электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Самообразование

     

Архив статей 2012г.


Семь уроков актерского мастерства в профессии педагога.
Урок третий. Техника смысловых акцентов и роль паузы.

№ 10 (121) декабрь 2012г.

Ю.П. АРАВИН, музыковед, г. Алматы

 

Наша речь подобна музыке. У кого-то она напевна, мелодична, а у кого-то досадно скупа на интонации и звучит утомительно, на одной ноте. Надо, надо прослушиваться к своей речи. Необходимо расширить свой мелодический диапазон, привносить в свою речь больше красок. Поговорим об этом поподробнее на следующем уроке, а сейчас попробуем интересный вопрос, что же является главным в речи? Именно в речи, а не в тексте, в книге или в тетради. Вроде бы, и вопроса здесь нет. Конечно же, слова. Но в том-то и суть речи, что не слова несут содержание, а их смысл. Смысл зависит от произнесения этих слов, и оно – произношение – может быть самым разным, придающим одному и тому же слову, порой, диаметрально противоположные значения. То есть, по сути, важно не то, какие слова мы произносим, не то, что мы говорим, а как мы их произносим, выражая интонацией, силой голоса, темпом речи то, что мы имеем в виду под этими словами. Но это – только половина, а может быть, и меньшая часть проблемы живой речи человека, обращающегося к аудитории, тем более педагога к детям. Здесь действуют единые для любого искусства законы комуникативности. К примеру, кто создает музыку? Сочиняет композитор. Исполнитель интерпретирует. А каждый слушатель понимает ее по-своему. Успех музыкального произведения зависит от того, насколько композитору, а затем и исполнителю удалось вовлечь слушателя в творческий процесс, пробудить в нем сопереживания, сомыслие, сотворчество. Это закон «триады»: композитор – исполнитель – слушатель. И в литературе та же «триада»: писатель – издатель – читатель. И в живописи: художник – вернисаж – зритель. А разве в школе, в классе не тот же творческий процесс, не та же «триада»? Предмет, разработанный авторами-методистами, – педагог, несущий эту информацию, и, конечно же, – сами дети, воспринимающие ее. Слушатель музыки, читатель, зритель и, наконец, аудитория, дети должны непременно участвовать в творческом процессе. Только так мы получим удовлетворение от музыки, литературы, изобразительного искусства. Детям в особенности интересно то, в чем они принимают участие – активное, творческое.

Вот и прояснилась первостепенная задача педагога – вовлечь детей, учащихся в творческий процесс учебы, познания, накопления информации, ее обработки и, по возможности, ее практического применения. Какими же средствами, какими приемами педагогического, а я бы уточнил, – актерского мастерства, можно пробудить эту творческую активность любой аудитории, включая и детскую? Вспомните наш первый урок. «Приветствие – Здравствуйте!?». Вопросительная интонация способна вызвать положительную эмоцию и заинтересованность. Да, вопросы во всем их многообразии – отличный стимул творческой активности. Но есть еще одно универсальное оружие оратора – ПАУЗА!

Из чего состоит музыка? Вроде бы из звуков, но не только. Из чередования звуков и пауз. Пауза – это пустота. А пустота требует своего заполнения. Чем? Эмоциями, переживаниями, творческими фантазиями слушателя. Так и наша речь состоит из слов и пауз. Именно наши паузы создают интеллектуальное и эмоциональное напряжение у слушателя. Паузы дают возможность глубже осознать информацию, вызвать ожидание ответа на возникший вопрос, утвердить полученный ответ. Если Вы хотите акцентировать слово, усилить его значение, то сделайте перед ним паузу, равную времени произношения этого слова. Такую же паузу следует сделать после выделяемого слова. Первая пауза создает напряжение ожидания, вторая дает возможность глубже, полнее осознать смысл, значение, образ слова.

Пауза является прерогативой слушателей. Предоставьте детям право и возможность быть полноправными участниками урока, его творческого процесса.


На основе наработанного опыта я могу предложить вам, уважаемые коллеги, программу тренинговых занятий по актерскому мастерству в профессии педагога. Вести их мы можем компактно – 2-3- дня во время зимних каникул или рассредоточено в течение месяца. Для этого вам необходимо организоваться группой 5-10 человек и позвонить мне.

С уважением
Аравин Юрий Петрович.
Тел.: +7 777 231 50 11

 

Самообразование


Отчет по исследованию «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОБЗОР СИТУАЦИИ»







 


Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10