электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Образование в СНГ

     

Архив статей 2012 г.

Продолжение. Начало в № 7 (118) сентябрь 2012

Аксиологические ценности ученического коллектива

№ 8 (119) октябрь 2012г.

А. В. ТРАЦЕВСКАЯ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Минского государственного лингвистического университета

 

Права не могут быть без обязанностей. Они характеризуют требования, равно относящиеся ко всем членам коллектива. В каждом здоровом коллективе должны быть обязанности друг перед другом. Первостепенными обязанностями, на наш взгляд, в школе должны быть слово, дело, пример. Формула этих обязанностей проста: быть верным слову, слово доказывается делом, дело является примером.

Не зря одним из главных средств воспитания у белорусского народа были слово и дело. На протяжении многих столетий они были своеобразным «учебником жизни». При помощи слова и дела передавались от старшего поколения младшему опыт и знания, жизненная мудрость, этика и мораль.

Слово в ученическом коллективе не только средство воспитания, сколько критерий воспитанности. Словом выражаются понятия, отношения, объясняются намерения и действия. Слово другу, учителю – то же, что обещание: дать слово, верить слову, не сдержать слово, взять слово обратно и др. Верность слову – нравственная традиция. Словом мы выражаем свое отношение к Отечеству, обществу, окружающим людям. Ученик дает слово выполнять определенную работу, исправить плохое поведение, сделать добрые дела, оказать кому-нибудь помощь. Если он при этом дает не просто слово, а «честное слово», то это уже становится для него делом его чести. Верность слову не только нравственная традиция, но и нравственная обязанность перед коллективом и своими товарищами.

Обязанностью в ученическом коллективе является преданность делу. Делом утверждаются намерения, желания, готовность. Это тоже должно стать нравственной нормой в ученическом коллективе. Каждый ученик должен находить дело для блага общества, для своих друзей, товарищей и самого себя. Иначе быть не может: жизнь улучшается только делом. Нет дела – нет заботы об окружающих людях. Делом утверждается и в деле проявляется забота об обществе и коллективе. Сегодня мы уходим от этой традиции. Воспитательная работа в школах становится вербальной по форме и часто носит развлекательный характер.

Здесь хочется напомнить, что одно из нравственных качеств личности – трудолюбие. Как-то М. Богданович (1891–1917) заметил, что трудолюбивая пчела умеет собирать мед и с горьких цветов. Человек, у которого слово не расходится с делом, выступает примером для подражания. Старшие ученики, родители, учителя должны являться примером для младших воспитанников. Пример – это венец в моральном климате коллектива. Не зря в народной педагогике всех народов и времен примеру в воспитании отводилось главное внимание. «Примеры полезнее наставлений», «Частое подражание становится собственным нравом», «Слова волнуют, примеры влекут» – это античные афоризмы. «Хороший пример – наилучшая проповедь» – английская пословица, «Пример сильнее угрозы» – русская пословица.

Вместе взятые права и обязанности регулируют жизнедеятельность и взаимоотношения в коллективе. Они охраняются тем коллективом, от имени которого приняты.

Одним из показателей и одновременно критерием нормального климата в коллективе являются законы – общепринятые нормы, которые признаются обязательными для всех. Законы – один из важнейших элементов демократии, поскольку в коллективе жизнь строится на основе принципа равенства всех его членов перед законом. Не зря древние восточные философы утверждали, что в коллективе, обществе должен царствовать закон, а не человек. Именно в таком случае коллектив и общество могут стать обителью прекрасного и истинного братства.

Законы могут выступать и как нормы нравственных отношений в коллективе, поскольку моральные ценности, нормы, правила, принципы каждый коллектив волен оформить в виде законов. По нашему мнению, в воспитательном коллективе в ранг законов следует возвести такие нравственные категории, как дружба, забота, честь. Данные категории относятся к самым важным средствам народной педагогики. Они влияют на формирование мировоззрения, определяют поведение ребенка в семье, коллективе сверстников.

