электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2017 г.

 

Модель поддержки студентов с особыми образовательными потребностями в условиях колледжа

№ 9 (170) ноябрь 2017

Ж. Д. КАРАШЕВА, зам. руководителя по УПР,
А. Ж. КУРМАНГАЗИНА, зав. отделения «Информационные системы»,
А. М. АЙТКЕНОВА, методист КГКП «Павлодарский бизнес-колледж», г. Павлодар

 

 

Актуальной проблемой технического и профессионального образования (ТиПО) на сегодняшний день является рост числа студентов с ограниченными возможностями, нуждающихся в специальных (особых) подходах к обучению и воспитанию. Инвалидность у учащейся молодежи создает существенное ограничение жизнедеятельности, может способствовать социальной дезадаптации, затруднениям в общении, обучении и овладении профессиональными навыками, а также являться социальной проблемой неравных возможностей.

Важную роль в решении данной проблемы призвана сыграть сама система ТиПО, которая способна создать условия для личностного развития будущего специалиста, формирования его социальных ценностей, обеспечивающих активную, успешную адаптацию и самореализацию в личностной, профессионально-трудовой и социально значимой деятельности.

Основываясь на идеологии инклюзивного образования, по инициативе Управления образования Павлодарской области на базе колледжа с 1 сентября 2013 года организовано обучение для детей с ограниченными возможностями (нарушения слуха) по специальности 1305000 «Информационные системы» квалификация «техник-программист», со сроком обучения 3 года 10 месяцев, в количестве 7 человек.

Основной целью данного социального проекта является достижение обучающимися с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) определенного социального статуса, придание уверенности в собственных силах, таким способом мотивируя их к обучению вместе с другими обучающимися. Для решения поставленной задачи и на основании знаний и умений обучающихся по общеобразовательным дисциплинам, полученных в общеобразовательной школе № 1 г. Павлодара, инженерно-педагогическим составом колледжа разработана экспериментальная учебная программа на основе Типового учебного плана ГОСО РК по специальности «1305000 Информационные системы» с квалификация «техник-программист», применительно к обучающимся с нарушениями слуха.

Учебные и производственные занятия сопровождались сурдопереводом преподавателя жестового языка, это обеспечивало обратную связь с обучающимися.

Основной целью организации образовательного процесса для обучающихся из числа лиц с ООП является создание условий для возможности и посильности освоения содержания образовательных программ. В колледже для обучение данных студентов был разработан рабочий учебный план, график учебного процесса и учебно-планирующая документация.

Особенности преподавания включают коррекционную направленность обучения, использование сурдоперевода и специфических средств общения с глухими и слабослышащими студентами, специфический выбор методических приемов в препо- давании лицам с нарушением слуха. Для этого применялись новые педагогические технологии, делался упор на личностно-ориентированные технологии обучения, развивающее обучение, использовались современные формы, средства и методы проведения уроков. Преподавателям необходимо было искать такие формы подачи материала, которые отличались бы наибольшей визуализацией, использовать элементы коррекционной работы, а также программы информационной поддержки процесса обучения.

В колледже при проведении уроков с неслышащими студентами большую роль имеет помощь сурдопереводчика. Это специалист, переводящий устную речь в язык жестов. Деятельность сурдопереводчика связана с высокими интеллектуальными и физическими нагрузками. Главная задача сурдопереводчика – способствовать полноценному участию глухих и слабослышащих людей в жизни общества.

На своих уроках преподаватели применяют следующие формы сотрудничества: «педагог – сурдопереводчик»; «сурдопереводчик – студент»; «студент-студент».

При обучении студентов с нарушением слуха и речи применяется словарная работа, задачи которой заключаются в следующем:
- раскрыть значение слов, выражений, необходимых для понимания смысла изучаемого материала;
- ввести новые понятия в активный фонд речи студентов с помощью организации речевой практики систематического накопления словарного запаса;
- развить письменную речь.

При выборе способов подачи теоретического материала оптимальным является использование жестовой, письменной, устной речи.

При проведении уроков необходим педагогический оправданный подбор различных форм обучения для каждого этапа урока.

Сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной работы со студентами способствовало формированию не только профессиональных, но и общих компетенций, таких как умение организовать собственную деятельность, анализировать рабочую ситуацию, работать в команде, эффективно общаться с одногруппниками.

