электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово об учителе

 

   

Архив статей 2020 г.

Жизнь в науке
К юбилею доктора педагогических наук Кунаковой К.У.

№ 1 (192) январь 2020г.

К. Л. КАБДУЛОВА, профессор кафедры теоретического и прикладного языковедения КазУМОиМЯ им. Абылай хана, доктор педагогических наук, академик Международной академии педагогического образования, член Казахстанского общества ученых- женщин


Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

Е. Евтушенко


В конце декабря 2019 года казахстанская научно- педагогическая общественность отмечает 60-летний юбилей профессора Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, доктора педагогических наук Кунаковой Клары Умирзаковны. Эта замечательная дата – лишь один из рубежей трудовой деятельности, важнейший этап творческой зрелости и мудрости ученого.

Начиная писать этот очерк, я окинула взглядом время нашего сотрудничества и понимаю, что я имею право, как никто другой, сказать, что Клара Умирзаковна – мой друг. Дружить люди начинают на почве схожих интересов, основных ценностных ориентаций и образа жизни, и это немаловажный факт в человеческих отношениях: «A man is known by the company he keeps» – «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Да, мы дружим более тридцати лет, так как у нас, во-первых, общие интересы, взгляды, мироощущение; во-вторых, откровенность, которая предполагает доверие в отношениях; и, в-третьих, взаимопомощь или поддержка; и, наконец, бескорыстие, отсутствие в отношениях какой-либо личной выгоды. Дружба для нас была сродни братству, иногда ведь и подруга даже ближе и дороже, чем родственник. Друг проверяется временем, в горе и в радостях, не оставляя человека одного, дружеская поддержка искренна и абсолютно бескорыстна: «Без беды друга не узнаешь», «Нет друга, так ищи; а нашел, так береги». Хорошего друга выделяют из числа других друзей. Клара Умирзаковна – настоящий друг, с которым мы живем по принципу: «Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости». О нас трудно сказать, что мы похожи как две капли воды, но фразу «Мы с Тамарой ходим парой» мы слышим от коллег часто. Но у нас есть общее: мы из семьи педагогов, я – дочь учителя и бухгалтера, она – дочь горного инженера и учительницы.

На протяжении этого времени я наблюдала за трудовой деятельностью Клары Умирзаковны и могу с уверенностью сказать, что ее успехи зиждутся на трех столпах:
– педагогический опыт практика;
– управленческий опыт организатора;
– научный опыт исследователя.

Попробуем дать характеристику каждому из этих положений.

Педагогический опыт практика. Клара Умирзаковна окончила филологический факультет Жамбылского педагогического института в 1976 году. По распределению она начала свою трудовую деятельность в школе им. М. Ауэзова г. Жанатас Жамбылской области, где в разные годы работала учителем русского языка, организатором внеклассной и внешкольной работы, заведующим учебно-методической работой. Уже тогда молодая учительница проявила стремление выйти за рамки типовой учебной программы, увлекая учеников своим предметом, стараясь вселить в них любовь к знаниям, выработать восприимчивость к новому и стремление к самосовершенстованию. Она понимала, что от уровня владения языком зависят возможности интеллектуального и духовного развития школьников, их приобщение к мировой культуре, и тогда руководство школы принимает решение направить ее в целевую аспирантуру Казахского научно-исследовательского института им. И. Алтынсарина.

Управленческий опыт организатора. В 1992 году она стала директором средней школы имени Абылай хана в городе Жанатас, которой руководила до 1998 года. Школа стала ее исследовательской площадкой, где Клара Умирзаковна приобщила педагогический коллектив к творческим поискам, организовала работу родительского клуба по воспитанию детей, проводила семинары по педагогике и психологии, таким образом способствуя становлению вновь образованной казахской школы, укреплению данной школы как культурно-просветительского центра микрорайона. Учителя, родители, учащиеся, которые были участниками интересных и содержательных мероприятиях того периода, рассказывают об этом с некоторой ностальгией.

В 1993-1997 годах в качестве депутата Жанатасского городского маслихата она принимала активное участие в работе комиссии по социальным вопросам. Эти годы были очень тяжелыми для города в условиях кризиса – негативно сказались развал градообразующих химических предприятий, отток трудоспособного населения, дефицит городского бюджета. Эти трудные годы пережил не только Жанатас, но и все малые города Казахстана. Несмотря на это, депутаты городского маслихата приложили все усилия, чтобы поддерживать нормальную жизнь города. Депутаты на своем уровне решали хозяйственные, социальные, культурные вопросы. На сессиях были рассмотрены вопросы о распределении социальных пакетов продуктов для минимального обеспечения населения, о предоставлении социальных выплат малообеспеченным семьям, о пенсии, так как в течение 5-6 месяцев были случаи приостановления отчислений из государственного бюджета. Для обеспечения города водой, теплом, газом, углем были изысканы средства на финансирование коммунальных услуг города. Холодные детские сады, школы, больницы зимой 1995-96 годов находились в полувоенном положении. Клара Умирзаковна, будучи депутатом, принимала участие во многих экономических и социальных вопросах, связанных с населением города. Вспоминая тяготы этих лет, она говорит: «Для меня это время было суровой школой жизни».

