электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2017 г.

 

Опыт развития инклюзивной практики в школе

№ 9 (170) ноябрь 2017

К.Т. ДАУПБАЕВА, директор ОСШ № 27, г. Караганда

 

В рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Проектирование содержания дифференцированной образовательной среды адаптивной школы» педагогический коллектив ОСШ № 27 разрабатывает и внедряет в практику школьного образования модель адаптивной школы, целью которой является обеспечение доступа к качественному образованию учащихся с особыми потребностями, создание условий для их успешной социализации путем обеспечения специальной психологической, социальной, коррекционно-педагогической поддержки в едином образовательном пространстве на основе интеграции учебно-воспитательного процесса опорной и магнитных школ.

1. В 2017-2018 учебном году количество учащихся с особыми потребностями, включенных в общеобразовательный процесс, составляет 120 человек, это 18 % от общего контингента обучающихся (количество учащихся 0-11 классов 717 человек).

Нозологические группы учащихся с особыми образовательными потребностями:
задержка психического развития – 60 учащихся;
ранний детский аутизм – 16 учащихся;
нарушения слуха – 1 ученик;
нарушения зрения – 1 ученик;
ТНР – 1 ученик;
НОДА – 1 ученик.

В том числе 34 ребенка-инвалида, 20 учащихся, обучающихся на дому.

В настоящее время в школе функционирует 5 специальных классов, в том числе специальный класс предшкольной подготовки, 31 инклюзивный класс, 3 лицейских класса, в том числе 1 лицейский инклюзивный класс, и открыта школа надомного обучения, в которой обучается 20 детей, в том числе 16 учащихся с РДА.

2. Для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся в ОСШ № 27 созданы специальные условия, а именно:
открыты и оборудованы 7 специальных кабинетов:
– сенсорная комната;
– кабинет социально-бытовой ориентации (СБО);
– кабинет сенсорной интеграции;
– кабинет коррекции с элементами Монтессори;
– кабинет моторной коррекции (АФК, ЛФК);
– кабинет ОБЖ;
– изостудия;
создан электронный банк диагностических материалов;
по результатам комплексной медико-психолого-педагогической диагностики для учащихся с особыми образовательными потребностями разрабатываются индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения, которые согласовываются с родителями детей;
для реализации инвариантного компонента типового учебного плана учителями адаптируются учебные программы под потребности и возможности обучающихся;
для реализации коррекционного компонента типового учебного плана по виду нарушения учащиеся с особыми потребностями в ОСШ № 27 вовлечены в систему коррекционной и психолого-педагогической поддержки: с ними проводятся индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом, логопедом, психологом;
разработаны дидактические материалы, обеспечивающие успешное обучение детей с особыми потребностями (памятки, алгоритмы, опорные таблицы, индивидуальные задания (карточки) с различными видами и объемом помощи);
создана система дополнительного образования, ориентированная на удовлетворение особых образовательных потребностей детей.

3. Для создания адаптивной среды для учащихся с особыми потребностями разработан план мероприятий, в соответствии с которым создана Служба психолого-педагогического сопровождения. В состав Службы входят координатор инклюзивного образования, учителя-дефектологи, логопеды, психологи, социальный педагог, врач-психиатр. Постоянно действующей формой взаимодействия специалистов Службы является психолого-медико- педагогический консилиум. Деятельность Службы носит комплексный характер и регламентирована локальными нормативными актами:

Положением о Службе психолого-педагогического сопровождения;

Положением о деятельности Психолого-медико- педагогического консилиума;

Положением о классах инклюзивного обучения;

Положением о специальных классах для детей с ограниченными возможностями развития;

Функциональные обязанности специалистов сопровождения.

На начало эксперимента в 2012 году в школе согласно заключениям ОПМПК обучалось 9 детей с особыми потребностями.

В течение 2012-13 учебного года на основе комплексной диагностики специалистами Службы было выявлено 22 ребенка группы риска, которым в дальнейшем был придан статус «ребенок с особыми образовательными потребностями» по заключениям ПМПК.

В 2013-2014 учебном году с целью отработки различных форм включения учащихся с особыми потребностями в общеобразовательный процесс проведена работа по комплектованию коррекционных классов. Данные ПМПК о том, что в Юго-Восточном районе г. Караганды зарегистрировано 160 детей с ЗПР, послужили основанием для открытия двух специальных классов.

В 2014-2015 учебном году открыты два лицейских класса в рамках реализации экспериментальной работы школы для создания специальных условий обучения высокомотивированных учащихся. Комплектование лицейских классов осуществлялось на основе комплексного тестирования по основным предметам.

