электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2013г.

 

Практика в школе:
анализ собственного профессионального опыта учителя

№ 7 (128) сентябрь  2013г.


О. Г. ДОЛГИХ, учитель биологии гимназии №79, г. Алматы

 

Впервые казахстанским учителям предоставлена возможность пройти курсовую подготовку по новой трехмесячной программе, разработанной Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского университета (Великобритания).

Первый месяц учителя знакомились с теорией, с новыми методами и подходами в обучении в контексте тематики семи модулей Программы второго уровня -
1. Новые подходы в преподавании и об- учении.
2. Обучение критическому мышлению.
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4. Обучение талантливых и одаренных детей.
5. Использование информационно-коммуникационных технологий.
6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
7. Управление и лидерство в обучении.

Во второй месяц на этапе «Практика в школе» все ключевые идеи программы курсанты внедряют на практике в условиях класса и школы. Внедрение новых методов и подходов в практику преподавания и обучения предполагает планирование и проведение локального «Action Research», коучинга и менторинга. «Action Research» – исследование в действии на базе школы. Это исследование является процессом, позволяющим специалистам-практикам анализировать и разрешать школьные проблемы, проблемы класса. Коучинг является методом, предоставляющим возможности для обучения и развития коллег по актуальной тематике методологического характера в целях совершенствования их профессиональной деятельности. Менторинг – систематическая профессиональная поддержка одного из коллег с целью его профессионального становления, как целостной личности педагога.

Третий месяц предполагает работу над анализом всех выполненных заданий, под- готовку отчета по практике, портфолио и сдачу квалификационного экзамена.

Курсовая программа захватывает своей новизной, и уже к концу первого месяца ждешь - не дождешься, когда ты сможешь все новое применить на практике. В гимназии №79, где я работаю, встретила понимание со стороны администрации. Коллектив уже готов к нововведениям, все ждут, как можно повысить качество образования, что еще можно предпринять для этого. Когда коллеги знакомятся с программой, с качественно новым подходом к обучению, вижу, как это их захватывает.

Посетив коучинги, послушав семинары, учителя начинают перестраиваться, по-другому готовить задания к уроку, учитывая, например, Таксономию Блума (в 1956 году Бенджамин Блум написал книгу «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания»). С тех пор его шестиуровневое описание мышления неоднократно адаптировалось и применялось в самых разных условиях. Его список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого – припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи. Таксономия Блума предлагает эффективную модель типологии мыслительных операций). Критическое мышление, групповая работа рассматриваются с другого ракурса. Твой подопечный (учитель, не проходивший трехмесячные курсы, но желающий работать с тобой, знакомится с новыми методами и приемами про- ведения урока, оценивания), начинает понимать, как перестроить урок, ему это нравится, это дает результаты, и он старается последующие уроки строить с применением новых методов и подходов. Замечаю, что учителя параллели собираются вместе и решают проблему, которая создалась в классах, работают над ней совместно, внося коррективы в планы уроков.

Хотя не все так гладко. Достаточно учителей, которые пока ходят и наблюдают: что получится? Не соглашаются с тем, что надо меняться и осваивать новые технологии, ведь вам известна перегруженность учителя (свои часы, дополнительная нагрузка – площади, всеобуч...), да и техническое оснащение школ оставляет желать лучшего. Зато, если бы вы видели глаза детей после первых уроков, которые проводишь с применением новых методик и приемов, в соответствии с семью модулями программы! Сколько интереса, какая активность на уроке, удивление, что можно использовать телефон при поиска информации для выполнении задания.

Работа в группах, диалоговое общение наконец-то дают нашим детям возможность говорить на уроках, высказывать свои мысли, развивать речь (что с подготовкой к ЕНТ по- теряли – тесты, тесты, тесты…) Интересно, но «продвинутые учителя» даже подготовку к ЕНТ начинают вести по-другому (иначе продумывают задания, ход уроков).

А оценивание?! Вопрос, который волнует и учащихся и учителей. Ориентация образования на формирование компетентностей, необходимых для человека XXI века, требует значительных изменений в системе оценивания достижений учащихся. Одной из целей системы образования является развитие индивидуальных способностей ученика. Такой подход предполагает использование личностно-ориентированного оценивания. В связи с этим для повышения качества образования, помимо традиционных методов оценивания, необходимо внедрять и развивать формативное оценивание. Формативное оценивание – это один из важнейших факторов преподавания и учения – является процессом, который оказывает непосредственное влияние на рост и развитие достижений. Формативное оценивание – текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей и учащихся информацией, необходимой для усовершенствования обучения. Многие учителя нашей гимназии в начале пути применения формативного оценивания, надо еще много работать над тем, чтобы оно правильно делалось. Главное – есть желание, а ежедневная практика даст свои результаты.

Прежде, чем применить формативное и суммативное оценивание, мне пришлось сначала по- знакомить детей (9, 10 класс) с теорией, что это такое, как оценивать, что необходимо. Затем на каждом уроке постепенно включать формативное оценивание. Дети сразу понимают, что для этого необходимы критерии, сразу их придумывают в соответствии с заданиями. К такому оцениванию относятся положительно: им нравится, что можно не бояться получить «2», что учитель стал замечать, поддерживать и поощрять даже незначительные сдвиги в обучении, что стимулирует познавательную активность, хочется делать еще больше и правильнее. Дети отмечают, что учитель стал обращать внимание на каждого ученика в классе. Благодаря такому оцениванию дети понимают, над чем еще надо работать.

Я буду внедрять у себя в гимназии новые подходы, с которыми познакомилась на курсах. Если даже за месяц увидела результаты, то представляю, как все изменится, когда я выйду после курсов на работу. Да и сами дети не позволят вернуться к старому, им очень понравились но- вые уроки. Отмечают особую доброжелательную атмосферу (на урок всегда шли с удовольствием), комфортность, интересные задания (задания высокого уровня мышления по таксономии Блума), появилось желание больше знать, на уроки тянет еще больше. Продолжу работу по коучингу и менторингу, потому что коллеги тянутся к таким формам работы, это ненавязчиво, интересно и самое главное – делаешь и решаешь то, что необходимо для детей, их обучения. Ведь это важно, что учитель превращается в настоящего исследователя.

И каждому из нас крайне необходимо понять: «Пора перестать детей учить строить корабли, надо будить тоску по морю».

 

 

Учитель - исследователь






 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no