электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово об учителе

 

   

Архив статей 2017 г.

Поклон учителю

№ 8 (169) октябрь 2017г.

Т. ДАИРОВ, директор учебного центра Нацбанка, г. Алматы


От редакции. Этот пост Талгат Даиров разместил на своей странице в фейсбуке. Мы публикуем его с разрешения автора.


Попытаюсь описать его. Невысокого роста, крепкий, настоящий бычок – лобастый, челюсть вперед, галстук лопатой, усы гусарские. Обладал пронзительным баритоном и неимоверно крепким рукопожатием. Прозвищ у него было множество, но чаще всего его звали Валерой или Петей (от Петров). Уважали его все, даже наши доморощенные криминальные авторитеты, потому что он был справедлив и плевать хотел на школьные ярлыки. Одаренное хулиганье могло найти у него моральную отдушину. Было такое замечательное поколение педагогов, воспетых Приемыховым, к коим, конечно, нужно отнести и Архимеда Искакова.


Прошел еще один День учителя. Кто поздравил своих учителей, тот, безусловно, молодец. Но жизнь – штука непредсказуемая. Бывает и так, что поздравить уже некого: опомнился, кинулся искать, а тебе говорят: «да уж лет пять, как ушел». Время-то идет. Грустно, но что поделать. Остается память. По этому поводу хочу рассказать про своего учителя истории.

Он преподавал в средней школе № 35 города Алма-Аты. Я же учился у него в период с 85-го по 90-й годы, то есть именно в тот самый период, когда зашатались основы: моральные, идеологические, экономические. Когда вялотекущий перитонит начал переходить в активную фазу, когда накопленный за 70 лет когнитивный диссонанс общества начал выплескиваться наружу. Сейчас много слышу о ностальгии по «славным прежним временам». Наверное, те, чье становление пришлось на семидесятые и раньше, смогут вспомнить гораздо больше хорошего: и пиво по 16 коп., и мяскомбинатские тошнотики, и прочие скромные и уютные радости советской жизни. В моем же (нашем) случае воспоминания уже не такие благостные. Например, тотальный дефицит, безнадежно длинные очереди, антиалкогольная кампания и все, что за ней последовало. Низложение догм, первые статьи в «Огоньке», «гласность», «перестройка», «ускорение». Криминализация общества, начиная со двора и школы, шла полным ходом: массовые драки, вымогательство («счетчики»), вооруженный разбой с целью завладения головными уборами, обувью или деньгами, и прочий ужас, в который мои дети сейчас уже не верят, мол, старик нагнетает. А ведь было. Прежний мир треснул. И вот из этой самой трещины и вытек весь этот мрак.

Так вот, в это непростое время на моем пути встретился этот замечательный человек. Настоящий мужик, профессионал и просто мой Учитель – Валерий Михайлович Петров.

Урок Валерий Михайлович строил таким образом: сначала опрашивал зубрилок по пройденной теме, а затем начиналось обсуждение новой. Именно обсуждение! И если бог не дал тебе усидчивости выучить даты и цифры, то во второй части урока ты мог реабилитироваться сторицей. В итоге были довольны все. Мы ждали этот урок, потому что знали, что сегодня, например, мы будем обсуждать какой-нибудь съезд РСДРП, и первый ряд от окна будет большевиками, второй ряд – меньшевиками, а третий – эсерами. Учились думать, учились размышлять и анализировать. Из-за того, что оппонентами были твои однокашники, аргументация должна была быть железной, стандартная отмазка «не читал», как тогда говорили, «не канала», ты должен был уметь аргументированно защитить свою точку зрения. Обсуждения были крайне оживленными, модерировал Валерий Михайлович, и когда дискуссия съезжала на личности, раздавался его резкий баритон, и все возвращалось в более или менее интеллигентное русло. Так мы постепенно развивали навыки критического мышления, о котором столько сейчас говорят.

Я всегда увлекался историей, а в отрочестве искренне хотел стать археологом, как Шлиман. Где-то в восьмом классе всерьез заинтересовался историей Казахстана. Тоненький учебничек цвета хаки, который тогда использовался, никоим образом меня не устраивал. Хорошо, что дома имелась обширная библиотека, и среди прочего был двухтомник по истории Казахстана под редакцией М. Ауэзова 1961 г. Видя мою заинтересованность в предмете, Валерий Михайлович предложил эксперимент: некоторые темы по истории Казахстана озвучивать самостоятельно, конечно, сначала в масштабе класса. Я, естественно, согласился. Чуть позже этот интерес привел меня на конкурс молодого оратора в КазГУ в 89 году, куда я попал благодаря другой подвижнице Марии Ивановне Заславской (кстати, первое место среди взрослых (до 35 лет) тогда занял известный ныне кинокритик Борецкий). Моя тема звучала так: «Было ли присоединение Казахстана к России добровольным?». Легендарная Дина Исабаевна Дулатова, будучи членом жюри, удивленно вскинула брови, когда услышала это. Потом Валера крепко пожал руку, а Заславская чуть ли не прослезилась, когда я показал им грамоту за второе место.

На его уроках многие раскрывались, не все, конечно, но многие. Шанс был у каждого. Мы спорили, говорили, говорили свободно, не боясь репрессий, потому что он редко мстил оценками, разве уж отъявленным мерзавцам. Уникальный был человек, удивительный…

Если говорить в целом о школьных учителях, то хотел бы сказать следующее. Есть три фундаментальных человеческих призвания: учить, лечить и защищать, которые, собственно, и обеспечивают развитие человечества вот уже много тысяч лет. Люди, посвятившие себя этим профессиям, имеют особый склад ума, особое чувство ответственности, особое отношение к людям.

Школьный учитель – это призвание. Конечно, бывают и временщики, но где их нет. Я помню развал СССР, помню непонятные девяностые, галопирующую инфляцию, стремительную коммерциализацию сознания и много еще чего, но все это время школы работали, все это время эти удивительные люди ходили на работу, засиживались допоздна, чтобы дома после (а иногда вместо) ужина вернуться к нашим тощим тетрадкам.

У японцев есть традиция поклонов, среди прочих там есть поклон «сэнсэй-ни рэй» (поклон учителю). Так вот я хочу максимально глубоко поклониться Валерию Михайловичу Петрову в знак выражения благодарности за науку. И если бы можно было поставить памятник в честь школьного учителя, я бы предложил такую идею. Был такой фильм Тарковского «Ностальгия», там герой пытается пронести зажженную свечу через минеральный источник. Так и наши учителя, несмотря ни на что, невзирая ни на какие политические катаклизмы, пронесли этот мерцающий огонек знаний и укрыли его от ветра.

 

 

 

Слово об учителе






 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no