электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Религиоведение

 

 

В текущем номере ...

 

 


 

Инфантилизм – питательная социальная почва для религиозного экстремизма

№6 (187) август 2019г.

Е. БЕРИКБАЕВ, магистр религиоведения, ст. преподаватель КазНУ им. аль-Фараби, эксперт городской информационно-разъяснительной группы, г.Алматы


Формирование идеалов молодежи стало все более зависеть от интернета и социальных сетей. Вместо того, чтобы обратиться к самому себе, нырнуть вглубь себя, пользователи бегут от этого, от одиночества, в поверхностное общение в соц. сети. Поэтому наиболее эффективным средством массового воздействия вербовщиков на молодежь стал интернет.
Причины популярности интернета у вербовщиков – легкий доступ к аудитории, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности.


Религиозный экстремизм редко проявляется в чистом виде. Обычно он действует вкупе с сепаратизмом и социальным популизмом. Сюда же примешиваются ненависть к светской власти, которая, по мнению радикалов, виновата во всем. Большинство людей до сих пор ждут, что власть решит все их проблемы. Затем, когда этого не происходит, разочаровываются в своих неоправданных ожиданиях и начинают винить в своих бедах других людей и обстоятельства. На другого ведь проще раздражаться и злиться, чем на себя. Многие уверены в том, что все должно даваться легко и все просто обязаны им помогать. Вот эта уверенность, что им все должны, – одна из главных наших проблем. Эти люди попросту не намерены брать ответственность за самих себя. Поэтому они, например, идут не к врачам и психологам, а к астрологам и гадалкам. Потому что таким людям комфортней думать, что их жизнь зависит от каких-то внешних обстоятельств и высших сил. Вот и ждут, что кто-то придет и решит их проблемы. Именно это заблуждение мешает нам больше всего. В кризисной или просто трудной жизненной ситуации человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям сложных проблем, становится податлив манипуляции. Всем этим умело пользуются идеологи экстремизма и терроризма, для которых кризис и социальные проблемы – самая благоприятная ситуация для пропаганды своих идей и вербовки сторонников.

Прежде всего, целевую проблемную группу в этом смысле представляет молодая аудитория. Молодые всегда безрассуднее, меньше осторожничают. Молодой человек – наиболее привлекательный вариант для профессионала в области вербовки и вовлечения в сомнительные структуры. Ведь для молодых людей во все времена были характерны: отсутствие сформировавшейся жизненной позиции, неопределенность положения; максимализм; неспособность в полной мере осознать последствия предпринимаемых действий. Где-то не хватает жизненного опыта, не сформировались устойчивые представления о справедливости, о добре и зле.

Религиозный экстремизм обычно проявляется в нетерпимости к представителям других религий либо противоборстве внутри одной конфессии. В настоящей религии нет принуждения. Но, к сожалению, во все времена находились люди, считавшие допустимым и даже благим делом насаждать свою веру, вести за это кровавые войны, убивать других людей. Именно эти идеи становятся фундаментом для религиозного экстремизма и терроризма. Любое государство, если оно хочет защитить своих жителей и не исчезнуть, будет бороться с экстремистами. Но остановить распространение деструктивных идей одними лишь репрессивными мерами невозможно. Лучшей профилактикой считаю укрепление традиционных семейных ценностей, а также создание в масс-медиа положительного образа успешного семьянина с активной жизненной позицией. Необходимо повсеместное возвращение людей к истокам, к нашим традиционным ценностям. Мы – прогрессивный миролюбивый народ. Первые, кто добровольно отказался от арсенала ядерного оружия. Мы можем гордиться нашими нравственными идеалами и ценностями: уважение к старшим, семейные узы, взаимопомощь «Асар», гостеприимство и толерантность. Наша идентичность зависит от наших ценностей. Если мы эти ценности не обозначим и не защитим, то растворимся в глобальном мире. Абсурдно ждать изменений в государстве, не меняясь самому. Каждый на своем месте, хотя бы в своей семье и рядом с собой, должны всеми силами души способствовать общему благу. Без самостоятельных, инициативных людей мы не встанем в один ряд с развитыми странами мира. Практически в любой современной стране человеку с самого рождения прививается дух патриотизма. Воспитание казахстанского патриотизма невозможно без воспитания толерантности, терпимости к людям других национальностей, верований. Это уже совместные задачи — родителей и преподавателей, духовенства и работников культуры, нашей интеллигенции. Жизненно необходимо, чтобы дети уважали своих родителей и всячески улучшался морально-нравственный климат.


