электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Самообразование

     

Архив статей 2012г.


Семь уроков актерского мастерства в профессии педагога.
Урок второй. Составляющие искусства вербального общения педагога.

№ 9 (120) ноябрь 2012г.

Ю.П. АРАВИН, музыковед, г. Алматы

 

Продолжим разговор о разговоре с детьми, я имею в виду – об актерском мастерстве вербального, то есть речевого общения.

Рассмотрим сегодня три основных параметра нашего голоса, нашей речи и их роль в общении с детьми.

Сила голоса и темп речи, конечно же, в первую очередь, зависят от дистанции общения и количества детей в классе или другой аудитории, в зале, например. Как известно, дистанции общения условно можно разделить на три уровня: социальный, деловой, интимный. «Социальный» уровень определяется расстоянием десяти метров и более и количеством аудитории более трех человек. Ситуация обращения к детям в большом числе в актовом зале или на площади перед школой требует от учителя владения техникой речи на социальном уровне общения. Сила голоса должна быть достаточной для того, чтобы Вас уверенно слышали задние ряды. Темп речи должен быть сдержанным, с расчетом ясности, четкости звучания каждого слова. Физический недостаток силы голоса, конечно же, можно компенсировать динамиками, микрофоном. Но именно темп речи создает эффект значимости Ваших слов, обращенных не к отдельной личности, а к собранию. Именно такую технику используют в своих выступлениях политики, лидеры, ораторы, как бы «печатая» каждое слово. К тому же эта техника дает Вам возможность успевать готовить каждое следующее слово и говорить без звуковых «паразитов» типа протяженных «ЭЭЭ», «ИИИ» и т.п.

Категорически не следует форсировать силу голоса в классе. Вся Ваша речь должна быть отчетливо слышна на задних рядах, но не более того. Резкий, сильный голос раздражает, давит на нежные ушки детей и создает для них физический дискомфорт, а отсюда судите и об отношении их к Вам и к той информации, которую Вы несете.

В классе должен царить «деловой», «дружеский» уровень общения. Темп речи – свободно льющийся. Сила голоса – не превышающая комфортного уровня. А о тембре поговорим отдельно, чуть позже. Вы, конечно же, обратили внимание, что все дикторы, ведущие на телевидении и радио имеют, как правило, низкие голоса. И это не случайно. В низком голосе больше обертонов, то есть составляющих звука, как аккорда, гармонии. И поэтому он вызывает резонанс, то есть частотный отклик у большего количества людей. Хотя в отношении детей младших классов следует заметить, что высокий голос несомненно вызывает у них симпатию. Он им ближе по возрасту. А вот старшеклассники больше симпатизируют низким голосам. Это не значит, что учитель с высоким голосом должен работать в начальных классах, а с низким – в старших. В голосе каждого человека есть так называемые «тиситуры» – низкая, средняя, высокая. Одно и то же слово, фразу мы можем произнести с разной окраской. Используйте природные данные своего голоса свободнее, осознанно, в зависимости от возраста аудитории, с которой Вы работаете, общаетесь.

И наконец, «интимный» уровень общения. Если дистанции делового, дружеского общения можно представить расстоянием вытянутой руки, то интимная зона определяется «локтем». Помните, наверно, у Шекспира – Яго докладывает Отелло, что видел Дездемону с Кассио, стоявшими так близко друг к другу, «что дыхания их смешивались». Это и пробудило ревность Отелло – «дыхания их смешивались»! Тихий голос, неровный, как бы взволнованный темп речи и вторжение звуковых элементов дыхания (вдох, выдох, сам звук дыхания) создают эффект близости, доверительности, интимности. Необходимо, однако, следить за силой своего голоса. Да, тихий, но не настолько, чтобы речь была затруднительна в восприятии учащихся, сидящих на задних рядах класса. Если ребенок напрягает слух, то напрягается и его психика. А с психологическим напряжением происходит сильный отток энергии. В такой ситуации учитель превращается в энергетического вампира, и на подсознательном уровне дети это чувствуют. На какую же любовь, хотя бы симпатию здесь можно рассчитывать? Такая кажущаяся мягкость, нежность на самом деле оборачивается неприятием педагога как личности и, соответственно, отторжением всей идущей от него информации.

Ни в коем случае нельзя давить на психику ребенка ни резким, громким голосом, вызывающим физическую, хоть и незначительную, но боль в бара- банных перепонках, и тем более – слишком тихим голосом, заставляющим детей напрягать свой слух. «Интимная» техника речи весьма уместна при личностном общении и как художественный прием, на гуманитарных уроках. Сама же речь педагога, конечно же, должна подавать детям пример хорошей, грамотной дикции. За своим речевым аппаратом необходимо постоянно следить. Полезным будет ввести педагогу в привычку, также как чистить зубы, как делать зарядку, освоить минимальный комплекс упражнений для правильного дыхания, эффективной работы языка, губ, и это можно делать по пути к ожидающей Вас аудитории класса. Не мешает поинтересоваться специальными риторическими упражнениями, тем более, если Вы замечаете у себя какие-то дефекты дикции. Представьте себе, что Вы выходите на сцену перед детьми класса, школы. Это – театр, и Вы в нем – актер, играющий роль учителя. Так будьте, как актер, достойны этой роли!


Моя любимая поговорка: «Семь раз им объяснил, сам уже стал понимать, а они ничего так и не поняли!» Действительно, для постижения актерского мастерства недостаточно только получить о нем информацию. Необходимы тренинги для того, чтобы перевести знания в навыки. Тренинги могут быть индивидуальными или групповыми. Как их организовать? Сколько времени рационально им посвятить? На эти и другие вопросы Вашего профессионального роста я готов ответить

Ваш коллега –
Аравин Юрий Петрович.
Тел.: +7 777 231 50 11

 

Самообразование


Отчет по исследованию «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОБЗОР СИТУАЦИИ»







 


Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10