Дружба должна строиться в коллективе на взаимном доверии и общности интересов; забота раскрывает внимание к потребностям, интересам и нуждам человека. Проявление дружбы и заботы свидетельствует о том, что каждому дорога честь коллектива.

К сожалению, в наше время, время эгоизации, о вышеназванных категориях в ученических коллективах забывают. В классах, школах проявляется групповой, интеллектуальный, коммерческий и даже национальный эгоизм. Это отмечали педагоги-воспитатели и сами ребята в процессе дискуссий. Вот несколько примеров:

– Отличники нас в свою компанию не берут, поскольку считают, что мы не сможем принять участие в их философских рассуждениях (старшеклассник).
– В нашем городе есть элитарные дискотеки. Цена билета очень высока, да и наряд для таких дискотек надо очень модный. Поэтому мы тусуемся, в основном, в подъездах и подвалах (девочка-старшеклассница).
– В нашем районе девочки и мальчики дружат друг с другом в зависимости от одежды. Кто без «фирмы», того в свою компанию не принимают (старшеклассник).

Бесспорно, вышеназванные явления бытуют в незрелых, бездуховных коллективах. Думается, что к месту в данном случае будет мысль французского писателя Никола Шамфора (1741–1794) о том, что в серьезных делах люди показывают себя такими, какими им подобает выглядеть, в мелочах – такими, какие они есть.

Наш педагогический опыт, да и описанные состояния работы современной школы убеждают, что без дружбы нет воспитательного коллектива. Дружба – это отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, духовной близости и общности интересов. А такие качества формируются специальной духовной деятельностью. Вот почему закон дружбы должен быть присущ всем школьным коллективам. Силен коллектив, основанный на единстве целей, на принципах дружбы и товарищества. Он может защитить каждого ученика, его права и интересы.

Подобное характерно для тех коллективов, где ребята приучены относиться друг к другу со вниманием и заботой. Жизнь – это дорога, полная испытаний и неожиданностей. И в ней каждому нужна верная, добрая, дружеская поддержка. Сегодня, в наше сложное и трудное время, закон заботы должен действовать в каждом классе, каждой школе. Ученическая забота необходима престарелым и малоимущим людям, животному миру, окружающей природе. На нашу заботу, внимание и тепло вправе рассчитывать пенсионеры, малыши, жители районов, пострадавших от стихийных бедствий.

Короче говоря, проявлять заботу здесь учат специально. К сказанному примеру можно добавить известный опыт американской молодежи по созданию общества «Старший брат», члены которого берут под свою опеку трудновоспитуемых подростков. В этой стране создаются отряды ангелов-телохранителей. Юноши, члены этих отрядов, защищают слабых, пожилых людей, детей от жестокости и насилия.

Целенаправленной работы требует формирование у учащихся такого качества, как честь. Честь – это незапятнанная репутация, доброе имя. Честный человек – значит? правдивый, прямой, добросовестный, доброжелательный. Честь школьника раскрывает его отношение к самому себе, окружающим людям, обществу, Отечеству. Честь требует от школьника поддерживать добрую репутацию школы. Она побуждает к делам на общее благо: учиться на совесть, вести себя достойно, не поддаваться плохому. Нашему школьнику, как юному интеллигенту, должны быть не по душе лень, безответственность, пустая болтовня, равнодушие, несправедливость, жестокость, показуха. Мало быть самомупорядочным человеком, надо чтобы и люди рядом с тобой поступали по чести. Короче говоря, этому следует учить и воспитывать.

Формула диапазона данной работы следующая: честь фамилии + честь семьи + честь школы + честь Отечества.

Содержание законов необязательно должно быть таким, как описано выше. Они определяются совместно учителями и учащимися; могут периодически обновляться, совершенствоваться.

В качестве образца приведем содержание за- конов, разработанных самими участниками и педагогами.
Закон правды. Запомни: правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
Закон свободы. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон любви. Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся его.
Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духов- ной силе: долге, благородстве, достоинстве.

Морально-этические ценности и атмосфера в общешкольном коллективе поддерживаются специальными правилами. В их основе могут быть такие ценности, как «добровольность», «творчество», «поиск».

