электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2016 г.

 

Справедливость и равенство – сердце финской системы образования

№ 1 (152) январь 2016

Интервью С.А. Каликовой с С.Вайранен и Х. Кангас

 

В конце 2015 года Фонд Сорос-Казахстан (ФСК) провел в г. Алматы семинар для школьных команд из пяти регионов РК по теме «Развитие инклюзивного образования в РК на примере финской системы образования». Данный семинар является частью инициатив, начатых Фондом Сорос-Казахстан в 2014-м году. Сауле Аманжоловна Каликова , советник по вопросам общественной политики ФСК, воспользовалась возможностью побеседовать с приглашенными на этот семинар финскими специалистами – Сай Вайранен , профессором Университета Хельсинки, и Хеннарииккой Кангас , учительницей начальной школы г. Рованиеми.


Сауле Каликова (С.К).: В течение последнего десятилетия финская система среднего образования остается мировым лидером, демонстрируя высокий уровень учебных достижений учащихся, показатели которого равномерно распределены по школам всей страны. Судя по всему, финские школы хорошо служат всем учащимся независимо от их происхождения, социально- экономического положения и способностей. На мой взгляд, именно в этом заключается сила и эффективность финской системы школьного образования. Не могли бы Вы рассказать, что способствовало такому результату?

Сай Вайранен (С.В.): В 1970-е годы Финляндия провела масштабную ре- форму в сфере образования, введя систему всеобщего 9-летнего бесплатного базового образования для всех учащихся. До этого времени родители должны были делать выбор для своих детей после завершения курса начального образования: либо отправлять их обучаться по платной 8-летней и более академической программе, либо более практической (бесплатной) 4-х-летней программе. Общеобразовательная школа дает всем учащимся страны возможность получить равное и бесплатное образование. Такое бесплатное образование (и по сей день) включает школьные обеды и транспортные услуги в том случае, если ближайшая школа находится на некотором расстоянии от дома. Реформа была основана на ключевых ценностях справедливости и равенства, являющихся сердцем нашей системы образования.

С внедрением этой реформы также менялась система педагогического образования: прежде всего – до четырех лет – была продлена программа университетской подготовки, а затем до четырех-пяти лет программа подготовки магистров. Из-за растущего числа учащихся, поступавших в новую систему образования из неблагополучных семей и из семей, для которых было нехарактерно «академическое образование», а также учащихся, которые ранее учились в специальных школах (либо были освобождены от обучения), росла потребность в специальном обучении с неполной нагрузкой, особенно в 1980-е годы. Система подготовки специальных педагогов была рас- ширена от традиционных категорий учителей, обучающих детей-инвалидов, до, например, учителей, работающих с детьми, испытывающими затруднения в приобретении знаний и эмоционально-поведенческие проблемы. В определенной степени реформе подверглись учебная программа, финансирование, производство книг, система подготовки и оценки педагогов.

В результате этой политики вырос общий уровень образования, сократился, хотя и не совсем исчез, разрыв на уровне регионов, и появилось много человеческих ресурсов. Вместо того чтобы сосредоточиться исключительно на «одаренных» учениках, мы выбрали стратегию, которая предоставляет шанс каждому ребенку/молодому человеку. Выбирая такой подход, мы считали, что таким образом мы выявим больше потенциала, вырастим больше человеческих ресурсов для формирования успешного общества. В нашем понимании «равенство» не означает «то же самое для всех». Скорее это означает, что мы должны предоставить каждому возможность и поддержку, чтобы при желании и готовности работать каждый ученик мог полностью раскрыть свой потенциал.

Что касается показателей достижений: да, в Финляндии разница между «самым лучшим» и «самым худшим» учеником очень мала по сравнению с другими странами. Я считаю, что это – результат огромных инвестиций в образование, сделанных за последние 40 лет. Я также связываю то, что сегодня Финляндия достигла уровня самых богатых и благополучных стран мира, с доступностью и равенством нашего образования.