В 2015-2016 учебном году количество лицейских классов увеличилось до трех.

С 2015-2016 учебного года в школе осуществляется подготовка к школе детей с особыми образовательными потребностями. По итогам обучения из 13 учащихся 4 интегрированы в общеобразовательный процесс.

С 2016-2017 учебного года в школе разработаны и реализуются 3 социально-педагогических проекта: «Школа надомного обучения», «Школа тьюторства», «Школа для родителей».

В рамках реализации проекта «Школа тьюторства» организовано тьюторское сопровождение учащихся с ООП студентами волонтерами КарГУ им. Е.А. Букетова, КЭУ, СГТИ.

4. Учителя начальных классов и учителя-предметники, работающие в инклюзивных классах, осуществляют индивидуальный подход к учащимся с особыми образовательными потребностями, используя при этом специальные приемы, методы обучения, дидактические материалы, средства наглядности с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся.

Развитие инклюзии активизирует процессы доступности дополнительного образования, адаптацию его условий к детям с особыми образовательными потребностями.

Организация работы по дополнительному образованию в адаптивной школе рассматривается нами как мощное средство для удовлетворения стремлений к развитию способностей, формированию мотивации учащихся с особыми потребностями к познанию и творчеству как осознанной необходимости в саморазвитии, самоопределении, самореализации.

Цель – всестороннее удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и создание условий для личностного развития, функционирования в системе социальных отношений, максимальной адаптации в культурной среде.

Направления – спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, эколого-биологическое.

Основным механизмом организации дополнительного образования в адаптивной школе является реализация дополнительных образовательных авторских программ для всех возрастных категорий (младшего, среднего и старшего школьного возраста), обучающихся по различным направлениям деятельности.

Система дополнительного образования в адаптивной школе складывается из:
урочного дополнительного образования в ресурсном центре в рамках школьного компонента учебного плана (факультативы и спецкурсы);
внеурочного дополнительного образования в школе;
внеурочной деятельности;
досугового дополнительного образования в школе.

Сегодня в школе созданы все условия для включения всех учащихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в систему дополнительного образования, создаются условия для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

5. По итогам реализации программы развития школы и ресурсного центра инклюзивного образования в 2016 году успешно защищен информационно-аналитический отчет с рекомендациями о распространении опыта инклюзивной практики ОСШ № 27 в Карагандинской области.

В настоящее время в ОСШ № 27 разработана Стратегия развития школы «От адаптивной школы к школе успеха». В формате стратегии разработаны и утверждены социально-педагогические проекты:
Модель «Школа родителей» как механизм повышения качества образования».
Модель «Школа креативного мышления».
Модель «Школы тьюторства».
Модель «Школы юного исследователя».
Модель «Школы надомного образования».

Для обеспечения взаимодействия в выработке механизмов включения учащихся с особыми потребностями в общеобразовательный процесс ОСШ № 27 заключены договоры о сотрудничестве с Карагандинским государственным университетом им. Е.А. Букетова; Областной психолого-медико-педагогической консультацией; Областной школой-интернатом для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

ОСШ № 27 тесно взаимодействует с Национальным научно-практическим центром коррекционной педагогики. С 2012 года по настоящее время на основании действующего Соглашения о сотрудничестве ОСШ № 27 взаимодействует с лабораторией социальной работы, лабораторией специального школьного образования и лабораторией комплексной диагностики, разрабатывая и апробируя организационно-методические основы инклюзивной практики, программы по формированию толерантного восприятия и отношения к детям с особыми потребностями, программы нейропсихологической коррекции.

В соответствии с приказами Управления образования Карагандинской области от 09.08.2013 года за № 308 и Отдела образования г. Караганды от 29.08.2013 года за № 612 на базе школы создан Ресурсный центр.

Цель деятельности Ресурсного центра – обеспечение научно-методического, консультативно информационного сопровождения организаций образования, развивающих практику инклюзивного образования, содействие развитию инклюзивного образования в г. Караганде и Карагандинской области. Деятельность ресурсного центра регламентирована разработанным Положением о ресурсном центре.

6. Долгосрочное проектирование инклюзивных процессов в ОСШ № 27 осуществляется согласно Концепции инклюзивного образования, Стратегии развития школы «От адаптивной школы к школе успеха». Среднесрочное и краткосрочное планирование деятельности осуществляется в рамках плана работы школы на учебный год, в том числе плана работы школьной службы психолого-педагогического сопровождения. Мониторинг инклюзивных процессов проводится планово в конце каждой четверти, полугодия, учебного года. Психолого-медико-педагогический консилиум заседает планово в начале года, середине и завершении учебного года, а также внепланово (при необходимости, по требованиям учителей, родителей).

