электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Краеведение

 

   

Архив статей 2017г.

 

Изучение истории и географии через путешествия по родному краю

№ 9 (170) ноябрь 2017г.

Л.Ж. ИСАТАЕВА, учитель-эксперт истории,
Н.А. ИСКАКОВА, учитель-модератор истории ,
К.О. УТЕГЕНОВА, учитель-модератор истории Филиала «Назарбаев Интеллектуальная школа физико- математического направления», г. Тараз АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

 

Начался новый учебный год, и мы не знаем, как точно сказать: мы продолжаем путешествовать по родному краю, в мир удивительной природы и полного тайн прошлого или начинаем снова. Ведь летом мы не сидели на месте, а за два месяца нового учебного года мы успели съездить в экспедицию в пески Мойынкумы и ущелье Шалсу Киргизского Алатау.

Дети во все времена остаются детьми, и так же, как ровесники 70-х или 90-х, современные дети любят путешествовать. Вторая часть программы по краеведению, включающая разделы 4 и 5 «Культурное наследие родного края» и раздел и «Наше природное наследие», приглашает к изучению родного края через путешествия. Содержание уроков элективного курса предполагает следующие моменты: выявление, изучение, исследование истории и природы родного края. И это помогает глубже понять содержание такого предмета, как история Казахстана, им остается только соотнести реальность с фактами прошлого. Вот тут-то все и начинается.

Утегенова К.О., учитель-модератор истории. В Истории Казахстана за 7 класс есть темы уроков:
– «Почему Караханиды объявили ислам государственной религией», цель обучения
– определить влияние ислама на общественную жизнь;
– «Как повлиял ВШП на развитие средневекового Казахстана», цели обучения
– определить влияние ВШП на городскую культуру, объяснить особенности памятников средневековой архитектуры.

Этот программный материал изучается кратко. Познать его глубже помогает элективный курс по краеведению, где есть тема «Разнообразие объектов культурного наследия на территории края», цель обучения: выявлять и анализировать фальсификации в истории на основе исторических данных. Учащиеся имеют следующие исторические данные о памятниках архитектуры:
– в честь кого установлены мавзолеи Айша биби, Бабаша хатун, Қарахан баба;
– упоминание в истории: были исследованы в 1897 году ученым В.В. Калауром, а в 1938-1939 А.Н. Бернштамом, в 1953 году АН КазССР;
– исторические события того периода: г. Тараз входил с состав государства Восточного Караханида, где был ханом Карахан, а Самарканд был столицей Западного Караханида, в котором и жила Айша, являясь дочерью знатного человека Хаким-Ата, в народе его звали Зенгы баба, ученика Ахмеда Яссауи. Оба государства попеременно находились то в дружественных отношениях, то во враждебных;
– наличие легенды о красавице Айше, хане Карахане и ее служанке Бабаджи- хатун.

Беседуя с шыракшы (хранителем) мавзолея, ребята узнают интересные факты о самом мавзолее. Памятник Айша биби и Бабаджа хатун был восстановлен в XIVXV вв. по приказу правителя Мавераннахра эмира Тимура. А предки нынешнего шыракшы были назначены хранителями мавзолея лично Железным Хромцом. До замужества Айша биби звали просто Айшой, а после заключенного перед смертью мусульманского брака ее стали называть «биби», т.е. «замужняя» (женщина в браке).

Ребята, посетив эти два сооружения истории, прикоснулись к ним не только руками, но и душой. Они узнали, кто такой Қарахан. Он же основатель Караханидского государства – Сатук Богра Карахан. Народ в знак уважения не произносит его имя, а называет Аулие ата – «Святой старец». Так формируется углубленное знание по предмету, развивается умение критически мыслить, выстраивая сеть суждений, подтверждая их фактами и аргументами.

Определяя и анализируя фальсификации в истории Казахстана, ребята начинают мыслить критически и в повседневной жизни. По пониманию окружающего мира они становятся гражданами мира. Развитие этих качеств можно проследить через уроки всемирной истории. На этот предмет в школе в среднем выделяется по программе всего 1, 5 часа в неделю, но, как показывает практика, этого достаточно, чтобы через интегрированный подход в контексте использовать материалы по краеведению.