Полезная книга для учителей религиоведения
Отзыв о книге Г.Г. Соловьевой «Религия в Казахстане. История и современность»

И.А. ИВАНОВА, учитель религиоведения УО «Новая школа», г. Алматы


Религия в Казахстане. История и современность. автор:Грета СоловьёваКнига доктора философских наук, профессора Греты Георгиевны Соловьевой «Религия в Казахстане. История и современность» вышла в Алматы в 2018 году. Это учебное пособие под общей редакцией А.Х. Бижанова издано Институтом философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК.

В аннотации говорится: «Данное учебное пособие отвечает задачам, поставленным в Государственной программе «Рухани жаңғыру»: восстановление исторической памяти, национального кода и символического наследия народа.

Книга включает два больших раздела. В первом представлена развернутая панорама истории религии в контексте основных исторических событий, определяющих культурно-цивилизационную идентичность Казахстана.

Во втором разделе воссоздается современная религиозная карта страны: традиционные религии с их новым статусом и функциями в светском государстве, а также новые религиозные объединения».

Хочу поделиться личными впечатлениями от прочтения книги. Сразу скажу, что я хотела бы купить эту книгу, чтобы иметь возможность прочитать ее детально, изучить и использовать в работе.

Автор рассматривает процессы духовности, веры, религии, мировоззрения с исторической, философской, культурной и светской точки зрения. Все процессы распространения религий в Казахстане преподносятся именно в историческом аспекте. Из каждого раздела можно узнать много нового и интересного. При этом текст не перегружен датами и именами. Кроме того, книга очень легко читается, материал излагается доступным языком. Информация легко усваивается. После каждого параграфа имеются вопросы, ответив на которые можно хорошо закрепить изученный материал.

Очень хорошо, что автор вставила выдержки из священных книг разных религий. Имеются жизнеописания пророков, исторические события перекликаются с мифами народов. Изучению подлежат и основные догматы священных книг. Эта информация дает самые необходимые, на уровне ликбеза, знания о религии, пророках, священных книгах и основных принципах религий. Возникновение религии рассматривается с политической, социально-экономической и духовной точки зрения.

Можно проследить взаимопроникновение догматов и священных писаний из одной религии в другую. Признание пророков и священных книг одной религии другими теологическими течениями. Эта книга также отвечает на вопросы современного взаимодействия разных конфессий в нашей стране.

Книга призвана развивать теологическую грамотность современных молодых граждан Казахстана, воспитывать уважение к наследию прошлого. Ценить и уважать свободные завоевания нашей молодой страны, основанные на опыте предыдущих поколений. Воспитывает уважение и толерантное отношение к религиозному выбору людей. Знания в этой области нашей жизни именно сейчас являются актуальными и необходимыми. Неправильная трактовка и понимание религиозных догматов приводит к искаженному восприятию человека другой веры.

Конечно, книга больше адресована студентам вузов, но ее могут использовать в работе школьные преподаватели предмета «Религиоведение». Эта книга – грамотное методическое пособие, написанное специалистом, что в наше время редкость, увы… Вся информация системно изложена в понятной, доступной, научно обоснованной форме.

Большое спасибо автору за этот труд.

 


Национальная модель межрелигиозного согласия

Г. Г. СОЛОВЬЕВА, д-р философских наук, профессор Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК


От редакции.

Предлагаем вашему вниманию параграф «Национальная модель межрелигиозного согласия» из 4-й главы «Религия, общество, государство. Приоритет гражданской идентичности» (Раздел II. Современный Казахстан. Светское государство и религия) из книги Г.Г. Соловьевой «Религия в Казахстане. История и современность»


Как вы уже знаете, в светском государстве религия не выполняет прямых политических функций, поскольку отделена от государства. Религия и государство придерживаются принципа невмешательства в дела друг друга. Это не означает, что их деятельность протекает в параллельных мирах. Государство осуществляет национальную политику, обеспечивающую реализацию принципа свободы совести, способствует межконфессиональному диалогу, учитывает позиции лидеров мировых религий по актуальным социально-экономическим вопросам. В стране создана законодательная база, регулирующая отношения государства и конфессий, а также ряд социальных институтов, способствующих реализации принятых законов. Ключевой структурой, позволяющей эффективно осуществлять принципы национальной модели межконфессионального согласия, является Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который проводится в столице Казахстана Астане через каждые три года, начиная с сентября 2003 г.

