электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Самообразование

     

Архив статей 2013г.


Семь уроков актерского мастерства в профессии педагога.
УРОК 4. Образное, эмоциональное расцвечивание речи

№ 1 (122) январь 2013г.

Ю.П. АРАВИН, музыковед, г. Алматы

 

Я 25 лет занимался аэробикой. Начиная с 80-х годов и до начала нового века, она была очень популярна. А поскольку я ведущий по призванию, то и в аэробике был ведущим, то есть тренером, лидирующим на подиуме перед залом, где собирались до 170 прекрасных созданий, однако всегда мечтающих похудеть. Для эффективности не только процесса похудения, но и развития физических данных я часто предлагал использовать отягощения, то есть гантели или утяжелители-браслеты-пояса общим весом до 10 кг. И результат не заставлял себя ждать.

А почему бы принцип тренинга с отягощением не использовать в работе над своей речью? Ведь выходили древние греки на берег моря, брали в рот камушки и состязались с шумом прибоя в громкости и четкости своей речи. Поинтересуйтесь специальными упражнениями по риторике и возьмите их за правило при подготовке своего речевого аппарата перед уроками. Однако тренировать следует не только силу голоса и четкость произношения, но и эмоциональное, образное расцвечивание речи. Работа с поэтическим текстом в этом отношении может быть великолепной «тренировкой с отягощением». Предложите сначала себе, а затем детям произнести пару контрастных по смыслу слов, придавая им образное звучание. К примеру – «острый»! Добейтесь, чтобы это слово звучало, как игла, как лезвие – остро, еще острей! Произноситься оно должно в высоком регистре, коротко, с восходящим акцентом. В противоположность ему произнесите слово «тупой». Оно должно звучать в низком регистре вашего голоса, с замедлением, с выдохом, и тогда получится образ чего-то тупого, грубого, тяжелого. Возьмите пары: «легкий – тяжелый», «яркий – темный», «добрый – злой», «быстрый – медленный» и т.п. А теперь перейдите к работе над каждым словом любой поэтической строки. К примеру: «У Лукоморья – дуб - зеленый, - златая – цепь – на дубе том.» и т. д. Каждое слово ученики могут произносить, соревнуясь в успехе нахождения наиболее удачного, как бы «зримого» образа.

Далее вспомните наш предыдущий урок работы с паузами, с выделением слова и теперь, выделяя слова, добавьте убедительно их образно-смысловое звучание. Увлекательно и весьма эффективно такой тренинг в игровой форме можно проводить с детьми. Пусть они сами выбирают для себя слово в поэтической строке и демонстрируют его акцент, его выделение, придание ему образного звучания. Это и будет «работа с отягощением», после которой, как на аэробике, сняв пояса и браслеты, мы чувствуем, как легко двигаться, выполнять любое упражнение. Так и прозаическая речь становится выразительной, осмысленной. Что касается поэзии, то с помощью таких осмысленных упражнений вы избавите детей от «шарманки» чтения поэтических текстов.

Предложите детям переписать стихи прозаической строкой, ведя мысль законченным предложением, а не рифмованной строкой. Далее научите их читать вслух эти предложения. И вы убедитесь, как начнет проявляться смысл текста, как зазвучит осознанное представление, ощущение образного значения и слова и фразы в целом.

Осмелюсь заявить, что стихи надо читать как прозу, а прозу как стихи. На примере работы над поэтическим текстом проведите теперь аналогичный тренинг с прозаическим текстом. Проработайте осмысленное, эмоционально наполненное произношение каждого слова. Вторым этапом – акцентированное выделение по очереди каждого или любого слова предложения. И наконец, используя силу голоса, темп речи, «звучащие паузы», образное расцвечивание слов, добейтесь живой, эмоциональной, разумной речи.

«Читай не так, как пономарь; а с чувством, с толком, с расстановкой!» - вот вам и кредо речевой культуры – актерского мастерства педагога и его учеников.


Работа педагога заключается, конечно, в повседневной занятости в школе, в классе и в многоплановой внеклассной работе. Порой, сложно, но в то же время совершенно необходимо мобилизовать себя, находить время и для повышения своей профессиональной квалификации и общего культурного уровня. Много дают организованные периодические курсы. Однако, весьма уместна здесь и личная, и коллегиальная инициатива. На основе наработанного опыта я могу предложить вам, уважаемые коллеги, программу тренинговых занятий по актерскому мастерству в профессии педагога, которую можно провести компактно в 2-3 дня каникулярного периода. Детали мы решим по телефону

С уважением
Аравин Юрий Петрович.
Тел.: +7 777 231 50 11

 

Самообразование


Отчет по исследованию «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОБЗОР СИТУАЦИИ»







 


Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10