7. Педагоги школы регулярно повышают квалификацию по образовательным программам АО «НЦПК «Өрлеу» в Карагандинском институте повышения квалификации педагогических работников, Центре САТР г. Алматы.

В рамках деятельности Ресурсного центра на базе школы проводятся мероприятия различного характера: обучающие семинары, научно-практические конференции регионального, областного уровня, круглые столы, семинары-тренинги. По результатам информационно-образовательной деятельности Ресурсного центра опубликованы статьи, методические рекомендации.

С целью создания единого информационного пространства по организации инклюзивного образования разработан и функционирует WEB- сайт Ресурсного центра – http: //inclusion27. org/. Данный сайт является информационным, важным элементом которого является интерактивность и объемная подборка материалов из различных источников по проблемам инклюзивного и специального образования.

На страницах сайта расположены:
- международные акты и нормативно-правовые документы РК в поддержку инклюзивного образования;
- информация о деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения, локальные документы, регламентирующие деятельность ее школьной службы;
- ресурсные материалы для специалистов и для родителей: учебно-методические и дидактические материалы, методические рекомендации, диагностические материалы;
- видео- и фоторесурсы.

Видеоресурсы представлены социальными роликами в поддержку идей толерантности и инклюзии, документальными фильмами о детях с особыми потребностями, об опыте внедрения инклюзивного образования в Республике Казахстан и за рубежом, об использовании различных коррекционно-развивающих методик, рекомендуемым списком художественных фильмов с кратким содержанием и возрастными ограничениями. Данный видеоресурс успешно используется при проведении различных семинаров, тренингов.

Специалистами Ресурсного центра постоянно проводится работа по созданию фонда ресурсных материалов (нормативно-правовых, программно-методических, дидактических, ИКТ), обеспечивающих консультативную деятельность центра.

Одним из направлений деятельности ОСШ № 27 и ресурсного центра является реализация социальных проектов в области инклюзивного образования совместно с социальными партнерами. Таковыми являются Фонд Сорос Казахстан, Общественное объединение «Кредо», Общественный фонд «Ассоциация родителей детей-аутистов», Общественный фонд «Добровольное общество «Милосердие».

Необходимость разработки и реализации социальных проектов в области инклюзивного образования объективно связана с тем, что основные его субъекты (учащиеся с особыми образовательными потребностями, учащиеся с условной нормой развития; их родители; педагоги) не могут эффективно реализовать свои интересы без взаимодействия друг с другом в достижении своих задач. Поэтому основной целью социальных проектов в области инклюзии является создание единого информационного поля для повышения информированности специалистов, учителей школ и школьных администраторов о современных моделях и подходах к внедрению инклюзивного образования, а также организация и проведение комплекса мероприятий с целью социализации и адаптации детей и молодежи с особыми потребностями. Данные цели реализовываются через:
- изучение степени информированности населения о реализации Концепции инклюзивного образования в РК и регионе;
- формирование новой философии общества относительно позитивного отношения к детям и лицам с ограниченными возможностями развития, основанной на принципах гуманизма и свободного выбора образовательной системы;
- информирование общества о практике инклюзивного образования, ее преимуществах, альтернативных формах обучения детей с ограниченными возможностями;
- проведение комплекса художественно-досуговых и спортивных мероприятий для детей и подростков с особыми потребностями.

В настоящее время ОСШ № 27 и Общественное объединение «Кредо» при финансовой поддержке Фонда Сорос Казахстан реализует проект по трансляции имеющегося опыта Карагандинской области по инклюзивному образованию в регионы Республики Казахстан. Этот проект позволяет повысить уровень информированности различных слоев населения об инклюзивном образовании – представителей управленческих структур, учителей массовой школы, родителей и учащихся. Все это обеспечивает создание единого информационного поля по распространению идей инклюзивного образования в сообществе и способствует формированию представлений об инклюзивной практике как о гуманной системе интеграции учащихся с особыми потребностями в социум.

8. В настоящее время в ОСШ № 27 созданы материально – технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с особыми потребностями к образованию, а именно:
- технические средства реабилитации;
- помещения для проведения коррекционно-развивающих занятий с дефектологом, психологом, логопедом, кабинеты лечебной физкультуры, трудовой подготовки, СБО, их соответствие санитарно-гигиеническим требованиям;
- оборудован пандус при входе в школу.

 


Инклюзивное образование







 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10