электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово об учителе

 

   

Архив статей 2018 г.

МАКПАЛ ДЖАДРИНА:
великое наследие рождает великое будущее

№ 8 (179) октябрь 2018г.

С.Д. МУКАНОВА, директор филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области, доктор педагогических наук


Вышла в свет работа «Джадрина Макпал Жумабаевна. Библиографический указатель литературы. 1985-2016 гг.», подготовленная Мукановой Саулеш, учеником и соратником Джадриной Макпал.

История становления Казахстана, его расцвет как независимого государства определяются трудом ее граждан. Очевидно, будущее нации, страны невозможно без летописи страниц биографий, памяти подлинных историй жизни тех казахстанцев, кто, как писал Н. Назарбаев, своим умом, руками и талантом творит современный Казахстан, кого мы относим к золотому фонду нации. Ведущими направлениями второй Подпрограммы «Тәрбие және білім» Программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру» рассматриваются краеведение и воспитание личности. Именно поэтому считаем необходимым сохранить научный фонд Джадриной Макпал Жумабаевны, доктора педагогических наук, профессора, через ее личность, ее вклад в развитие педагогической науки Казахстана с тем, чтобы в последующем выстроить ту систему ценностей, которые обеспечат дальнейшее развитие казахстанского общества.

В издание «Джадрина Макпал Жумабаевна. Библиографический указатель литературы. 1985- 2016 гг.» включен установленный и систематизированный перечень научных и методических трудов выдающегося ученого и педагога, изданных ею в самый активный период профессиональной деятельности. Сборник – первое издание подобного рода, попытка создания в Казахстане персональной библиографии отечественного ученого в области школьной педагогики.

Научное наследие Джадриной М.Ж. представлено диссертациями, монографиями, образовательными стандартами, методическими рекомендациями, методическими пособиями, статьями по проблемам развития содержания школьного образования.

Трудовую деятельность Макпал Жумабаевна начала учителем химии и биологии, где получила бесценный опыт организации учебного процесса в классе.

Основы ее научного пути заложены в Центральном институте повышения квалификации учителей в г. Алматы, затем – в Казахском филиале Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР. Обучение в аспирантуре Академии педагогических наук СССР в г. Москве стало этапом становления Макпал Жумабаевны как ученого.

С 1992 года Джадрина М.Ж. возглавила в Институте проблем образования им. Ы. Алтынсарина (позже – Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина) системные научные исследования по созданию и реализации в Казахстане стандартов школьного образования. Учеными рассматривались вопросы:
– создания концептуальной базы обновления системы образования;
– совершенствования нормативных правовых актов и инструктивных документов организации системы образования;
– разработки и внедрения учебников и учебнометодических комплексов нового поколения.

В 1992-1996 годы при активном участии Джадриной М.Ж. разработаны концептуальные документы, которые в дальнейшем стали теоретической основой процесса стандартизации образования Республики Казахстан:
– Концепция развития общеобразовательной школы Республики Казахстан.
– Концепция содержания общего среднего образования.
– Положение о государственном стандарте общего среднего образования Республики Казахстан.

Макпал Жумабаевной разработаны новые подходы к конструированию модели содержания образования школ республики, изложенные в работе «Государственный базисный учебный план общеобразовательной школы Республики Казахстан». В приложении ею даны первые для казахстанского образования Базисные учебные планы для начальной, основной и профильной школы. Таким образом, в отечественной педагогике и практике образования сформировалось новое теоретическое и практическое явление!

В работах этого периода Джадриной М.Ж. в соавторстве с докторами педагогических наук, профессорами Нурахметовым Н.Н., Караевым Ж.А. раскрыта суть кризиса общего образования в Казахстане, сформулированы научные основы определения состава образования и набора учебных предметов. Впервые учебный план рассмотрен с позиций моделирования содержания отечественного образования.

В своих работах Макпал Жумабаевна сформулировала три составляющие стандарта образования. Так, концептуальную составляющую «поля» определили положения о перспективах организации содержания школьного образования и развития системы образования в целом. Нормативная составляющая была определена базисными учебными планами и стандартами по учебным предметам. Методическая составляющая, по замыслу ученого, представлена учебными программами, учебниками, учебно-методическими комплексами.

В трудах Макпал Жумабаевны теоретически обоснованы практические пути реализации обновления содержания казахстанского 11-летнего школьного образования.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что разработанные в период 1996-1998 годов концептуальные и нормативные документы, государственные стандарты образования по предметам среднего общего образования стали системообразующей основой образовательной системы, которая позволила начать в Казахстане планомерные работы по разработке методической составляющей нового поколения: учебных программ и учебно-методических комплексов.

Фундаментальная монография Джадриной М.Ж. «Научные основы построения содержания вариативного образования в школе» (2000), полагаю, окончательно определила ведущую роль Макпал Жумабаевны в отечественной педагогической науке как методолога, дидакта организации содержания школьного образования.

В 2002 году Макпал Жумабаевна, являясь вице-президентом Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина, возглавила коллектив разработчиков новых государственных стандартов образования в количестве 275 человек. Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования 2002 года включили в себя:
– Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования Республики Казахстан «Основные положения» (Беркимбаева Ш.К., Кусаинов А.К., Жадрина М.Ж., Муканова С.Д., Нурахметов Н.Н., Башаров Р.Б.).
– Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан по 34 учебным предметам начальной, основной, старшей ступеней школы. С учетом необходимости подготовки стандартов для школ с казахским, русским и уйгурским языками обучения разработано 63 образовательных стандарта.