Из истории известно, что приверженцы различных религий в прошлом нередко вступали в полемику, стремясь доказать исключительную правоту своих взглядов, истинность своего сакрального содержания, склонить оппонентов к смене религиозной позиции. Происходило это чаще всего при дворах правителей и порою завершалось столкновениями и физическими расправами. Еще не были осознаны особенности содержания и методов межконфессионального диалога.

Принцип диалога как совместного поиска истины стал известен начиная с античных времен. Изобретателем его признается знаменитый античный мудрец Сократ. Он противопоставил диалектику как искусство диалога – софистике, практикующей спор. В процессе диалога его участники озабочены бескорыстным поиском истины, а не высокомерным утверждением мнения, даже если оно не совпадает с истиной. В споре – ситуация иная. Никто не думает об истине, зато все пекутся о своем мнении, престиже, первенстве, движимые тщеславием и стремлением выделиться, победить противника. Сократ создал особое искусство вопросно-ответной диалектики, чтобы его собеседники могли произнести «Я знаю, что ничего не знаю» и пуститься в совместное увлекательное путешествие по дорогам знания.

В религиозных отношениях этот метод оказывается полностью неприменимым. Каждая религия считает, что только она получила от Бога истинное откровение, и только ее культовая практика способна соединить верующих с творцом. Диалога по поводу догматических основоположений между последователями различных религий быть не может, иначе кому-то придется оставить свою конфессию и перейти на позиции другой. Не может быть и диалога-поиска в сократовском смысле, поскольку догматические положения уже определены, не подлежат критике и не могут быть подвергнуты сомнению. Вот почему межконфессиональная полемика в истории религии не всегда имела успех.

Зато в современном мире межконфессиональный диалог занял почетное место. Можно сказать, что диалоговые стратегии успешно противостоят идеологии конфронтации и религиозной нетерпимости. Почему это стало возможным? Лидерами мировых и традиционных религий было осознано, что межрелигиозный диалог должен иметь совершенно особое содержание. Следует раз и навсегда отказаться от полемики по поводу вероучительных истин, стремления навязать свои убеждения как исключительно правомерные. Диалог религий имеет другое содержание и другую цель: объединить усилия различных конфессий для содействия решению глобальных проблем современности, прежде всего сохранения мира и согласия во всех странах и на всех континентах.

История диалога религий под этим девизом начинается с конца ХIХ в., когда в Чикаго был созван Всемирный Парламент религий. Его ключевым принципом стало признание равноценности перед Богом всех религий и необходимость их сотрудничества по насущным проблемам социальной и культурной жизни. С тех пор подобные встречи проходят в различных регионах мира. В начале ХХ столетия широкий общественный резонанс получила деятельность Религиозного союза человечества, созданного по инициативе известного немецкого теолога Рудольфа Отто. Целью Союза являлось смягчение международной напряженности посредством воздействия на политику гуманистических ценностей мировых религий.

Усилия восточных и западных религий по сотрудничеству и партнерству привели к созданию в 1960 г. «Храма понимания», в деятельности которого приняли участие тибетский Далай Лама, Римский папа Иоанн XXIII, индийский лидер Джавахарлал Неру. Позже «Храм» расширил свои функции и стал называться «Глобальным форумом духовных и парламентских лидеров за выживание человечества».

Новый импульс получило стремление к объединению мировых религий для предотвращения угроз и рисков современного мира, когда по инициативе папы Римского в итальянском городе Ассизе с 1986 г. начали проводиться регулярные встречи представителей различных конфессий мира с целью актуализировать духовное наследие человечества для решения глобальных проблем.

С тех пор, как на карте мира появилось новое суверенное государство – Казахстан, оно стало безусловным, признанным всем международным сообществом лидером по сближению религий, диалогу культур и цивилизаций. Находясь в сердце Евразии, на пересечении древних караванных путей, соединяющих Восток и Запад, Север и Юг, Казахстан превращается в глобальный мост между странами и народами, выполняя великую цивилизационную миссию. Понимание и согласие, мир и добрососедство – извечные, изначально присущие казахскому народу ценности, которые суверенный Казахстан предъявляет сегодня миру, создавая научно продуманную систему сближения культур.

