электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2014г.

 

Переосмысляя опыт…

№ 9 (140) ноябрь  2014г.


Е.С. ДАНИЛОВА, учитель химии КГУ «Гимназия № 45», г. Караганда

 

Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что- либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо.
Колин Тернер

В данный момент моя школа, как и все школы Казахстана, проходит через стадию множественных изменений: во-первых, качественно и количественно обновляется преподавательский состав, многие опытные педагоги выходят на пенсию, им на смену приходят молодые специалисты, которые не всегда владеют достаточным набором навыком для качественного преподавания. Во-вторых, происходит достаточно большая реструктуризация и обновление преподаваемого материала: вводится большое количество интерактивных систем обучения, образование становится более компьютеризированным. В-третьих, меняется социокультурный бэкграунд учеников: в школы поступает поколение миллениалов, которые практически не владеют навыками длительной концентрации и внимательного поглощения материалов, но взамен демонстрируют высокую скорость и адаптивность к новым знаниям и способность исполнять несколько процессов одновременно.

Благодаря пройденному курсу, у меня появились знания и инструменты, которые могут помочь школе и моим коллегам адаптироваться и правильно использовать эти изменения в профессиональной жизни.

Основным методом введения преобразований в моей школе и на моих уроках, в частности, является стратегии технологии критического мышления. Организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, представляется мне инструментом, который позволяет разрешить противоречия между консервативными установками традиционного образования и авангардными идеями. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, – способность критически мыслить.

Для того, чтобы отследить уровень осуществляемых преобразований, которые я решила вводить в процесс обучения, были задействованы результаты рефлексии, которые были отражены в анкетах участников опроса. Ответы респондентов показали, что преобразования в нашей школе начались с положительной динамикой. Большинство опрошенных учителей (70 %) поддерживают новые подходы в образовании, им нравится идти в ногу со временем, их захватил сам процесс проведения уроков по новому сценарию. Они с удовольствием осваивают (72 %) групповые формы работы, организации и проведения урока, включают в план урока стратегии критического мышления (кластер, логические цепочки, чтение с остановками и другие), вместе с учащимися вырабатывают критерии оценивания на уроке и при проверке домашнего задания наблюдают за работой учеников на уроке. Ученики тоже начинают понимать, что новые методы работы на уроке позволяют им лучше усваивать новый материал, оценивать свою деятельность на уроке, проявлять активность и самостоятельность, выдвигать новые идеи при совместной работе в группе. Считаю, что анализ материала, представленного в анкетах, можно считать одним из показателей эффективности преобразований в работе учителя. Так, в результате внедрения новых подходов на роках химии уровень интереса к предмету вырос на 4 %, уровень усвоения предмета вырос на 8 %.

Работа в группе на коучингеВ целом, я считаю, моя школа находится в самом начале пути изменений, ведь коренная перестройка сознания моих коллег и методик, применяемых ими на уроках, требует достаточно долгого времени. Большая дорога начинается с первого шага, но мы уже продвинулись далеко вперед.

Что касается лично меня, то год назад я окончила курсы повышения квалификации третьего базового уровня. Я даже не могла предположить, насколько идеи программы изменят меня и мои убеждения. На первом этапе обучения «Лицом к лицу» мы изучили много теоретического матери- ала, который надо было применить на практике. Ознакомившись с Программой, изучив новые методы и приемы, я пришла к выводу, что нужно переосмыслить весь имеющий опыт и многое изменить в практике моего преподавания. Изучив семь модулей, я изменилась сама. Применяя новые подходы в процессе обучения, я стала наблюдать, что у детей повысилась мотивация к обучению. Поэтому применение таких модулей, как новые подходы в преподавании и обучении; обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения; использование ИКТ, обучение талантливых и одаренных детей; преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, управление и лидерство в обучении, направлено на то, чтобы ученики научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, быть уверенными в себе, ответственными, с развитым критическим мышлением. Это и есть ожидаемые результаты настоящей Программы. В начале каждого урока использую эмоциональный настрой на работу, создаю на уроке коллаборативную среду. Дети высказывают друг другу простые пожелания, говорят добрые слова. И это для них было ново, ребята начинали урок с хорошим настроением. Также я предлагаю учащимся разделение на различные группы разными способами.

Планирование урокаЧтобы развить критическое мышление у детей, я применяю различные стратегии, которые способствуют развитию способности учащихся синтезировать информацию и идеи, выражать суждения об их достоверности и относительной важности, делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Чтобы учащиеся сами называли тему урока, использую такие задания, которые бы наталкивали детей на правильный ответ, вызывали интерес к обсуждаемому вопросу. Например, «Ассоциации», «Опорные слова», «Мозговой штурм» и др.

На уроках ребята обсуждают и создают свои мини-проекты. Потом спикеры защищают проекты, отвечая на вопросы от каждой группы.

Все модули тесно связаны друг с другом. И я часто на практике использую исследовательскую беседу и диалог. Дети, работая в парах и в малых группах, думают совместно, рассуждают и принимают общие решения. Можно применять диалоговое обучение на всех уроках и на всех этапах занятия, главное – правильно задать вопрос, чтобы мотивировать и заинтересовать учащихся и чтобы они могли рассуждать, наблюдать, использовать жизненный опыт, который играет огромную роль в процессе усвоения знаний.

В своей работе применяю активные формы обучения и преподавания, для вовлечения всех учеников в обучение создаю условия для развития саморегуляции через различные виды самостоятельных и групповых работ, стремлюсь учитывать образовательные потребности каждого ученика, использовать формативное оценивание для определения достижений учеников после каждого урока.

 

 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no