С.К.: «Мы доверяем своим учителям», – мы не раз слышали эту фразу во время учебной поездки в Финляндию, организованной Фондом Сорос- Казахстан для казахстанских специалистов в прошлом году. Что лежит в основе этого общественного договора?

С.В.: Это трудный вопрос, потому что для нас доверять – это очень естественно, наверное, это связано с национальным менталитетом. Мы, финны, считаем себя очень честными и правдивыми. Если пообещали что-то сделать, то должны это сделать. Нарушение обещания, ложь и обман нетипичны для нашего поведения. Наверное, по- этому и нет необходимости в обширных системах контроля в школах. Учителя хорошо образованы, мы ждем от них знания правил и норм и соответствующей работы. Мы верим в то, что они делают все правильно.

Сама по себе профессия учителя очень престижна в Финляндии. Получить диплом педагога очень сложно; конкурс для поступления на педагога составляет десять человек на место. Работа учителя в Финляндии считается интересной, творческой, так как учитель располагает большой свободой действий для организации преподавания и развития собственной педагогики.

Все наши преподаватели имеют степень магистра. Они одновременно являются экспертами в области образования, практиками и исследователями. Мы считаем, что, имея такое образование, они компетентны в своей профессии и в дальнейшем будут продолжать развивать свои профессиональные навыки. От учителя ожидается активное участие во всех видах добровольной работы, например, в спортивных клубах. Я не думаю, что финские спортивные клубы выживут без учителей-добровольцев, которые тренируют, разрабатывают планы деятельности клуба, организуют турниры и т.п.

С.К.: Сегодня в мире идут активные дебаты относительно будущего образования. Идеи, звуча- щие в этом дискуссионном поле, порой, впечатляют своей новизной и неординарным взглядом на, казалось бы, незыблемые вещи. В частности, одна из таких идей пришла из Финляндии: переход к «тематическому обучению», который предполагает отход от организации учебного процесса в рамках отдельных учебных предметов. Так ли это, и если «да», то в чем суть этой реформы и как встречена эта идея учителями Финляндии?

С.В.: В предстоящей новой Национальной образовательной программе (стартует с августа 2016 г.) устанавливается минимум ежегодных «междисциплинарных учебных курсов». Это означает, что школы должны обеспечить, по крайней мере, один «междисциплинарный курс обучения» по темам, представляющим интерес для учащихся, учите- лей и сообщества. Речь идет об идентификации явлений или местных вопросов, которые будут изучены с различных точек зрения. Например, тема «Изменения в окружающей среде» может быть изучена с точки зрения истории, биологии, географии, социальных наук, искусства, ремесла и так далее. Цель этой идеи заключается в переносе теоретических знаний в практическую область.

На самом деле, в этой идее нет ничего ново- го. Когда я училась в университете в 1980-х, нас – будущих учителей – учили «предметной интеграции». Не все, но многие учителя и школы много лет использовали этот подход, и я тоже его использовала, когда работала учителем. В настоящее время эта концепция формализована, и ей придан более систематический характер. Теперь, я думаю, все учителя и школьники получат пользу от такого практического обучения за пределами школьного класса.

С.К.: Многие молодые люди в Финляндии стремятся стать учителями. В чем причина такого выбора? Почему эту профессию выбрали Вы?

Хеннариикка Кангас (Х.K.): Профессия учите- ля престижна в Финляндии. Каждый год большое количество людей пытаются поступить в педагогические университеты, причем речь идет не только о молодых людях, выбирающих свою первую профессию, но и о уже работающих людях, которые желают изменить свою профессию и стать учителем. Профессия учителя уважаема в обществе, учителям доверяют в их работе, и у них есть возможность свободно выбирать собственные методы преподавания. Помимо этого, профессия учителя дает много возможностей для саморазвития, получения новых знаний и развития педагогических компетенций. Например, вы можете специализироваться на определенном предмете, преподавать который вам особенно интересно; или вы можете попытаться стать директором школы – считается, что общая подготовка учителей дает глубокие знания и платформу для профессионального роста. Привлекают также и рабочие часы учителя, и гарантированный отпуск.