Активность молодой Республики в содействии миру и согласию, сближению религий и культур получила высокую оценку международной общественности. В 2010 г. Казахстану было доверено возглавить крупнейшую международную структуру – Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. «Казахстан, как многонациональное и поликонфессиональное государство, приверженное идеям межкультурного и межнационального диалога, намерен использовать достаточно мощный потенциал организации для эффективного преодоления национализма, религиозной нетерпимости, расизма, ксенофобии и антисемитизма». Эта концепция последовательно проводилась в жизнь благодаря сотрудничеству государств, сравнительному изучению позитивного опыта, ценностных систем и политикоправовых норм.

Высокий международный авторитет Казахстана был подтвержден, когда страна в 2011 г. возглавила Организацию исламского сотрудничества (ОИС). Признанный как часть единого исламского мира, Казахстан вынес на повестку дня ОИС проблемы гуманитарного и экономического сотрудничества, борьбы с экстремизмом, религиозной нетерпимостью, гендерным неравенством.

Самой значительной, крупномасштабной стала глобальная инициатива Главы государства Н.А. Назарбаева по регулярному проведению в столице Республики Казахстан Астане Съездов лидеров миро- вых и традиционных религий. В этой инициативе сконцентрировались политическая воля Главы государства и духовный опыт многих религий Востока и Запада. Мы воспроизведем краткую историю Съездов и обсудим, в чем заключаются уникальность и международная значимость казахстанского опыта.

Съезд лидеров мировых и традиционных религий – новый феномен в глобальном социокультурном контексте современности, постоянно действующая диалоговая площадка, где лидеры мировых и традиционных конфессий могут встречаться и обсуждать самые насущные вопросы, намечая конкретные меры по сотрудничеству и партнерству в деле решения глобальных проблем современности. Съезд представляет казахстанскую модель межконфессионального согласия, которая становится образцом для подражания в международном сообществе.

Первый съезд состоялся 23-24 сентября 2003 г. в столице Казахстана Астане. С тех пор съезды регулярно проводятся через каждые три года. Осенью 2013 г. Съезд отметил 10-летний юбилей. За эти годы увеличилось не только количество участников. Вырос также теоретический и практический потенциал Съезда, и он получил статус международного субъекта межконфессионального общения, оказывающего мощное позитивное влияние на формирование атмосферы доверия и взаимопонимания во всем мире.

Концептуальная идея съезда заключается в противопоставлении методам насилия и террора в области межконфессиональных отношений – стратегии диалога, взаимопонимания и договоренностей на основе общих для мировых и традиционных религий фундаментальных ценностей милосердия, любви и духовного согласия. На первом Съезде представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма и буддизма вознесли общую молитву Всевышнему у подножия Байтерека, провозгласив тем самым общность общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов своих религий.

На втором Съезде, 12-13 сентября 2006 г., который состоялся в специально построенном Дворце мира и согласия, собрались уже 29 делегаций. Они обсудили проблему «Религия, общество и международная безопасность». Участники съезда разработали «Принципы международного диалога» и приняли Декларацию с призывом заменить методы насилия культурой мира и согласия.

Третий съезд прошел 1-2 июня 2009 г., собрав 77 делегаций из 35 стран мира. Главной темой обсуждения стало повышение роли лидеров мировых религий в разрешении межконфессиональных конфликтов и возведении мостов толерантности и доверия. На Съезде были введены секции для более основательного, вдумчивого обсуждения актуальных проблем: «Моральные и духовные ценности», «Справедливость, мир и безопасность», «Окружающая среда и гармония», «Диалог и сотрудничество».

Четвертый съезд (30-31 мая 2012 г.) подтвердил тенденцию нарастания своего международного авторитета. В нем приняли участие уже 85 делегаций из 26 стран мира. Внимание было сосредоточено на самом важном направлении международных отношений: «Мир и согласия как выбор человечества». Представители всех конфессий говорили о решающей роли религии в деле предотвращения конфликтов и насилия и формирования общепланетарной стратегии интегрального сотрудничества и партнерства. На секциях были выделены наиболее острые темы взаимодействия религий в современном мире: «Роль религиозных лидеров в достижении устойчивого развития», «Религия и мультикультурализм», «Религия и молодежь».

Пятый съезд состоялся 10-11 июня 2015 г. Строить мир на основе диалога, совместными усилиями способствовать сохранению мира и процветания человечества – вот его девиз. В работе пятого съезда приняли участие 80 делегаций из 42 стран мира. Это – религиозные лидеры, политики, главы государств, первые руководители международных организаций. Центральная тема, вокруг которой развернулась дискуссия, была обозначена как «Диалог религиозных лидеров и политических деятелей во имя мира и согласия».

