электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2017 г.

 

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Деятельность модельного Ресурсного центра по развитию инклюзивного образования в Акмолинской области

№ 10 (171) декабрь 2017

С.Б. АХМЕТЖАНОВА, директор КГУ «Средняя школа № 19», г. Кокшетау

 

В течение ряда лет в КГУ «Средняя школа № 19» отдела образования г. Кокшетау одним из приоритетных направлений развития школы является внедрение инклюзивных практик обучения учащихся с особыми образовательными потребностями. С 2014-2015 учебного года в соответствии с приказом Управления образования Акмолинской области (№ 28 от 13.02.2014 г.) школа получила статус областной экспериментальной площадки (модельный Ресурсный центр) по развитию инклюзивного образования в Акмолинской области.

Основной целью деятельности Ресурсного центра является создание необходимых условий для полного и эффективного включения в общеобразовательную школу детей с ограниченными возможностями в развитии (ОВР) и детей, имеющих особые образовательные потребности в обучении, оказание комплекса научно-методических услуг с целью удовлетворения потребностей педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения развития, и их родителями.

Задачи Ресурсного центра:
- содействие созданию адаптивной и коррекционно-развивающей среды в организации образования, позволяющей обеспечить полноценную личностную самореализацию детей;
- обеспечение реализации идей инклюзивного образования; внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий с высоким компетентностным потенциалом;
- формирование системы научно-методического сопровождения процессов внедрения инклюзивного образования;
- организация по данному направлению опытно-экспериментальной, инновационной, проектной деятельности;
- консультирование педагогических и руководящих работников организаций образования, оказание им информационно-методической поддержки по проблемам инклюзии;
- моделирование и распространение перспективного педагогического опыта, ознакомление с ним педагогической и родительской общественности.

Основные направления деятельности модельного
- Ресурсного центра:
- Организационно-методическая работа.
- Информационно-методическая работа.
- Комплексное психолого-педагогическое и социальное сопровождение в школе учащихся с ограниченными возможностями в развитии.

Этапы деятельности модельного Ресурсного центра:
- январь 2014 г. – август 2014 г. – подготовительный этап;
- 2014-2015 учебный год – 1 этап: разработка и начало реализации Программы по развитию инклюзивного образования в КГУ «Средняя школа № 19» отдела образования г. Кокшетау;
- 2015-2016 учебный год – 2 этап: мониторинг деятельности по развитию инклюзивного образования;
- 2016-2017 учебный год – 3 этап: семинары, конференции, распространение обобщенного опыта работы по вопросам инклюзивного образования.

Организационно-педагогическое и методическое сопровождение деятельности Ресурсного центра осуществляет Координационный совет по развитию инклюзивного образования при Управлении образования Акмолинской области под руководством кандидата политических наук Ибраева М.У.

В период подготовительного этапа с целью повышения профессиональной компетентности педагогов нашей школы в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями при поддержке Фонда Сорос-Казахстан научно-информационным центром гражданского образования проведены обучающие семинары. Фондом Сорос-Казахстан организованы учебные поездки в Финляндию, Сербию с целью изучения зарубежного опыта по развитию инклюзивного образования.

46 педагогов нашей школы прошли курсы повышения квалификации в филиале АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области» по теме «Организационные основы и формы включения школьников с задержкой психического развития в общеобразовательный процесс».

Администрацией школы был заключен договор о сотрудничестве с Национальным научно-практическим центром коррекционной педагогики (ННПЦКП). По материалам ННПЦКП в школе было проведено анкетирование учащихся, родителей и педагогов с целью изучения мнения по вопросам совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в развитии.

Для реализации инклюзивного образования в школе
– разработано Положение о ресурсном центре;
– утверждена Программа по внедрению инклюзивного образования в средней школе № 19;
– разработан план развития инклюзивного образования на 2014-2017 гг.

На этапе развития системы инклюзивного образования на первый план выдвигается создание оптимальных условий для комплексного обучения, коррекционной и социальной адаптации, воспитания каждого ребенка с учетом особенностей его психофизического развития.

Для создания условий включения учащихся в общеобразовательный процесс создана школьная служба психолого-педагогического сопровождения и школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Разработаны и утверждены директором школы Положение о службе психолого-педагогического сопровождения и Положение о школьном ПМПК.

Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения организуют свою работу согласно направлениям деятельности.

Администрацией школы заключены договора о взаимовыгодном сотрудничестве с Кокшетауским университетом им. А. Мырзахметова, с КГУ имени Ш. Уалиханова, с КГУ «Областная специальная коррекционная школа-интернат № 1 для детей с ЗПР и интеллектуальными нарушениями», КГУ «Областная специальная коррекционная школа-интернат № 4 для детей с нарушениями слуха и речи г. Кокшетау», КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции № 10 г. Кокшетау», КГУ «Областная психологомедико-педагогическая консультация».