Добровольность необходима для того, чтобы ученическим коллективам предоставить свободный выбор содержания деятельности, форм и методов работы для достижения каждым воспитанником личных и коллективных целей. Добровольность утверждает ненасильственную педагогику, что гармонично сочетается с целостным процессом воспитания. Для развития творческой индивидуальности личности в ученических коллективах следует исходить из того, что необходимо вырабатывать способность ставить цели предстоящей качественно новой деятельности, принимать решения, выбирать средства достижения целей, планировать деятельность; умение создавать новое, аналитически, критически оценивать свою и чужую деятельность, принимать в соответствии с оценкой новые решения.

С целью реализации вышесказанного нужно предусмотреть решение следующих за дач: формирование у учеников культа знаний и интеллекта, потребности в учебе, умений, навыков, опыта успешной познавательной деятельности, уважения к результатам умственного труда, развития у воспитанников потребности в расширении знаний, желания их получить, способностей к самообразованию, культуры информационного взаимодействия с миром; раскрытие у детей, подростков, юношества творческих задатков и способностей; овладение креативными формами самовыражения во всех сферах бытия; приобщение воспитанников к ценностям общечеловеческой гуманитарной культуры.

Творчество открывает учащимся право на развитие социальных инициатив, на содружество ученических коллективов с разными учреждениями, объединениями. В настоящее время, когда каждая школа имеет право разрабатывать свой устав с учетом местных условий и возможностей, это легко сделать.

Наряду с вышесказанным в воспитательной работе школы должен идти эффективный поиск оптимальных и инновационных подходов. В противном случае в работе появятся стереотипы, начнется отмирание отельных традиций. При этом в обновлении воспитательной работы должны в обязательном порядке принимать участие школьники. Такой подход способствует развитию ученических коллективов как самоорганизуемых, само- определяемых и самоуправляемых, выражающих волеизъявление и социальные потребности самих детей и подростков. Вот почему сегодня каждому педагогу желательно уметь вместе с учащимися прогнозировать и моделировать воспитательный процесс. Сегодня необходимо строить воспитательную деятельность с учащимися в зависимости от ближайшего окружения, этнических, национальных и культурно-исторических условий. Таким об- разом, добровольность, творчество, поиск придают динамику развитию коллектива. Добровольность открывает возможности действовать по желанию, а не по принуждению, творчество ведет к созданию новых моральных и материальных ценностей, а поиск – исток добровольности и творчества.

При непосредственном участии детей и подростков во всех видах деятельности происходило формирование у них национального характера. Вот почему, на наш взгляд, в ученическом коллективе должны быть программы индивидуальной деятельности учащихся, связанные с такими ценностями, как экологи , милосердие и миротворчество.

Экология – проблема нравственная, человек – часть природы, будущее человека зависит от природы. Отношение к природе – высший показатель нравственности. В подтверждение этой мысли обратимся к авторитетам. Вот несколько высказываний, которые, на наш взгляд, бесспорны: «Кто не любит природы, то не любит и человека, тот не гражданин» (Ф. Достоевский); «Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы» (Д. Рескин); «Жестокость к животным есть одно из средств уничтожения моральной чувствительности» (Б. Раш); «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет» (А. Швейцер).

Мы полагаем, что в школе сегодня следует решать три проблемы: экологию интеллекта (знания о природе), экологию души (отношение к природе) и экологию деятельности (охрана природы).

Не менее важным фактором в формировании морально-этического климата в общешкольном коллективе является деятельность, связанная с милосердием. Милосердие предполагает готовность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия. Альберт Швейцер утверждал, что не познание и не практика, а переживание составляет самую существенную связь человека с миром. К сожалению, сегодня в массовой культуре нет милосердия, нет здравого смысла, а главное – нет радости. Следовательно, это должно стать заботой общешкольного коллектива. Не мероприятия, планы и отчеты, а забота о каждом ученике должна стать в центре деятельности коллектива.