В своем выступлении Президент Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркнул, что религия во всем мире остается влиятельной силой, воздействующей на умы и сердца людей. По данным института Wallup, обобщенным в отчете Глобального барометра надежды и отчаяния, больше половины жителей Земли считают себя верующими. Это говорит о том, что современный человек, втягиваясь в социальные сети интернета, продолжает искать смысл жизни и возлагать надежды на утешение и жизнь вечную, обращаясь к Богу.

Вместе с тем усилилась тенденция кощунственного использования религии ради достижения низменных целей: увеличения зон влияния, захвата территорий, присвоения экономических и интеллектуальных ресурсов. Мир стал более конфликтным, неспокойным, взрывоопасным. Прикрываясь религиозной риторикой, определенные политические силы совершают чудовищные преступления, приглашая интернет-сообщество «полюбоваться» зверскими расправами над инакомыслящими. Международный терроризм выступает ныне под флагом «исламского государства», нарушая нормы и заповеди священного Корана и превращая в руины культурные и религиозные памятники древних цивилизаций мира.

Это современное варварство тем более возмутительно, что прикрывается псевдорелигиозными лозунгами и призывами к «чистой вере». В этих условиях, – сказал глава государства, – возрастает роль лидеров мировых и традиционных религий в их диалоге с государственными деятелями по разъяснению истинной сути религии, призывающей к добру, милосердию, миру. Как никогда прежде, возрастает ответственность религиозных деятелей и политиков за судьбы цивилизации, за устранение псевдорелигиозного экстремизма и терроризма. «Духовная дипломатия» способна обнаружить и предъявить миру неоспоримую истину: первостепенной и неустранимой потребностью рода людского всегда была и остается потребность в сотрудничестве, взаимоподдержке, взаимопонимании культур, цивилизаций и религий, а не конфликты и кровавые преступления.

Чем больше мы общаемся с людьми других взглядов и верований, тем больше обогащаемся, узнаем, становимся терпеливее и сдержаннее. Надо только совместными усилиями выбить почву из-под ног тех, кто, прячась за спиной религии, совершает свои бесчеловечные злодеяния. В формате Съезда состоялись секционные заседания: «Религиозные и политические лидеры: ответственность перед человечеством» и «Влияние религии на молодежь: образование, наука, культура и средства массовой информации».

Шестой Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся в Астане 10-11 октября 2018 г. На него прибыло 80 делегаций из различных стран Востока и Запада. Съезд отметил свое пятнадцатилетие.

На Пленарном заседании выступил Президент страны Н.А. Назарбаев. Он подчеркнул, что Казахстан в своей политике руководствуется принципом «единство в многообразии», и столица Республики Астана возведена как Центр Евразийского континента.

Представители ислама, православия, католицизма, буддизма, синтоизма, зороастризма и других конфессий, а также политические и общественные деятели тепло поблагодарили руководство Республики за предоставленную возможность диалога такого высокого уровня. Все они говорили о необходимости совместных усилий для сохранения мира и благополучия на планете Земля.

В заключение была принята Декларация VI Съезда лидеров мировых и традиционных религий с призывом ко всем людям доброй воли сплотиться и приложить все усилия для обеспечения мира и согласия на нашей планете.

«Съезды лидеров мировых и традиционных религий проходят в формате диалога духовных лиц и политиков. Этим мы стремимся к тому, чтобы сила нравственности укрепила праведность действий»[1].

Чтобы диалог мог состояться, изначально необходимы общая основа и принятие единой истины. И такой истиной является Вера, то есть духовная направленность мировых религий, вне зависимости от их догматических учений: борьба за веру объединяет значительно больше людей, чем ее толкование. В диалоге в то же время сохраняются различия позиций, и вера как духовный феномен проявляется в многообразии религиозных практик и культурных символов, так что наиболее приемлемым является принцип единства и многообразия, многонациональности и многоконфессиональности.

Казахстанский феномен Съезда лидеров мировых и традиционных религий отличает систематичность и высокий научный уровень положенной в его основу концепции диалога. Человек, поскольку он человек, всегда стремится к самопониманию и взаимопониманию. Войны, раздоры, насилие, конфликты, представляющие внешнюю сторону человеческой истории, не могут затушевать ее внутреннего, скрытого смысла – к диалогу и сотрудничеству, согласию и партнерству. В XXI веке предпринимаются все усилия, чтобы сформировать новую структуру мировой эпохи, основанную на принципе многополярности, полицентризма, полифоничности.

