электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Краеведение

 

   

Архив статей 2017г.

 

Краеведение на уроках географии

№ 10 (171) декабрь 2017г.

Л.С. ЕСЕНТУГЕЛОВА, учитель географии КГУ ОШ №16, г. Алматы

 

Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география.

Н.Н. Баранский


В последние годы значительно возросла роль краеведения в школе. В своей програмной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент страны Назарбаев Н.А. обратил внимание, что необходимо совершенствовать учебный процесс и вводить новые предметы, которые будут отвечать реалиям сегодняшнего дня. Одним из таких ключевых предметов является «Краеведение». В рамках реализации программы «Туған жер» в организациях образования в 2017-2018 учебном году по предметам «История Казахстана», «География» и «Казахская литература» 5 часов в год отводится на проведение уроков на базе музеев, организаций сферы культуры и исторических объектов (за пределами школы). Особое значение приобретает естественно-научное образование учащихся. Оно формирует у обучающихся понятия о природных явлениях и закономерностях, раскрывает научные методы познания природы, призвано дать обучающимся возможность осознать не только мир природы, но и свое место в изменяющемся мире, направлено на формирование мировоззренческих, культурологических и практико-ориентированных характеристик, интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления на основе развития функциональной грамотности, воспитание системы ценностных и личностных качеств.

В рамках предметов образовательной области «Естествознание» рекомендуется организация разнообразной внеклассной, экскурсионно-экспедиционной работы. На уроках обязательно должны изучаться краеведческие аспекты, а также обсуждаться вопросы безопасного поведения в различных ситуациях (Инструктивно-методическое письмо 2017-2018 уч.г.).

Все эти задачи можно выполнить, используя в своей практике краеведческую работу. Краеведение как народное знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. О необходимости широкого использования местного материала в процессе обучения и воспитания писали в 17 в. Я.А. Коменский; в 18-19 вв. – Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие педагоги. Важную роль в развитии школьного краеведения сыграл К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения родного края.

В преподавании географии краеведение – одно из средств осуществления, воспитывающего обучения. Изучать географию без привлечения краеведческого материала невозможно. Краеведческий материал – это необходимая составляющая предмета. Уроки географии в 6 классе целиком строю на основе краеведения. Формирование географических понятий: горизонт и его стороны, план и географическая карта, форма земной поверхности, погода и климат происходит легче, если учащиеся обладают представлениями, полученными из знакомой действительности родного края.

Экскурсии – это основная форма изучения своего родного края. Именно во время экскурсий учащиеся получают образные и содержательные представления, необходимые для создания многих географических понятий.

Лучшему усвоению учебного материала способствуют уроки на школьном участке. На таких уроках учащиеся учатся ориентироваться, выполнять съемку плана участка или маршрутного пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки реального окружения. Работая с планом своей местности, видят живые, очень знакомые ориентиры.

С первых уроков нацеливаю ребят на ежедневные наблюдения за погодой. На основе знаний о погоде своей местности и ее сезонных изменениях формируется понятие о климате и климатообразующих факторах. Это позволяет делать на уроках выводы об основных характерных чертах климата своей местности. Сравнивая его с климатом других стран, можно вызвать более правильные представления у учащихся о разных типах климата.

Раздел «Гидросфера» начинаем с вопросов о водах нашей местности. При изучении темы «Реки» совершаем экскурсию на речку Есентай в окрестностях школы для наблюдения за направлением течения реки, характером течения, определяем, какой берег у реки левый, какой правый. Значение экскурсии состоит в том, что понятие о водах на Земле дается не отвлеченно, а на основе наблюдений.

Весной на экскурсии проводим наблюдение за пробуждением природы, находим взаимосвязи в природном комплексе на участке школы.

Курс «Физическая география Казахстана» содержит большой раздел, посвященный охране природы. Поэтому на уроках мы рассматриваем вопросы, направленные на улучшение природы своей местности. Чтобы правильно оценить необходимость охраны, нужна кропотливая краеведческая работа, которая ведет учащихся к непосредственному решению задач сегодняшнего дня, на деле приобщает их к насущным народно-хозяйственным задачам. Так, например, учащиеся Тарасов Роман и Сагандыков Диас защитили проект по теме «Транспорт Алматы и его влияние на экологию города». В ходе работы над проектом собрали сведения о факторах, связанных с работой автотранспорта и ухудшающих городскую среду; освоили методы отбора проб воды, почвы для определения в них тяжелых металлов; познакомились с атомно-абсорбционным методом определения тяжелых металлов в почве города Алматы и воде реки Есентай. Работа была отмечена дипломом Управления образования.

Краеведческий материал использую и в курсе экономической и социальной географии. Объектами экономического краеведения являются: население, отрасли промышленности и сельского хозяйства, архитектура, культура. Например, при изучении темы «Население» в практическую работу включаю задания, которые содержат вопросы о численности, естественном движении, миграциях, плотности, национального состава населения Алматинской области; высчитывается процентное соотношение с общими показателями страны.

Экскурсионное изучение особенностей производства на предприятиях Алматы стало возможным благодаря родителям. Побывали с экскурсиями на Алматинском дрожжевом заводе, заводе тяжелого машиностроения. Оформили папки по этому материалу.

Чтобы увязать содержание курса физической географии Казахстана с изучением географии Алматинской области, мною были разработаны программы «Родное Семиречье», «Увлекательная топонимика», по которым проводилась внеклассная работа в 7-8-х классах.

Аспекты изучения своей местности самые разнообразные. Увлекательные занятия топонимикой, природные особенности, культурное наследие, география промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания своего родного города, своей области.

Из всего изложенного можно сделать вывод:

Краеведческая работа должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов учащихся. Все, что дети видят, что они делают в природе, должно быть им понятно и увлекательно. Разнообразными, занимательными должны быть и формы обработки краеведческого материала.
- Краеведческая работа должна быть целенаправленной. Дети должны четко знать, для чего они идут в природу, где будет использован результат их работ (на уроках, в школьном краеведческом уголке, на фотовыставках и др).
- Успех школьного краеведения зависит от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников, владеет ли навыками краеведческой работы с учащимися.
- Самому учителю краеведение также приносит большую пользу – он обогащается знаниями, улучшает педагогическое мастерство.
- Почти все уроки и физической и экономической географии можно проводить с упором на конкретный краеведческий материал.

Таким образом, школьное краеведение – это одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается роль краеведения в обучении.

 

 

Краеведение




 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no