Научный опыт исследователя. Если подумать в масштабах прожитого нами времени, то увидим, что мы принадлежим к эпохе великих свершений советского народа. Клара Умирзаковна пошла в первый класс в 1966 году, спустя пять лет, когда все человечество радовалось полету первого космонавта, Юрия Алексеевича Гагарина, в космос. Да, именно эта эпоха способствовала во многом становлению и нашего характера.

Ученые поколения, чья трудовая деятельность началась в эти годы, были свидетелями становления советской науки, казахстанской науки. Успехи, научные достижения этого поколения во многом определили развитие и педагогической науки. Поэтому неудивительно, что Клара Умирзаковна стремилась вступить на путь науки.

В 1995 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Лингводидактические основы обучения фразеологизмам русского языка в 5-7 классах казахской школы» по специальности 13.00.02 – теория и практика преподавания русского языка под научным руководством известного ученого-методиста Халимы Адамовны Бекмухамедовой, которая всячески способствовала научным поискам своей аспирантки. В годы учебы в аспирантуре в холодные московские морозы мы занимались месяцами в Ленинской библиотеке, где я и заметила глубокую порядочность Клары Умирзаковны, трудолюбие, настойчивость в достижении целей и удивительное участливое сердце, которое было открыто добру. Воистину: доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему.

Первые годы независимости. Всем известно, что провозглашение независимости и суверенитета Республики Казахстан со всей очевидностью поставило перед школой проблему разработки государственного стандарта образования, обновления программ и создания учебников нового поколения по русскому языку и литературе не только для казахских школ, но и для школ с русским, уйгурским, узбекским языками обучения. Признание в нашей республике казахского языка в качестве государственного и изменение статуса русского вызвало необходимость изменить и скорректировать планы работы лаборатории русского языка, литературы и иностранных языков Казахского института проблем образования имени И. Алтынсарина. Выполнять эти планы предстояло новым сотрудникам лаборатории, которые с 1993 года по 2010 годы по поручению Министерства образования и науки Республики Казахстан руководили работой авторских коллективов по разработке и созданию учебников и учебно-методических пособий по русскому языку и литературе для учащихся общеобразовательных школ Республики Казахстан. Найти настоящего самоотверженного человека и в наше время очень трудно, будто выродились такие люди. Ведь настоящий интеллигентный человек имеет неспокойную совесть, ум, внутреннюю культуру, основанную на самовоспитании и мировоззрении, гордость и сострадание за судьбу народа. Вот о таком человеке мы и вспомнили, когда решалась судьба учебников нового поколения. И, конечно, именно ее мы и пригласили к сотрудничеству в лаборатории обучения русскому и иностранным языкам. Таким образом, Клара Умирзаковна продолжила свое дальнейшее профессиональное развитие в сфере науки старшим научным сотрудником в лаборатории методики обучения русскому языку и литературе Казахской академии образования имени И. Алтынсарина (г. Алматы).

В этот период она принимала непосредственное участие в разработке Государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования Республики Казахстан, типовых программ по учебным предметам, подготовке учебников нового поколения. В составе авторского коллектива в соответствии с «Целевой программой подготовки и издания учебников и учебнометодических комплексов нового поколения для общеобразовательных школ РК» она подготовила учебники нового поколения по русскому языку для 4 и 7 классов казахской школы. Под руководством К.У. Кунаковой авторский коллектив учебника «Русский язык» дополнительно к указанному учебнику издал методическое руководство, дидактический материал, сборник диктантов и текстов для изложений. К существенным особенностям структуры учебно-методического комплекса по русскому языку для 7 класса казахских школ относятся научная достоверность, инструментальное представление учебной информации, структурная четкость, наличие необходимых компонентов (основного, дополнительного, пояснительного текста; внетекстовый и иллюстративный материал, аппарат ориентировки).

В 2005 году Кунакова К.У. назначается главным ученым секретарем Национальной академии образования им. И. Алтынсарина. На этом ответственном посту она в полной мере проявила все свои способности и как управленец, и как педагог, и как исследователь.