На своих уроках преподаватели использовали различные формы подачи материала. Главное при обучении глухих студентов – это наглядность: различный иллюстрированный материал, интеллекткарты, технологические карты, плакаты, стенды, образцы материалов и информационные технологии с применение интерактивного оборудования.

Применяя различные виды разноуровневых индивидуальных карточек, педагог имеет возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а студент имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным.

Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие не только привлекательным и по-настоящему современным, но и осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Внедрение информационных технологий в процесс обучения профессиональных дисциплин позволяет реализовать принцип наглядности, личностно-ориентированный подход, активизировать самостоятельную познавательную деятельность студентов.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. При выполнении интеллект-карт обеспечивается наиболее эффективная работа, и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению. Особенно для студентов с нарушением слуха.

Мультимедийные презентации. Они позволяют лучше запечатлеть в сознании студентов образы, дают возможность ближе и лучше рассмотреть какие-то процессы, факты, схемы, явления; применить игровой момент.

Видеоматериалы. Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности студентов, особенно студентов с нарушением слуха и речи и прежде всего внимания и памяти, а также способствует практическому освоению студентами умений и получению практического опыта.

С этой целью обобщения и распространения передового опыта преподавателем высшей категории Агеевой Татьяной Павловной был проведен открытый урок со студентами группы слабослышащих по дисциплине «Основы высшей математики» на тему «Действия над комплексными числами».

На уроке преподаватель провела словарную работу в системе полиязычия с применением методов дифференцированного обучения.

В течение всего учебного процесса проводится мониторинг успеваемости студентов.

В 2016-2017 учебном году слабослышащие студенты успешно прошли ОУПП по специальности 1305000 «Информационные системы» (по областям применения). Для этого были составлены преподавателями мобильные приложения по тестовым заданиям, которые были установлены на сотовые телефоны и планшеты студентов, а также на сайте колледжа – тестирование в онлайн-режиме.

Преподавателями колледжа для студентов с ограниченными возможностями были разработаны электронные учебные пособия по дисциплинам: «Основы права», «Основы экономики», «Тестирующий комплекс «Подготовки к НОК студентов по специальности 1305000 «Информационные системы», которые зарегистрированы в Министерстве юстиции РК на объект авторского права (Свидетельство от 28 июня 2017 года за № 1551-1554).

Рабочим учебным планом по специальности 1305000 «Информационные системы» (по областям применения) было предусмотрено проведение ряда практик, имеющих свое назначение:
– учебная;
– технологическая;
– преддипломная.

Они выполняют важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов:
– обучающую – актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решении конкретных ситуационных задач, формирование навыков, умений;
– развивающую – развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативные и психологические способности;
– воспитывающую – формирование социально активной личности будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии;
– диагностическую – проверка уровня профессиональной направленности будущих специалистов, степени профессиональной пригодности и подготовленности к профессиональной деятельности.

Учебная ознакомительная практика завершилась экскурсией в областную библиотеку им. С. Торайгырова. Во время экскурсии студенты познакомились с фондом электронных носителей информации, электронной коллекцией полнотекстовых учебников, самостоятельным оцифровыванием текста. Также студенты посетили мультимедийный кабинет, оснащенный современным оборудованием для людей с ограниченными возможностями.

Производственная практика предусматривает прохождение и закрепление полученных теоретических знаний непосредственно на предприятии, где студенты закреплены на конкретных рабочих местах, познавая эти процессы изнутри. Это ответственный момент в обучении, поскольку, придя на производство, студент сталкивается с реальными видами работ в реальной организации. Ребята проходили производственную практику в ЦПКОГ «Павлодарская областная организация «Общество глухих», ТОО «Дом печати» г. Павлодара, Общественное объединение инвалидов «Реабилитационный Центр «САМАЛ», ТОО «Комсервис», где они занимались ремонтом компьютерной техники, заполняли базу данных организации и т.д.

Итоговая аттестация выпускников колледжа включает:
– оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоение квалификации;
– государственную аттестацию выпускников.