Миротворчество – это основа гражданственного патриотизма. Умение поддерживать мир, защитить своих родителей, родственников, близких друзей и вообще каждого человека – это педагогика добра и миротворчества. К сожалению, слово «миротворчество» мы больше относим к православной педагогике, чем к школьной. А зря. Миротворчество – одна из форм искания и воплощения в жизни истины. Не зря в народной педагогике утверждают, что худой мир лучше доброй ссоры, а война – путь обмана. Наверное, поэтому В. Гюго (1802–1885) писал, что побеждать – глупейшее занятие. Не победить, а убедить – вот что достойно славы.

Морально-этические ценности коллектива определяются не только взаимоотношениями, но и той деятельностью, которую выполняют его члены и с какой целью. Хотя мы и утверждаем, что труд – основа воспитания, нельзя забывать, что он только средство. Трудом воспитывали раба, сегодня трудом можно воспитывать потребителя, мещанина, равно как и творческого человека. Труд, как и ум человека, может нести добро и зло. Поэтому очень важны характер труда, его назначение и содержание. Последние характеризуют не только саму деятельность, но и выступают критерием, уровнем воспитанности учащегося, проявлением заботы к окружающим: к самим себе, своей семье, ученическому коллективу, к окружающим людям, Отечеству. Забота, проявляющаяся в деятельности и отношениях, – это уровень нравственной зрелости человека. К сожалению, часто в некоторых ученических коллективах деятельность носит развлекательный характер, направлена на удовлетворение личных интересов учащихся. В таких коллективах ребят часто легче поднять на любое развлекательное мероприятие, чем на общественно значимое дело. В других коллективах ребята могут с большим удовольствием выполнять дела, направленные на свои нужды, чем оказывать помощь окружающим людям. Есть и такие, где учащиеся, как и педагоги, легко отзываются на любую работу, которая улучшает окружающий мир.

Все это – результат воспитанности учащихся и морально-этического климата в коллективе. Вот почему в воспитательном коллективе главное не работа, а забота. «Труд – забота», – так утверждал А. С. Макаренко. А труд-забота всегда начинается с целеполагания. И. П. Иванов в своих теоретических работах и практической деятельности учит, что каждое дело необходимо проводить с пользой. Каждое дело – людям, иначе – зачем? Каждое дело – творчески, иначе – зачем? Наша цель – счастье людей! Именно с этой целью И. П. Иванов отмечал, что учащихся необходимо включать в поиск дел, нужных людям, в обмен опытом, в творение добра, борьбу со всем, что мешает добру и красоте. Именно такие подходы в коммунарском движении способствовали становлению новых социальных отношений, определяли новые принципы в воспитании.

К нашему сожалению, «творение добра для окружающих людей» – сегодня редкость. Мы даже стесняемся говорить об этом. В терминологии школьного трудового воспитания на первое место выходят термины: «бартерная сделка», «приватизация», «формы собственности», «хозрасчетные объединения», «бизнесмен», «разгосударствление имущества» и др. Бесспорно, к этим видам деятельности школьников надо готовить, но в их основу следует положить заботу об окружающих. Следует помнить: результат в воспитании дает только труд, направленный на «творение добра». Противопоставлять их нельзя. Это сразу приведет к иному климату в коллективе, не способствующему нравственному становлению личности. Вот почему школа должна быть для учащихся высоконравственной средой, где в зависимости от деятельности ребенок познает нравственные нормы.

Такая среда создается благодаря заботе об окружающих, а это, в свою очередь, формирует общечеловеческие нравственные отношения. Сам школьник, благодаря конкретной деятельности, может выступать и как объект нравственного воздействия, и как субъект, создающий нравственную среду. Деятельность и нравственность – два неразделимых спутника в ученическом коллективе. Для этого в детской среде необходимо культивировать деятельность с высоким нравственным потенциалом, и в первую очередь – отношение к семье и понимание своей роли в ней.

Что касается заботы об окружающих людях, то необходимо учить воспитанников ставить интересы другого человека выше своих. А когда это необходимо, то принимать самоограничение во благо другого. Это на уровне чувств. На уровне деятельности следует стимулировать ребят, чтобы они имели индивидуальные программы, включающие основные гуманистические качества человека: добродетель (вера, мудрость, честность, бесстрашие, терпение и др.), благодеяние (действия, обусловленные и направленные на благо других), милосердие, миротвочество.