Мне было легко определиться в выборе профессии. Я хотела и хочу быть учителем, потому что хочу внести свой вклад в строительство школ будущего, а также в развитие общества. Для меня работа учителя очень значима, ведь учитель имеет большое влияние на детей, на их успешное будущее. Моя задача в классе – создать все условия для достойного обучения и развития всех моих учеников, максимально отвечать их нуждам и потребностям в обучении.

С.К.: Одна из проблем школьного образования в РК – это большая нагрузка на учеников и их родителей, очень много приходится работать дома. В связи с этим хотелось бы узнать, как выглядит обычный школьный день финского ученика? Учителя? Как насчет домашних заданий?

Х.К.: С точки зрения ребенка школьный день начинается с дороги в школу, которую можно пройти пешком, проехать на велосипеде, на автобусе, автомобиле или даже на лыжах! Продолжительность этой дороги может варьироваться от менее, чем пяти минут до получаса, а в таких регионах, как северная часть Финляндии, дорога может занять еще больше времени. Школа начинается утром, как правило, в восемь, девять или десять часов, при этом время начала занятий может отличаться в зависимости от дня недели.

В первый год обучения у ребенка приблизительно 20 уроков в неделю. Год от года еженедельное количество уроков увеличивается, и к концу обще- го образования, т.е. в девятом классе, у ребенка может быть 31 урок в неделю. Урок длится 45 минут, а после него следует 15-минутный перерыв. Школы обладают свободой проводить уроки раз- личной продолжительности. Например, в школе, где я работаю, уроки длятся 60 минут, а после них идут более длинные перерывы, однако, это не меняет количество уроков в неделю. На пере- менах дети свободно играют на школьном дворе, даже в зимнее время. В школе ребенку предлагают бесплатный обед, а во второй половине дня для учеников первых и вторых классов обычно есть возможность участвовать в деятельности клуба.

День учителя отличается от дня ученика, так как уроки должны быть спланированы и подготовлены заранее. В течение учебного дня могут возникнуть внезапные ситуации, которые должны решаться во время перемен или после школы. После уроков у нас могут проводиться встречи с родителями или школьным персоналом; мы находимся в контакте с родителями, планируем совместные уроки с другими учителями, либо выполняем бумажную работу.

Детям, как правило, дается домашнее задание, оно подобрано таким образом, чтобы укреплять навыки, полученные в школе, а не учить чему-то совершенно новому. Содержание или объем домашних заданий не одинаковы для всех учащихся и зависят от возможностей и потребностей ребенка в обучении. Для преподавателей, на мой взгляд, домашнее задание отражает его или ее собственную эффективность преподавания – что еще я могу сделать или как иначе поступить для повышения благополучия и успехов моих учеников?

С.К.: В разных странах существуют разные подходы к такому, например, вопросу, как питание школьников. При всем многообразии подходов этот аспект, как правило, рассматривается с точки зрения дополнительной поддержки детей из малообеспеченных семей. А как решается этот вопрос в финской школе?

Х.К.: В Финляндии для всех детей школьные обеды предоставляются бесплатно. Это правило распространяется на всех учеников дошкольного, начального, среднего, высшего и профессионально-технического образования. Право на школьные обеды также зафиксировано в законе Об общем образовании в Финляндии (628/1998). Обед – это также возможность для детей пообщаться между собой и свободно обсудить интересные темы со своими сверстниками; это – прекрасная возможность напомнить о хороших манерах за столом, развивать культуру питания. Считается, что школьный обед способствует благополучию и развитию учащихся, и по этой причине бесплатное питание в школах гарантировано, как право каждого ребенка.

 

 

 


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10