Искакова Н.А., учитель-модератор истории. Учебная деятельность с местным материалом позволяет учителю показать и объяснить учащимся отличия в исторических явлениях и их особенности, показать участие земляков в исторических событиях. Это позволяет формировать целостное видение мира, устанавливать взаимосвязи между событиями, происходившими в мире и на «малой родине». Наш регион, как и другие районы страны, в своем развитии подчинялся общим со страной историческим закономерностям. Ведать о крае, знать его особенности развития, уметь увидеть малое в глобальном процессе – так воспитывается любовь к «малой родине», в конечном итоге патриотизм.

Например, в 7 классе на уроке всемирной истории при изучении темы «Почему в 568 г. Византия направила посла к тюркскому кагану Истеми?» учащиеся определяют значение города Тараз на Великом Шелковом пути. Они приводят факты, почерпнутые из посещения музея, из обсуждения результатов археологических раскопок на территории города. Эта информация пригодится им при рассмотрении тем о средневековых каганатах на уроках истории Казахстана.

В разделе «Возникновение ислама» учащиеся выявляют также информацию об одном из ключевых сражений средневековья, произошедшем в нашем регионе, – Атлахской битве. Выявление этих фактов, осознание того, что эти события происходили на данной территории, занятой современным городом, вызывает огромный интерес у учеников, мотивирует их на проведение различных видов исследовательской деятельности.

Девятиклассники о многих исторических событиях узнают из рассказов своих бабушек и дедушек и, сопоставляя факты биографий своих родных с историей страны, делают выводы о влиянии политики, проводимой государством, на жизнь каждого человека. Так, при изучении процессов коллективизации, индустриализации в СССР они вспоминают рассказы своих родных и ищут подтверждения им в исторических источниках.

А теперь давайте вернемся к опыту самих учащихся. В конце сентября учащиеся, отправляясь в однодневный поход в пески Мойынкумы, недоумевали: «Что может быть интересного в песках?», «Пески – это опасно». К поездке, хоть и однодневной, готовились тщательно. Давайте рассмотрим, как идет развитие мышления и навыков у детей на подготовительном этапе.

1. Выявление проблемы, связанной с определением компонента рельефа – пески.

Формулирование проблемы – это определение затруднений, неопределенности. «Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими» (1). Учащимся предлагается посмотреть на рельеф местности как на благодатное место, так у них начинает меняться собственная точка зрения и появляется видение проблемы.

Формулировки учащихся:
– Как можно использовать песчаный рельеф для хозяйственной деятельности?
– Какие существуют условия для жизни в песках?
– Насколько жизнеутверждающим может быть пейзаж данной местности?

2. Выдвижение гипотезы.

Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети высказывают самые разные гипотезы по поводу того, о чем они уже знают или видели, о чем слышали. У них появляется множество интересных гипотез в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы, например:
– В песках можно заниматься скотоводством?
– В песках можно заниматься земледелием и садоводством?
– Пейзаж песков будет зависеть от наличия фауны?
– В песках есть жизнь?

3. Распределение поручений.

Это один из важных этапов, здесь надо учесть такие важные факторы, как увлечения детей чем-то, дружбу друг с другом или симпатии/антипатии, их навыки. Но может так получиться, что доставшееся поручение не устраивает ребенка, то не надо настаивать, можно предложить ему самому придумать, чем он будет заниматься во время похода, или учителю записаться в помощники к своему подопечному. Вот перечень примерных поручений:
1. Режиссер фильма о природе.
2. Оператор фильма о природе.
3. Режиссер фильма о людях.
4. Оператор фильма о людях.
5. Журналист берет интервью у жителей и работников местности.
6. Биолог составляет определитель флоры местности.
7. Биолог составляет определитель фауны местности.
8. Затейник во время передвижения в автобусе проводит конкурсы.
9. Географ определяет высоту, стороны света, расстояние.

Практика показывает, что ребята с удовольствием выполняют выбранные поручения, стараются показывать высокий уровень ответственности.

В результате экспедиции ребята смогли решить проблемные задания, подтвердить гипотезы и выполнить поручения. Возвращение для наших путешественников – грустный момент, но у нас уже новые планы – впереди зимний поход 2 января к счастливому водопаду.

Вот из таких походов и экспедиций начинают формироваться темы для научных проектов, конференций, выступлений. Растет заинтересованность ребят в углублении знаний, развивается интеллект и много каких происходит изменений в наших детях. Ну а самое главное – путешествия помогают им стать счастливей!

Использованная литература

1. Букреева И.А., Евченко Н.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 309-312.

 

 

Краеведение




 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no