Отношение к Отечеству: у учащихся следует формировать потребность в творческой , созидательной деятельности, которая изменяет мир в соответствии с гуманистическими идеями, и одновременно воспитывать нетерпимость к разрушительной деятельности, грабежам, злодеяниям. Всю свою энергию воспитанники должны направлять на развитие своих способностей и дарований; действовать в интересах своей личности, окружающих людей, Отечества.

И, наконец, для создания морально-этического климата в коллективе необходимы специальные действия ученического и педагогического коллективов . К этим действиям можно отнести самодеятельность, самоуправление, сотрудничество.

Самодеятельность, как детская, так и педагогическая, дает возможность на основании социальных ресурсов (законодательных и нормативных документов Республики Беларусь) корректировать и определять свои школьные документы: концепцию развития коллектива, авторские программы, методики, организационно- деятельностные проекты, которые являются основой для взращивания и выращивания авторской школы.

Во-первых, они могут быть заложены в философии детского объединения как морально- этический императив, миссия – осознанное и присвоенное предназначение в обществе, дух – поведенческий ориентир; во-вторых, в закономерностях функционирования ученического коллектива – целях, принципах, идеале, нормах, отношениях; в-третьих, в нормативных документах, кодексе, правилах, декларациях, договорах, протоколах, намерениях.

Самоуправление – это возможность включить в определения морально-этических ценностей школьного коллектива органы самоуправления – ученическое, педагогическое и родительское. Приведенное нами выше – это только пример. В действительности объем больше и пространство функционирования значительно шире. Формы утверждения ценностей следует рассматривать как многоуровневую систему. В конкретном каждом коллективе они должны быть определены с учетом сложившихся традиций, опыта деятельности, с учетом среды, социально-педагогического и экономического окружения, климатических, геофизических условий и демографических ситуаций. В основе самоуправления – самостоятельность, необходимое условие развития самодеятельности, инициативы, творчества, и реализации пяти «само-»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самоанализа, самовоспитания.

Сотрудничество взрослых и учащихся удовлетворяет потребности личности, семьи, окружающих людей, общества; позволяет создать атмосферу творчества, которая вовлекает каждого – и педагога, и воспитанника, и родителя в созидательную деятельность на благо других и на развитие своей личности.

Методы внедрения ценностей – их разъяснение, ценностное внушение, ценностный тренинг, тренировка в деятельности, ценностная рефлексия, ценностные действия, педагогическая поддержка, этика ненасилия, гуманистическое отношение, активизация мыслительной деятельности, обучение ценностному процессу (выбор, оценивание, действие), стимулирование нравственной деятельности, поиск нравственных ценностей и идеалов и др.

Назначение ценностей – формирование и развитие личности (по Е. В. Бондаревской):
а) гуманной: милосердие, доброта, способность к сопереживанию, уважение человеческого достоинства, справедливость, ответственность, понимание ценности человеческой жизни;
б) духовной: потребность в познании мира и самопознании, позитивное и оптимистическое от- ношение к жизни, целостность внутреннего мира, мировоззренческий поиск;
в) доброжелательной: любовь к детям, бескорыстие, потребность творить добро, осознание себя частью природы, любовь к окружающему миру, способность радоваться успехам других людей, терпимость к чужим недостаткам и слабостям;
г) миролюбивой: открытость, терпимость, уважение прав и свобод другого человека, способность позитивно решать проблемы, умение работать в коллективе, потребность в миротворчестве;
д) культурной: гармония внешней и внутрен- ней культуры; знание этикета, культуры быта, развитые эстетические вкусы; разносторонность интересов и знаний, культуры речи; способность управлять своим внутренним состоянием.

 

Образование в СНГ






 

 
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 


Литература

1. Караковский, В. А. Стать человеком : Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М. : НМО «Творческая педагогика», 1993. – 80 с.

2. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1981. – 199 с.

3. Школьный класс : проблемы и решения / под ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Пед. о-во России, 1997.