электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2014г.

 

Портфолио ученика как один из механизмов развития адекватной самооценки школьников гимназии

№ 9 (140) ноябрь  2014г.


Т.А. ЛУЧКОВА, учитель самопознания КГУ «Гимназия № 45», г. Караганда

 

Успех приходит не к тому, кто стремится понравиться, а к тому, кто остается самим собой.
Джулиана Вильсон

Миссией нашей гимназии является развитие успешного ученика. В основе успешности лежит умение рефлексировать свои действия и результаты, а для этого необходимо правильно (адекватно) оценивать себя и окружающую ситуацию, что является фундаментом успеха. Однако текущие исследования показывали, что малое число (всего1/5) учеников гимназии имеет адекватную самооценку и более половины – переоценивают себя.

Поэтому и была определена среднесрочная цель нашей деятельности – формирование адекватной самооценки школьников. Мы предположили, что порт- фолио может стать тем механизмом, который повлияет на развитие адекватной самооценки школьников, как следствие, на уверенность в себе, в дальнейшем на лидерскую позицию и, как результат, – на успешность ученика (долгосрочная цель). Разрешить наши сомнения помогло изучение научной литературы, где мы обнаружили мнение Молчановой З.М., которая утверждает, что средством «развития самооценки, ... личностного роста школьника может стать портфолио».

Мы разработали систему работы, в которую входят составление рекомендаций по ведению портфолио, «Положение о портфолио», встречи, обсуждения, выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить и правильно оценить себя. Конечно, для внедрения таких преобразований необходима помощь и поддержка коллег и, тем более, классных руководителей.

Результатом нашей совместной работы по истечении нескольких месяцев стали портфолио учеников, способствующие становлению успешности человека и развитию у школьников адекватной /близкой к адекватной/ самооценки. Контрольные замеры показали, что процентные данные типов самооценки у учащихся изменились на 1,7 %, а средний балл самооценки учащихся в каждом типе изменился с 0,28 балла до 0,48 балла. Т.е. говорить об изменениях уже можно, а также следует оговориться, что «самооценка» – это категория, относящаяся к индивидуально- типологическим особенностям, и поэтому изменений не следует ожидать так быстро.

Эти показатели свидетельствуют об эффективности нашей работы, которая поможет в формировании правильного представления школьников о себе и «образе Я», объективном оценивании себя, своей деятельности, результатов, пробудят «здоровые» амбиции, выдвинут новые приоритеты, которые будут подталкивать учеников к новым результатам, само- развитию, самосовершенствованию и успешности.

 

 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no