Она внесла большой вклад в координацию организационной работы по фундаментальным и прикладным научно-исследовательским программам в области образования на республиканском уровне. Cтоит лишь перечислить темы научных проектов фундаментальных и прикладных исследований: 6.9 «Научно-методологические основы национальной образовательной системы РК» в 2006-2009 гг, чтобы понять уровень масштабности деятельности ученого секретаря.

Темы были направлены на решение актуальных проблем системы образования РК, среди которых наиболее востребованными являются формирование полиязыковой среды в условиях перехода на 12-летнее обучение, структура и содержание образования 12-летней школы, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодежи, методологическое обоснование введения кредитной технологии обучения на всех уровнях образования, оценка качества по уровням образования, которые наглядно представляют объем научной деятельности Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина (КАО), где функционировали 5 структурных подразделений: Институт среднего общего образования, Институт технического и профессионального образования, Институт высшего и послевузовского образования, Центр обеспечения непрерывности содержания образования, Центр социализации личности:

1. «Теоретико-методологические основы проектирования национальной модели непрерывного образования РК «профильная школа-колледж-бакалавриат-магистратура-докторантура» в контексте многоуровневого внедрения кредитной системы обучения» – научный руководитель Рахимбек Хорлан Матеновна, д.п.н., профессор.

2. «Компетентностное образование как условие демократизации образовательного процесса в школе» – научный руководитель Кунакова К.У., к.п.н.;

3 «Научно-теоретические основы проектирования системы мониторинга качества образования как базы управления и прогнозирования развития системы образования РК» – научный руководитель Салина Роза Минайдаровна, к.б.н., доцент.

4. «Ауыл социумының бiлiм беру жүйесiн ұлттық құндылықтар мен әлемдiк педагогика жетiстiктерiн ұштастыру аясында дамытудың ғылыми-әдiснамалық негiздерi» – научный руководитель Дуйсебек Адильхан Толегенович, к.х.н.

5. «Научно-методические основы социализации личности школьника в условиях перехода на 12-летнее обучение» – научный руководитель, Демеуова Мария Есжановна, к.с.н.

6. «Научно-методическое обеспечение программ деятельности детских общественных объединений в системе среднего образования» – научный руководитель Демеуова Мария Есжановна, к.с.н.

7. «Научно-методическое обеспечение системы оценки качества технического и профессионального образования» – научный руководитель Устемиров Кумисбек Стемирович., д.п.н.

8. «Научно-методическое обеспечение содержания и организации профессионального обучения взрослого населения» – научный руководитель Рябинина Галина Николаевна, к.б.н.

9. «Научно-методические основы предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в контексте новой образовательной парадигмы» – научный руководитель Токбергенова Уазипа Конурбаевна, к.п.н.

10. «Научно-методические основы полилингвального образования в контексте новой образовательной парадигмы» – научный руководитель Кабдулова Карлыгаш Лекеровна, к.п.н.

11. «Научно-методические основы построения системы измерителей учебных достижений учащихся по ступеням 12-летнего среднего общего образования» – научный руководитель Альдибаева Турагалды Абилакимовна, к.п.н.

12. «Научно-методические основы проектирования системы измерителей учебных достижений в системе непрерывного образования РК» – научный руководитель Салина Роза Минайдаровна, к.б.н., доцент.

Институт среднего общего образования активно разрабатывал проблему организации профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Для разъяснения идей профильного обучения сотрудники института в течение 2006 г. провели республиканские семинары-совещания (23-24 ноября 2006 г.), 16 областных и районных семинаров-тренингов на казахском и русском языках в Кзыл-Ординской, Западно-Казахстанской, Алматинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Жамбылской, Шымкентской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Мангистауской областях, г. Алматы и Астаны с общим охватом около 3000 человек в лице управленцев, директоров школ и учителей. На августовских совещаниях перед началом учебного года были прочитаны доклады на пленарных и секционных заседаниях по проблемам организации профильного обучения, модернизации системы образования, нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения в г. Алматы и Алматинской области, Кзыл-Ординской, Павлодарской областях. Пути решения вышеуказанных проблем широко пропагандировались в педагогической среде посредством чтения лекций в РИПКСО, областных институтах повышения квалификации педагогических кадров. В эти годы научная продукция КАО была распространена по всем регионам страны как методическое руководство по внедрению профильного обучения.

Учитывая научные труды Кунаковой К.У., в 2009 году решением Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК ей присвоено ученое звание доцента по специальности «Педагогика».