Если культурное и религиозное многоразличие – неоспоримый факт новейшей истории, то единственным способом сохранения человеческой цивилизации является единство в многообразии, диалог и сотрудничество как реальная альтернатива войне и религиозным конфликтам. Концепция Съезда решительно отвергает идею о столкновении, разломе цивилизаций по линии ислама и христианства. В современном мире происходит не столкновение, а встреча цивилизаций, их взаимное стремление к пониманию и сотрудничеству.

«История религий на территории современного Казахстана наряду со сложными этапами, связанными с завоеваниями, имеет длительные периоды относительно мирной жизни, в которые самые разные религии демонстрировали умение совместного сосуществования и даже взаимной поддержки». Этот опыт может быть использован и сегодня, хотя живем мы уже в другом времени. «Надо актуализировать ценные для нас и продуктивные элементы – они укоренены в традиционных культурах, религиозных идеалах и практике». [2]

Сама среда человеческого общения по своему характеру диалогична. Мы говорим с Богом, с другими людьми, эпохами, произведениями искусства, с окружающим миром. Согласно науке о понимании, современной философской герменевтике процесс обмена вопросно-ответными репликами обнаруживает структуру, лежащую в основе человеческого общения, фундаментальную структуру диалога. Этот феномен составляет суть человеческого понимания.

Выделяются несколько типов диалога. Первый, наименее продуктивный, когда собеседники выслушивают друг друга, но не придают значимости изложенным позициям. Второй – когда они начинают вникать в суть того, что говорится, и это представляется им важным и интересным. Наконец, третий, наиболее эффективный, создает атмосферу не только взаимного интереса, но и побуждает к взаимосогласованности и взаимоизменению взглядов, способствует внутреннему духовному развитию обеих сторон. Собеседники в этом случае озабочены не сохранением своих мнений, а сутью дела, поиском совместных решений обсуждаемых проблем. Цель любого понимания – достижение согласия по существу: для этого мы общаемся друг с другом и договариваемся между собой.

Каковы же принципы межрелигиозного общения? Прежде чем вступить в диалог, надо освободиться от стереотипов, неприязни, настороженности, открыть сердце для взаимопонимания. Если же вы вступаете в диалог, не освободившись от предубеждений, заранее уверенные в своей исключительной правоте, вы теряете время зря.

После обязательной психологической подготовки можно начинать диалог, помня о том, что ни в коем случае нельзя касаться сакральных сфер. Ведь межрелигиозный диалог разворачивается не внутри догматических учений, а в сфере глобальной проблематики: экология, духовная и нравственная деградация, псевдорелигиозный экстремизм и терроризм, наркомания, рост преступности. Главная и ключевая тема такого диалога – обретение мира и согласия, взаимопонимания и сотрудничества.

И что очень важно – в межрелигиозном диалоге определяются возможности совместного противостояния всем и всяческим попыткам разорвать историческую преемственность, покончить с тысячелетними духовными традициями, втянуть человечество в зону рискованных опытов богоискательства и суперсовременных генетических технологий. Это касается, прежде всего, понимания того, что такое человек, какова его сущность и предназначение, как он должен жить в семье, воспитывать детей и радоваться жизни, помня о заповедях господних и не покушаясь на то, что предназначено Всевышним В противном случае человек потеряет себя, превратится в неведомое, богом забытое существо. Нельзя, нельзя этого допустить.

Вот как много зависит от совместных решений и действий мировых традиционных религий, их диалога со светскими государствами и общественными объединениями: на защиту цивилизации, на защиту человека.

Контрольные вопросы
1. Назовите ключевую структуру, реализующую в Казахстане принципы национальной модели межконфессионального согласия.
2. Воспроизведите краткую историю Съездов лидеров мировых и традиционных религий.
3. Сформулируйте основные принципы межрелигиозного диалога.
4. Какие проблемы составляют содержание межрелигиозного диалога?
5. Поясните, в чем заключается уникальность диалоговой площадки Съездов лидеров мировых и традиционных религий?
6. Какова главная идея, высказанная и поддержанная участниками всех Съездов?

Литература

1.Назарбаев Н. А. Эра независимости. – Астана, 2017. – С. 429

2. Косиченко А.Г. Ислам и православие в Казахстане: история и концептуальные вопросы взаимодействия. – Астана, 2016

 

 

Наши друзья>



Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

05050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10