2001-2004 годы. В республике осуществлялись исследования по определению методологии модели 12-летнего образования. Аналитической группой в составе Джадриной М.Ж., Нурахметова Н.Н., Мукановой С.Д., Кожахметовой К.Ж., Байжасаровой Г.З., Кудышевой Б.К., Каликовой С.А. изданы рамочные основы Национального куррикулума среднего общего образования Республики Казахстан.

Впервые в отечественной педагогике был сформулирован качественно новый подход к организации содержательных и процессуальных сторон образования в методологии ориентации на результат.

2006 год. Джадриной М.Ж. подготовлена работа «Качество образования как ориентир нового этапа развития школьного образования и новые подходы к определению целей школьного образования как ожидаемых результатов». Работа опубликована в коллективной монографии «Теоретико-методологические аспекты развития школьного и дошкольного образования в условиях ориентации на результат». Макпал Жумабаевной дано обоснование расширению понятийного поля категорий «качество образования», «результаты образования». В последнем случае оценивание результатов учебных достижений не должно сводиться только на отслеживание знаний, умений и навыков, а – динамике развития компетенций и навыков широкого спектра.

В последующие годы Макпал Жумабаевна являлась основным организатором и исполнителем проектирования ныне внедряемых подходов обновления содержания школьного образования Казахстана.

В подготовленной мной работе «Джадрина Макпал Жумабаевна. Библиографический указатель литературы. 1985-2016 гг.» научное наследие Джадриной М.Д. представлено более 180 научными публикациями, в том числе – диссертациями, монографиями, образовательными стандартами, методическими рекомендациями, методическими пособиями, статьями по проблемам развития содержания школьного образования.

В 1-й раздел Библиографического указателя литературы Джадриной М.Ж. в хронологическом порядке включено 175 наименований трудов, подготовленных ею в период 1985-2016 годов. Среди них – диссертации, 5 монографий Макпал Жумабаевны, в том числе – 2-е коллективные монографии, 2 государственных общеобязательных стандарта образования, 11 методических пособий, рекомендации, более 130 статей в журналах и сборниках конференций, результаты социологических исследований, дискуссионные доклады, диафильмы и др.

2-й раздел Библиографического указателя литературы Джадриной М.Ж. организован нами в виде 5-ти Тематических указателей литературы по вопросам:
– методологии стандартизации;
– организации учебного плана;
– методологии образования, ориентированного на результат;
– развития школ с казахским языком обучения;
– развития малокомплектной школы.

Полагаю, организация тематических указателей будет удобна магистрантам, докторантам, учителям-исследователям в области педагогики при обращении в последующем к научному наследию Макпал Жумабаевны, отбору первоисточников по заявленным выше темам.

В 3-й раздел «Литература о Джадриной М.Ж.» собрано 20 наименований источников, подготовленных соратниками, коллегами о Макпал Жумабаевне, ее учениками. Так, в 2017 году, в канун года кончины Макпал Жумабаевны, АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» (Шамшидинова К.Н.) издал сборник статей ученого и воспоминаний о ней «Опережая время».

Отдавая дань уважения огромному вкладу Макпал Жумабаевны в развитие отечественной педагогической науки, важно помнить, что большая часть результатов ее научных исследований нашла отражение в стратегии и тактике обновления школьного образования Казахстана.

Своими знаниями и опытом Макпал Жумабаевна щедро делилась с коллегами, молодыми учеными. Под ее руководством защитили 10 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 3 – ученой степени доктора педагогических наук. Первую докторскую диссертацию под руководством Макпал Жумабаевны выпала честь и профессиональная удача защитить мне по актуальной и ныне теме «Управление инновационными процессами в условиях стандартизации среднего общего образования» (г. Караганда, 2008 г.).

Долгие годы Макпал Жумабаевна являлась руководителем различных фундаментальных и прикладных научно-исследовательских проектов в Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина, ННПООЦ «Бөбек».

Макпал Жумабаевна принимала участие в целом ряде международных проектов как в качестве члена рабочей группы, так и в качестве руководителя. Среди них:
– проект МОН РК и фонда Сорос-Казахстан «Развитие национального стандарта общего среднего образования в условиях изменяющегося мира» (2001-2003 гг.);
– проект Азиатского банка развития «Разработка стратегии развития сектора образования» (2003 г.);
– проект Программы Развития ООН «Национальный Отчет о Человеческом Развитии» (2004 г.);
– проект Фонда Сорос-Казахстан «Качество образования: Казахстан в международной перспективе» (2004 г.);
– проект Назарбаев Университета «Совершенствование содержания среднего образования Казахстана в контексте современных реформ» (2014 г.).

С учетом сказанного я допускаю, что не все труды Джадриной М.Ж. описаны, включены в изданный Библиографический указатель. В связи с этим мы примем конструктивные предложения по дополнению в дальнейшем издания «Джадрина Макпал Жумабаевна. Библиографический указатель литературы. 1985-2016 гг.».

Оглядываясь на научный путь Макпал Жумабаевны, с уверенностью можно сказать, что нет в стране ученого такого масштаба, внесшего столь значительный вклад в формирование теоретических основ развития системы отечественного школьного образования, обоснование модели 12-летней школы.

Несомненно, педагогическая наука суверенного Казахстана создавалась многими учеными, но лишь достойные, оставив яркий след для будущих поколений, становятся ее историей. Профессор Джадрина Макпал Жумабаевна одна из немногих, которых можно причислить к этой когорте. Хочется верить, что богатство ее положений, выводов о логике и путях развития содержания образования не будет растеряно, а найдет системное отражение в развитии содержания школьного образования Казахстана!

Выражаю благодарность за содействие в реализации идеи создания настоящего указателя Джадриной Гульнар Жумабаевне.

 

 

Слово об учителе






 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no