электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Самообразование

     

Архив статей 2013г.


Семь уроков актерского мастерства в профессии педагога.
УРОК 7. Не объять необъятное

№ 4 (125) апрель 2013г.

Ю.П. АРАВИН, музыковед, г. Алматы

 

Честно признаться, я в растерянности. Мы ведь только прикоснулись к прекрасной сфере актерского мастерства в профессии педагога, а это уже заключительный седьмой урок серии наших запланированных встреч на страницах журнала. Попробуем хотя бы обозначить круг тем, входящих в понятие невербальной техники общения педагога с классом.

Выразительность жеста, позы, конечно же, зависит от физической куль- туры педагога, от раскрепощенности тела, от органики, естественности, свободы движения. К тому же необходимо знать и понимать позитивный и негативный смысл жестов и поз. К примеру, скрытые ладони, сжатые кулаки, скрещенные на груди руки или спрятанные за спиной, – все это вызовет в подсознании детей недоверие, сомнение, отстраненность от вас.

Кстати, не пора ли пересмотреть классическую посадку детей за партой. Скрещенные перед собой руки создают блокировку ребенка. Он замкнут, закрыт, и педагогу трудно установить с ним контакт. Попробуйте предложить детям положить руки параллельно вперед от корпуса на расстояние тетради, учебника, ширины клавиатуры компьютера. Вы убедитесь, насколько свободнее он будет себя чувствовать и насколько восприимчивее станет к идущей от вас информации.

Педагогу необходимо самому расширять запас применяемых жестов, как и запас слов. Жесты могут быть выразительными и изобразительны- ми. Умелое использование и тех и других значительно обогащает вашу речь. Этому надо учить и детей. Свободное владение словарным запасом и жестами определяет культуру человека. Немаловажную роль в культуре самого педагога и подаваемых им примеров ученикам является умение красиво, эстетично стоять, сидеть, ходить. Эти уроки эстетики педагог должен проводить постоянно, так как наша задача не может ограничиваться подачей некоего объема информации. Педагог обязан не только учить, но и воспитывать. Не образование, а именно воспитание дает человеку культуру во всей многозначности ее понятия.

Это наша последняя беседа на страницах журнала. И, конечно же, далеко не исчерпывающая столь важную составляющую педагогического профессионализма, как актерское мастерство. Я надеюсь, что вы заинтересовались этим предметом и убедились в его эффективности, конечно же, при условии переведения умозрительных представлений в уверенные навыки. А вот для приобретения навыков правильного, убедительного, красивого речевого общения, для физического раскрепощения и свободного использования обширного спектра невербальной техники воздействия на аудиторию нужны практические тренинги.

Лучше всего их проводить небольшой группой не более десяти человек непосредственно на месте своей работы, то есть у себя в школе. Рационально выделить для таких тренингов два академических часа один раз в неделю, что позволит хорошо освоить определенные актерские приемы и затем в течение рабочей недели закрепить их на практике. Количество тренинговых занятий не регламентировано и определяется успехами освоения актерского мастерства и вашей увлеченностью этим процессом.

Со своей стороны я с удовольствием готов поделиться с вами своим опытом пятидесятилетней педагогической, лекторийной и тренерской работы.

Мои координаты вам известны –
308 82 68, +7777 231 5011
С глубокой симпатией и уважением,
заслуженный деятель искусств РК,
Кавалер ордена «Парасат» Юрий Петрович Аравин.

 

Самообразование


Отчет по исследованию «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОБЗОР СИТУАЦИИ»







 


Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10