовательными потребностями на группы по рекомендации ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития):
- дети с нарушениями развития;
- дети с трудностями в обучении (один или больше предметов), с поведенческими и эмоциональными проблемами;
- дети, у которых особые образовательные поребности появляются в силу неблагоприятных условий – социальных, психологических, экономических, лингвистических, культурных (Елисеева, Ерсарина, 2019 [5, с. 24]).

На страницах этого журнала мы познакомились с опытом участников Республиканского методического фестиваля «Инклюзивное образование: методология, практика, технологии», проведенного в рамках реализации Государственной программы развития науки и образования Республики Казахстан на 2016- 2019 годы филиалом АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования Республики Казахстан (Даупбаева, 2017 [4]; Таранюк, 2017 [10]).

Нас заинтересовал опыт ОСШ № 27 города Караганда, представленный на страницах «Открытой школы» директором этой школы К.Т. Даупбаевой и названные ею Модели «Школа родителей» как механизм повышения качества образования», «Школы креативного мышления». «Школы тьюторства». «Школы юного исследователя». «Школы надомного образования». (Даупбаева, 2017 [4]).

Вдохновляющее воздействие оказало на нас знакомство с опытом КГУ «Средняя школа № 13» города Петропавловска по организации:
- работы службы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями;
- исследовательской и проектной деятельности педагогов по выявлению творческих способностей детей с ООП;
- постоянной работы по формированию позитивного отношения к детям с ограниченными возможностям (Таранюк, 2017 [10]).

В работе по решению постоянно возникающих проблем в организации инклюзивного образования нам помогают материалы круглого стола «Ресурсный центр инклюзивного образования: опыт, проблемы, перспективы», проведенного в г. Караганде в 2018 году (Открытая школа, 2018 [9]). Эти материалы нам помогли точнее понять, с какими запросами мы можем обращаться в ресурсные центры.

Мы обращаем внимание на все публикации, в которых раскрываются секреты организации дифференцированного подхода в классах, где есть дети с особыми образовательными потребностями. Так, например, Д.Ш. Жумагалиева, заведующая кафедрой, магистр педагогики филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР ЗКО» г. Уральска, одним из самых оптимальных возможностей успешной организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе считает дифференцированный подход в обучении. Она рекомендует дифференциацию фиксировать в краткосрочном плане, формулируя ожидаемые результаты детей с особыми образовательными потребностями под строкой «все» или выделяя дополнительную строку «ООП». А при организации деятельности детей дифференциацию проводить через задания, диалог и оказание поддержки, предложение различных источников, предоставление дополнительного времени, предоставление обратной связи, оценивание и группирование детей по уровню необходимой помощи. Мы научились задавать себе вопрос в конце каждого своего урока: что я, учитель, узнал(а) на проведенном уроке об учениках в целом и об отдельных учениках? (Жумагалиева, 2020 [6]).

В связи с тем, что в нашей школе есть класс для детей с задержкой психического развития, для нас особое значение имеет публикация специалистов- практиков о методике и опыте работы с такими детьми (Кишкентаева, Чумакова [7]). Нам помогают их наблюдения за проявлением особенностей таких детей и их методические находки, рекомендации, их опыт преодоления таких трудностей, как:
- недостаточность материально-технического оснащения;
- недостаточность необходимых специалистов в штатном расписании;
- недостаточная связь между компонентами сопровождения;
- недостаточность информации;
- непринятие проблем ребенка со стороны родителей (Елисеева, Ерсарина, 2019 [5, с. 54]).

Неоспоримую помощь оказывают и разработки конкретных уроков, внеклассных мероприятий учителей и воспитателей специальных школ, в которых целенаправленно работают с детьми, имеющими проблемы в развитии (КГУ «Специальная школа-интернат № 1 г. Кокшетау», 2020 [8]). Они дают образцы качественной подготовки уроков русского, казахского языков, истории, музыки и других предметов с учетом проблем детей с особыми образовательными потребностями.

Мотивационную и информационную поддержку оказывают публикации «Открытой школы» о работе с детьми с ООП не только в школах, но и в летних лагерях. Статьи инструкторов, педагогов таких организаций помогают ощутить и понять, как можно создавать зону умеренного риска для реальной помощи детям с ООР, как работать с детьми «на их территории», понимая и принимая их полную свободу от притворства (Адаптивный лагерь «Пионер», 2017 [11]).

Признанным фактом является то, что руководителям, учителям и специалистам психолого-педагогического сопровождения общеобразовательных школ для создания специальных условий обучения детей с особыми образовательными потребностями приходится постоянно достаточно много учиться и практически, опытным путем искать решения возникающих сложных задач. Без помощи научных организаций, методических центров и средств массовой информации, профессионально ориентированных на вопросы образования, школы не могут справиться с грузом проблем организации и развития инклюзивного образования. Хочется надеяться, что педагогические, информационно-методические журналы в дальнейшем будут только усиливать внимание к темам инклюзивного образования, будут более широко освещать опыт работы инклюзивных школ и соответствующих ресурсных центров.

Список использованных источников

1. Послание Президента РК Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 года.

2. Методические рекомендации по сопровождению обучающихся с особыми образовательными потребностями в процессе обучения в общеобразовательной школе. – Нұр- Сұлтан: Национальная академия образования имени И. Алтынсарина, 2019. – 255 с. //URL: https: //nao. kz/ blogs/view/2/1210 (дата обращения: 10.03.2020).

3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе: метод. рекомендации / Елисеева И.Г., Ерсарина А.К. – Алматы: ННПЦ КП, 2019. – 118 с.

4. Даупбаева К.Т. Опыт развития инклюзивной практики в школе // Открытая школа. – 2017. – № 9 (170). – С. 13-17.

5. Елисеева И.Г., Ерсарина А.К. Психолого-педагогическая поддержка школьников с особыми образовательными потребностями в организациях образования Республики Казахстан //Открытая школа. – 2019. – № 3 (184). – С. 24-27.

6. Жумагалиева Д.Ш. Реализация инклюзивного образования в условиях обновленного содержания среднего образования //Открытая школа. – 2020. – № 2 (193). – С. 53-54.

7. Кишкентаева Ж.М., Чумакова А.В. Организация обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы //Открытая школа. – 2018. – 1 (172). – С. 53-56.

8. К 175-летию со дня рожедения Абая Кунанбаева. Материалы предметной недели гуманитарного цикла //Открытая школа. – 2019. – № 1 (192). – С. 34-49.

9. Ресурсные центры – точки роста инклюзии //Открытая школа. – 2018. – № 6 (177). – С. 19-25.

10. Таранюк В.В. Особенности сопровождения процесса социализации личности ребенка с ООП в условиях инклюзивного образования //Открытая школа. – 2017. – № 9 (170). – С. 17-19.

11. Адаптивный лагерь «Пионер» или Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать /Подборка Л.А. Поповой // Открытая школа. – 2017. – № 6 (167). – С. 48-53.

 

 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no