29 октября 2010 года (видимо, не случайно этот день совпал с днем рождения ВЛКСМ!) К. У. Кунакова защитила докторскую диссертацию по специальности 13. 00. 01 – общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика на тему «Развитие образовательной среды профильного обучения в условиях интеллектуализации образования». Данное исследование нужно рассматривать как один из итогов работы Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, выполненной в течение многих лет в целях развития казахстанской школы, так как научными руководителями диссертационной работы были доктор педагогических наук Жадрина Макпал Жумабаевна и доктор педагогических наук Балыкбаев Такир Оспанович, давший новый импульс жизни академии.

В связи с переездом Национальной академии образования имени И. Алтынсарина в Астану ряд сотрудников остался в Алматы.

Свою трудовую деятельность К. У. Кунакова продолжила в 2011 году в Казахском университете международных отношений и мировых языков имени Абылай хана. Сначала работала ответственным специалистом по системе менеджмента качества, а затем проректором по научной работе. Под руководством ректора университета, доктора филологических наук, академика НАН РК Кунанбаевой Салимы Сагиевны она внесла свой вклад в организацию научно-исследовательских прикладных школ, формирующих приоритеты развития вузовской науки. Преподаватели университета были нацелены на научно-исследовательскую деятельность, публикацию научных достижений в сфере иноязычного образования.

В настоящее время профессор Кунакова К. У. трудится на кафедре теоретического и прикладного языковедения Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, продолжая претворять в жизнь свои идеи в качестве профессора магистратуры и докторантуры этого университета

Клара Умирзаковна ведет активную общественную деятельность будучи вице-президентом Академии педагогических наук, функционирующей под руководством доктора педагогических наук Кусаинова Аскарбека Кабыкеновича, где заинтересованно участвует в обсуждении реформ в системе образования страны. В ее рабочем расписании и международные научные стажировки, заседания Ученого и Учебно-методического советов, членство в экспертных комиссиях, участие в семинарах- тренингах, в работе республиканских и международных конференций по проблемам образования и науки.

Клара Умирзаковна – эксперт Национального центра научно-технической экспертизы, эксперт в области образования по фундаментальным и прикладным научно-исследовательским работам МОН РК, активный эксперт Независимого агентства аккредитации и рейтинга, член экспертной группы по проведению экспертизы государственного общеобязательного стандарта и учебных программ среднего общего образования Республики Казахстан.

Научно-педагогическая деятельность Клары Умирзаковны, ее вклад в развитие отечественного образования достойно оценены государством, обществом. За большой вклад в развитие системы образования в 1995 году награждена нагрудным знаком Министерства образования и науки Республики Казахстан «Отличник образования РК»; в 2006 году – медалью «Ыбырай Алтынсарин»; в 2010 году, в 2016 году – Почетной грамотой Министерства образования и науки РК и другими общественными знаками.

К.У. Кунакова с особым вниманием относится к своему родному краю, всегда готова к конструктивному общению с педагогами города Жанатас, где она проводит различные методические мероприятия по инновациям в образовании. В 2015 году в канун 25-летия Независимости РК решением маслихата Сарысуского района Жамбылской области ей присвоено звание «Почетный гражданин». В 2019 году она награждена юбилейной медалью «50 лет городу Жанатасу».

Где бы ни трудилась Клара Умирзаковна, ее спокойствие и энтузиазм всегда дают прекрасные всходы. Умелая организация труда, индивидуальный подход к каждому из коллег, постоянное накопление и обновление собственных знаний – далеко не все слагаемые эффективности научно-педагогической деятельности ученого. Прежде всего ее характеризуют научная высота, исключительное трудолюбие, добропорядочность и широта души. Пройденный К.У. Кунаковой путь – яркий пример беззаветного служения науке и делу образования.

Талант педагога, незаурядные способности ученого-педагога, ценные в научно-практическом отношении труды снискали Кларе Умурзаковне Кунаковой глубокую признательность и уважение в широких кругах педагогов-словесников и преподавателей высшей педагогической школы, а также в кругах научной общественности.

Нет сомнения в том, что Клара Умирзаковна – счастливый человек. Она мечтала стать ученым и достойно осуществила свою мечту, заслужив высокое звание педагога новой формации. Действительно, счастье – это прежде всего состояние высшей удовлетворенности жизнью. Для Клары Умирзаковны жизнь – это восхождение и открытие, ведь для нее стремление к чему-то большему, чем просто «быть», стало принципом жизни.

Поздравляя профессора Кунакову Клару Умирзаковну со знаменательным юбилеем, мы, ее коллеги и друзья, желаем ей крепкого здоровья, безмерного счастья, осуществления намеченных планов, благополучия!

 

 

 

Слово об учителе







 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no