электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2019 г.

 

Система коррекционно-развивающей работы в специальной школе-интернате

№ 3 (184) март 2019

А.В. БЫРКО, учитель-логопед,
В.А. СЛИПКО, воспитатель КГУ «Рудненская специальная школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями»

 

 

В г. Рудном (Костанайская область) с 2004 года действует КГУ «Рудненская специальная школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями», которая рассчитана на 136 учащихся. Деятельность организации образования построена таким образом, чтобы комплексно решать проблемы детей с ограниченными возможностями, оказывать действенную помощь в создании оптимальных условий жизнедеятельности и гибкой социализации. Перед нами были поставлены следующие задачи:

- организация таких условий при поступлении детей в школу-интернат, которые в максимальной степени сглаживали бы стрессовую ситуацию, связанную со сменой ребенком места жительства, привычной социальной среды, встречей с неизвестным;
- организация процесса адаптации детей к условиям проживания в школе-интернате;
- психологическая реабилитация и организация психологической, педагогической, логопедической помощи;
- организация воспитательной работы с целью вовлечения в активную творческую деятельность, выявление и стимулирование наклонностей и талантов, заполнение досуга, облегчение адаптации через культурно-массовые мероприятия;
- работа с родственниками и др.

Выполнение данных задач тесно связано с определением системы коррекционно-развивающей работы, ее составляющих: материально-технического, кадрового, научно-методического обеспечения.

Система работы позволяет ориентировать деятельность коллектива школы-интерната на особенности развития детей с особыми возможностями: недоразвитие личностных компонентов, незрелость психомоторики, низкая познавательная активность и работоспособность, эмоционально-волевая незрелость, некритичность, внушаемость, бедность воображения, преобладание двигательной расторможенности и др., а следовательно определить необходимые виды и объем услуг, необходимые для коррекции данных нарушений: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые.

Для того, чтобы составить программу коррекционно-реабилитационных мероприятий, соответствующих данным услугам, необходимо провести комплексное интегративное диагностическое обследование ребенка, результаты которого впоследствии будут положены в основу индивидуальной программы работы с учащимся (далее – ИПР). Оно включает сведения социального характера, о сформированности учебных навыков (по казахскому и русскому языку, математике, чтению), о состоянии физического и психического здоровья учащихся, общую характеристику возрастного развития, уровень воспитанности, уровень развития индивидуально-психических особенностей познавательной сферы, уровень развития эмоционально-волевой сферы и психических свойств, уровень коммуникативного развития, уровень развития и саморазвития. Обследование является неотъемлемой частью социальной адаптации ребенка, так как поступление в стационарное учреждение влечет изменение привычного образа жизни и может явиться критическим моментом в его жизни. Именно эти результаты позволяют в дальнейшем всем специалистам (учителям, педагогу-психологу, учителю-логопеду, социальному педагогу, врачу-педиатру, врачу-психиатру, воспитателям) «от ребенка» спланировать индивидуальную и групповую работу с ним, а значит сместить приоритеты в образовательной среде в сторону преодоления многих негативных тенденций, осложняющих в дальнейшем жизнь общества.

Внедрение Индивидуальных программ работы с каждым ребенком было продиктовано необходимостью создания единой документации, отражающей динамику развития ребенка, эффективность используемых форм и методов работы, возможность внести оперативно необходимые мероприятия.

С учетом ИПР мы проводим работу по следующим направлениям:
– осуществление мониторинга за состоянием физического, психического и духовно-нравственного развития детей, формирование позитивных отношений к неповторимой индивидуальности личности ребенка, реализация потенциала каждого ребенка;
– оказание психологической, социально-педагогической помощи в решении жизненно важных и трудноразрешимых вопросов;
– проведение учебно-воспитательных мероприятий коррекционно-развивающего и компенсирующего характера, использование индивидуальных и групповых форм работы с детьми.

Особенностью составления и заполнения ИПР является обязательное утверждение директором, персональная ответственность каждого специалиста, определение сроков выполнения. Это позволяет детально проанализировать правильность объема услуг, качество выполнения их, причины невыполнения (объективные и необъективные, ситуационные). В свою очередь, именно данная система работы позволяет, далее сопоставив две ИПР одного ребенка, составить мониторинг, выделив положительное и отрицательное, на основе анализа усилить отдельные услуги (либо их составные). Условия реализации включают заполнение каждого раздела специалистом, ответственным за данное направление, индивидуализируя соответствующие направления Стандарта. Так, «социально-бытовые услуги» заполняются заместителем директора по хозяйственной части, «социально-медицинские» – врачом-педиатром, «социально-психологические» – педагогом-психологом (психологом), «социально-педагогические» – учителями-предметниками (обязательные предметы: казахский язык, русский язык, чтение, познание мира (0-4 классы); казахский и русский языки; индивидуально-коррекционные занятия (5-10 классы), «социально-экономические» и «социально-правовые» – социальным педагогом. Также необходимо обратить внимание на следующие моменты работы над определением необходимого группового и индивидуального объема услуг для каждого ребенка:
– «социально-бытовые»: необходимость создания индивидуального интерьера комнат для того, чтобы свести к минимуму коммунальную организацию быта, создать «домашнюю» обстановку;
– «социально-медицинские»: оформление всех необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий на определенный период;
– «социально-психологические»: ориентация на конкретный коррекционно-развивающий план (индивидуальной и групповой работы) с учетом развития личностной и эмоционально-волевой сферы, уровня развития познавательных процессов; психологических проблем, существующих у ребенка;
– «социально-педагогические»: запись содержания тематического коррекционно-развивающего плана, реализуемого на уроках и на индивидуальнокоррекционных занятиях (учителя-предметники), коррекционный план логопеда, педагогическая коррекция (классный руководитель), участие в кружках и секциях (воспитатели);
– «социально-экономические», «социально-правовые»: акцент должен быть сделан на планирование конкретных мероприятий, связанных с социализацией ребенка (оформление необходимых документов; осуществление контроля за начислением пособий, компенсаций, алиментов и пенсий; передача в семью и др.).

Методические рекомендации. Периодичность составления ИПР может быть различна (в нашем случае – один раз в четверть), результаты могут быть рассмотрены на педагогических советах (выполнение общеобязательных стандартов и программы воспитания), совещаниях при директоре (качество выполнения должностных обязанностей работников школы-интерната), заседаниях научно-методических советов (внедрение и эффективность коррекционно-развивающих программ), заседаниях центров и методических объединений (здоровьесберегающее пространство, развитие личности ребенка, динамика обученности и воспитанности, социализация и адаптация учащихся).

 


Инклюзивное образование






 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10