Выпусники с ограниченными возможностями на высшем уровне защитили дипломные работы, где представили аттестационной комиссии разработанные электронные пособия по общеобразовательным дисциплинам (математика, информатика, история, профессиональный казахский язык). Данными пособиями могут пользоваться преподаватели и другие студенты колледжа.

В колледже студенты обучались в интегрированных группах, где им приходилось общаться не только с глухими, слабослышащими и сурдопереводчиком, но и выстраивать активное взаимодействие с преподавателями и слышащими студентами. Поэтому в своей работе приоритетным направлением мы рассматриваем мотивацию вербальной речи как средства эффективной адаптации и инклюзии.

Реализация программы психологического сопровождения студентов с ОВЗ (по слуху) происходит по 2-м направлениям: диагностическому и коррекционно-развивающему. В рамках диагностического блока исследуются индивидуально-психологические особенности личности. При этом используются различные методики: личностный опросник Г. Айзенка (EPI) в адаптации А.Г. Шмелева; пятифакторный личностный опросник Мак Крае-Коста («Большая пятерка»); выявление особенности когнитивной сферы; тест Г. Айзенка на уровень IQ, прогрессивные матрицы Равена (стандартные, взрослый вариант); методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1) (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин)), особенности социально-психологической адаптации; тест интересов и склонностей (С.И. Вершинин) на выявление профессиональных интересов и склонностей.

Групповое консультирование и тренинг являются наиболее эффективными формами работы со студентами с ОВЗ (по слуху). В ряде тем учебные занятия преподнесены в форме психологического консультирования: психология личности, самореализация, психология общения, психология конфликта. Групповая тренинговая работа проводится с учетом психофизиологических особенностей студентов. В процессе упражнений изучается проявление индивидуальных особенностей личности обучающихся при взаимодействии в группе. По средствам тренинговых упражнений, имитационных игр («Магазин», «У врача», «Метро», «Устраиваемся на работу» и др.), элементов телесно ориентированной терапии, психодрамы и рефлексии полученного практического опыта снимаются комплексы общения со слышащими, формируются навыки взаимодействия и самопрезентации.

Необходимо учитывать, что недостаточность слуховой функции затрудняет не только речевое, но и частично интеллектуальное и эмоциональное развитие. Вследствие того, что объем внешних воздействий на интеллектуальную сферу ограничен, психическая и интеллектуальная деятельность неслышащих и слабослышащих студентов упрощается.

Особое внимание в названном учебном заведении уделяется воспитательной работе со студентами ООП; является реализация индивидуальных и творческих интересов личности, активизация самостоятельности студентов с ООП в учебно-воспитательном процессе, формирование устойчивого интереса и ценностного отношения к выбранной профессии.

С этой целью студенты колледжа принимают активное участие во внутриколледжных мероприятиях и республиканских конкурсах.

3 марта в Павлодарском государственном университете состоялся финал конкурса талантов среди студенческой молодежи «STUDENT TALENTS».

В конкурсе приняли участие сорок два талантливых юношей и девушек из разных городов Казахстана, демонстрировавших песни, танцы, фокусы, а также сценические инсценировки и художественное чтение.

Группа слабослышащих студентов Павлодарского бизнес-колледжа представила на конкурс песни в манере жестового пения. Группа «Счастье» была признана слушателями и оценена компетентным жюри как одна из лучших. Жюри и спонсоры вручили группе специальный приз конкурса. Помимо денежного вознаграждения ребятам был вручен сертификат на 60 тыс. тенге на курсы обучения в школе студии «TALANT» и участие в качестве гостей на сольном концерте популярного артиста Шаким Маусыма.

Член жюри Акботы Сарыбай, представитель комитета по делам молодежи сказала: «Хочу поблагодарить студентов группы«Счастье», которым было непросто участвовать в конкурсе, демонстрировать свое мастерство исполнения. Несмотря на свой недуг, ребята смогли донести до зрителей красоту и мудрость содержания песни».

Руководителю группы Смагуловой Айгерим Урстемовне ректор Павлодарского государственного университета Арын Орсариев вручил благодарственное письмо как лучшему руководителю жестового пения.

Наш опыт работы предполагал образование студентов с ограниченными возможностями и детей инвалидов в условиях инклюзивного обучения. Данная форма обучения в организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к индивидуальному обучению.

Продолжение в следующем номере


Инклюзивное образование







 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10