С целью оказания методической помощи педагогам в обучении детей с особыми образовательными потребностями специалисты службы психолого-педагогического сопровождения проводят обучающие школьные семинары и семинары для учителей общеобразовательных школ города Кокшетау, коучинг-сессии на следующие темы: «Применение современных педагогических технологий в условиях интегрированного обучения детей с ООП», «Педагогическая оценка способностей учащихся», «Индивидуальный план обучения для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся», «Организация учебного процесса с учетом особых образовательных потребностей учащихся» и т.д.

Методические разработки учителей СШ № 19 по внедрению инклюзивных практик ежегодно представляются на международной ярмарке социально-педагогических инноваций, проводимой филиалом АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области».

Педагогами школы систематизирован материал по обучению детей с особыми образовательными потребностями в специальных классах для детей с ЗПР – Абишева Л.Б., Нуртазинова Б.Т., учителя начальных классов СШ № 19.

Систематизирован материал по организации учебного процесса в условиях внедрения инклюзивного образования с применением новых подходов в обучении – Абилькасимова А.Е., учитель русского языка и литературы, Карсакова С.С., учитель математики, Искакова О.Н., учитель технологии и ИЗО.

Коллектив школы принял активное участие в реализации межрегионального проекта «Сетевое взаимодействие организаций образования северных регионов Казахстана по внедрению инклюзивных практик обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы», проводимого при финансовой и организационной поддержке Фонда Сорос-Казахстан.

В данном проекте участвовали 19 общеобразовательных школ Акмолинской области и по 2 школы от северных областей Казахстана. Всего 25 школ. Практическую реализацию проекта осуществляло ОО «Ассоциация работников организаций образования г. Кокшетау «Мектеп» совместно с Ресурсным центром на базе СШ № 19 г. Кокшетау.

Цель данного проекта – повышение профессиональной компетентности педагогических работников школ-партнеров северных регионов Казахстана (Акмолинской, Костанайской, Павлодарской, Северо – Казахстанской областей) в вопросах формирования представлений о механизмах создания благоприятной образовательной среды (2016 год).

В рамках проекта были проведены мероприятия для администрации и педагогов школ-партнеров по развитию инклюзивного образования Акмолинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей:
– круглый стол – семинар «Организация сетевого взаимодействия педагогов на основе интернет технологий» по проблемам развития и внедрения инклюзивного образования в общеобразовательных школах с участием директоров школ-партнеров (апрель 2016 г.);
– обучающий семинар «Создание благоприятной образовательной среды в условиях внедрения инклюзивных практик в общеобразовательных организациях образования» для заместителей директоров школ- партнеров проекта (май 2016 г.);
– летняя школа (обучающий семинар) по организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВР в условиях общеобразовательной школы для учителей (август 2016 г.);
– межрегиональная конференция с участием представителей Министерства образования и науки РК, Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина, Фонда Сорос-Казахстан, управлений образования и методических служб Акмолинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей, неправительственных организаций образования, педагогической общественности Акмолинской области (ноябрь 2016 г.)

В рамках проекта были изданы 2 сборника:
– по итогам Межрегиональной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие организаций образования северных регионов Казахстана по внедрению инклюзивных практик обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы». В сборнике представлены статьи, отражающие накопленный педагогический опыт педагогов общеобразовательных школ-партнеров проекта. 5 статей представили педагоги СШ № 19;
– сборник статей для управленческих кадров по внедрению инклюзивных практик. За основу взят накопленный практический опыт в Акмолинской области по внедрению инклюзивных практик в учебный процесс и внеурочную деятельность. В сборнике опубликованы 2 статьи педагогов школы.

Одним из индикаторов достижения цели проекта являлось увеличение количества опорных школ и областных ресурсных центров по внедрению инклюзивных практик в северных регионах Казахстана. В результате совместных действий с управлениями образования Акмолинской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской областей по созданию сетевого взаимодействия школ-партнеров сеть общеобразовательных школ, реализующих инклюзивные практики, увеличилась с 22-х до 66-ти. Из них в Акмолинской области 60.

В данный момент проводится анализ реализации внедрения программы инклюзивного образования в школе за 2014-2017 годы и готовится концепция и программа развития инклюзивного образования на 2018- 2022 годы с учетом результатов работы по внедрению инклюзивных практик.

В заключении хотим отметить, что инклюзивное образование относится к практике обучения, основанной на философском убеждении, что все ученики, как с инвалидностью, так и без нее, имеют право учиться вместе в соответствующем возрасту классе, все получают пользу от образования в обычном классе местной школы. В такой среде учителя, родители и другие участники процесса работают вместе в сотрудничестве с использованием соответствующих и достаточных ресурсов для интерпретации и применения обычной образовательной программы с достаточной гибкостью в соответствии с потребностями и возможностями.

 


Инклюзивное образование







 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10