электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2014 г.

 

Роль семьи в процессе позитивной социализации и социальной адаптации детей с нарушением слуха

№ 9 (140) ноябрь 2014

Е.В.Краснощекова , воспитатель ГУ Специальная (коррекционная) школа-интернат №1 для глухих и слабослышащих детей, г. Павлодар

 

Самая большая роскошь на земле – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери

Мнение эксперта

Опыт, описанный в данной статье, - это не инклюзивное образование в полном смысле этого слова, это так называемая «интернальная интеграция» - интеграция внутри системы специального образования. И она в нашей стране тоже вынужденная, так как не представляется возможным обучать от- дельно слабослышащих и глухих детей, как это должно быть. Для этих детей обычно создаются разные учебные планы и программы обучения, да и способы, методы и приемы должны быть разными. Конечно, для детей слабослышащих более полезной была бы среда хорошо говорящих детей, к таковым, конечно, глухие не относятся.

И.Г. ЕЛИСЕЕВА, заведующая лабораторией специального школьного образования ННПЦ КП


Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы.

С потерей слуха еще не все потеряно в жизни. Хотя компенсация глухоты – сложная проблема. Как вырастить глухого ребенка добрым, отзывчивым человеком? Как развить в нем способность к самопожертвованию, привить высокие гражданские качества? Эти важные задачи относятся не только к педагогическим, но и к социальным проблемам.

В настоящее время в проектировании социальной политики разных стран выделяются две тенденции по отношению к этой категории населения. Приверженцы первой тенденции считают, что общество должно практически принимать проблемы глухих и слабослышащих и создавать им комфортные условия в среде слышащих. Например, всему населению страны рекомендуется изучать жестовую речь (Швеция) или каждый ученик с нарушениями слуха, обучающийся в массовой школе, должен иметь персонального ассистента – переводчика жестовой речи (США и др.), предлагаются определенные требования к артикуляции всех тех людей (специалистов, родственников, друзей, обслуживающего персонала и т.д.), которые имеют постоянное общение с глухими и слабослышащими: их речь должна быть замедленной, артикуляция утрированной (Швейцария, Германия и др.).

Вторая тенденция предлагает рассматривать лиц с нарушениями слуха как особую социальную группу, имеющую свою систему социальных потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации.

Принимая ту или другую тенденцию формирования социальной политики по отношению к лицам с нарушениями слуха, государство и общество по-разному конструируют организационные формы их обучения и социализации.

Процесс адаптации в обществе детей с физическими и психическими отклонениями имеет свои особенности. Слуховая недостаточность неблагоприятно отражается на психофизическом развитии ребенка, особенно, если нарушение слуха наступает в раннем возрасте.

В первую очередь страдают восприятие и воспроизведение устной речи, что приводит к нарушению социальных контактов ребенка с окружающими людьми.

Процесс коммуникации, в который вовлекается глухой или слабослышащий ребенок, затруднен из-за непонимания обращенных к нему высказываний собеседника: его собственная устная речь страдает аграмматизмами, ошибками в звукопроизношении, бедным словарным запасом. У этих детей может возникать страх, что нормально слышащие люди их не поймут, что над ними будут смеяться. Известно, что одним из факторов полноценного развития ребенка является его общение со сверстниками в разнообразной совместной деятельности. Еще Л.С. Выготский придавал большое значение включению детей с нарушениями слуха в разнообразную социально значимую деятельность, где появляется потребность в общении и развивается устная речь. В процессе такой совместной деятельности дети с нарушениями развития могут реализовать тот потенциал, который позволяет им ощутить свою независимость и устойчивость в этой жизни; они имеют возможность проявить инициативу, самостоятельность, что обеспечивает их адаптацию к окружающей среде и интеграцию в независимую жизнь.

Различные формы интеграции (временная, частично-фрагментарная, комбинированная, полная) глухих детей со слышащими детьми направлены на нормализацию жизни каждого ребенка, включение его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие.

И в нашей школе ведется работа по интеграции детей. В школе сформированы классы, где совместно обучаются глухие и слабослышащие дети. Из 130 учащихся обучаются 102 глухих и 28 слабослышащих. Как мы наблюдаем, совместная деятельность дает многое как слабослышащим детям, так и глухим. Это сотрудничество ведет к формированию положительного отношения к сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения. Наши дети проходят адаптацию не толь- ко в стенах школы. Ребята участвуют в разных мероприятиях, конкурсах на городском, областном, республиканском, международном уровнях.

Сегодня у наших воспитанников есть возможность стать полноценными участниками социальной жизни.

Для этого необходимы знания законов. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной управлять своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Таким образом, миссия нашей школы заключается в том, чтобы подготовить образованных, культурных молодых людей, способных к дальнейшему совершенствованию и адаптации в среде слышащих людей, вносящих посильный вклад в развитие нашего общества. В школе созданы все условия для развития способностей учащихся, ох- раны жизни детей, усилено внимание к личности каждого ребенка при осуществлении личностно- ориентированного подхода.

Действующие сегодня программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих ориентированы на разностороннее развитие детей с нарушением слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения ко всему, что доступно слышащим сверстникам.

Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Самая большая роскошь на земле – это роскошь человеческого общения». Общение со всеми окружающими являет собой образец истинной социальной адаптации и интеграции. Это – высшая форма реабилитации, в которой в равной степени заинтересованы неслышащие, семья и общество.

Первое социальное окружение глухого или слабослышащего ребенка — это семья. Очень важно, как члены семьи реагируют на проблемы малыша.

При формировании личности ребенка с нарушением слуха значимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Медицинское заключение о поражении слуха ребенка, о необходимости его специального обучения все слышащие родители воспринимают тяжело, иногда с отчаянием. Однако затем они ведут себя различно: у одних опускаются руки, другие продолжают надеяться на чудо, обращаются к разным специалистам, теряя время, упуская возможность быстрее овладеть навыками общения с ребенком, а значит, как можно раньше выполнить важнейшее условие его полноценного развития.

При столкновении с горем почти у всех родителей нарушаются нормальные взаимоотношения с окружающими, иногда прерываются все связи с друзьями и знакомыми, меняется стиль жизни семьи, часто в семье создается атмосфера нервозности, нередко кончающаяся разводом.

Не спасают долгие поиски эффективных методов лечения глухоты и тугоухости. Единственным средством возвращения родителей к нормальной жизни является включение их в обучение своих детей. Большинство родителей пассивно ждут помещения ребенка в специальное образовательное учреждение и только немногие спрашивают: «Что я или мы можем сами сделать?»

В нашей школе работают родители, воспитывающие в своих семьях детей с нарушением слуха, – это педагоги и люди других специальностей. Всю свою жизнь они посвятили своим детям, помогая адаптироваться в мир слышащих. И я не стала исключением. Мне пришлось уйти с работы, поменять специальность, устроившись на работу в нашу школу. Прошла курсы сурдопереводчиков, закончила дефектологический факультет ПГПИ только для того, чтобы помочь своим детям. Я воспитываю двух детей, имеющих диагноз нейросенсорная тугоухость 4 степени. Как и все слышащие родители, воспитывающие глухого ребенка, я столкнулась со значительными сложностями. В первую очередь это связано с тем, что мой язык (словесный) не является для моего ребенка естественным. И я поняла, что на определенном этапе общение в семье перестает быть для ребенка преобладающим, ему требуется детский коллектив. И мое первое решение было отправить своих детей в специальное дошкольное учреждение.

В детском саду дети воспитывались в смешанных группах, вместе с глухими и слабослышащими детьми. Это способствовало тому, что дети в игровой деятельности получали навыки общения со слабослышащими детьми.

Следующий этап – это школа. Проблемы социальной адаптации и реабилитации наших воспитанников решаются в нашей школе в условиях целенаправленного педагогического воздействия через включение их в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.

В связи с этапом взросления моим детям не хватает общения в школе. И дети начинают искать новые пути, связи с миром слышащих людей. Особенно это видно в общении со слышащими сверстниками во дворе. Данил общается со слышащими детьми в различной игровой деятельности, а Настя предпочитает общение по интересам со слышащими детьми. Вместе ходят в бассейн, во дворовый клуб «ДОС», общаются по Интернету. Когда я поинтересовалась, почему ребята во дворе дружат с моей дочерью, они ответили, что она им нравится, с ней интересно. Мы разговариваем с ней о многих вещах, может, и не так подробно, но все же говорим на разные темы, она лучше все нас знает Интернет.

На вопрос, понимаешь ли ты своих слышащих друзей, Настя ответила: «С ними интересно, я их не боюсь, потому, что я с ними не чувствую себя другой. Мы во дворе – одна команда, мы вместе!»

Если раньше я всегда сама сопровождала своих детей, даже на прогулке, то сейчас дети самостоятельно могут ходить за продуктами в магазин, парикмахерскую, выполнять мои просьбы, поручения, например: попросить карточку в регистратуре, занять очередь к врачу и т.д. Сначала это происходило в форме игры, я пишу записку с содержанием того, что необходимо сделать, а сейчас дети, используя свой небогатый словарный запас, сотовый телефон совершают свои действия самостоятельно.

Таким образом, можно сделать вывод, что толь- ко совместная работа семьи, школы, общества и самого ребенка может дать плоды в социальной адаптации и интеграции глухих детей.

Концепция независимой жизни детей с особы- ми образовательными потребностями заключается в следующем:
- Ребенок, имеющий инвалидность, – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.
- Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
- Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей, общение, творчество.
- Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, но и должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития

Пробить брешь в стене безмолвия – задача, непосильная только глухим. Лишь при активном и доброжелательном содействии слышащих глухой в состоянии стать полноценным членом общества.

СЛЫШАЩИЕ! Будьте терпеливы при общении с глухими, от нашего с Вами отношения к глухому, от уважения к нему и стремления оказать посильную помощь в значительной мере зависят устранение дефицита информации и трагедия одиночества. Никогда не забывайте это!


Литература:

1. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха. Сост. Астафьева В.М. – М.: АПК и ПРО, 2000.

2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002.

3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.

4. Крайнин В., Крайнина З. Человек не слышит. – М., 19

5. Рау Ф.Ф. Проблема интеграции глухих. – М., 1981.

6. Цукерман И.В. Глухота и проблема общения. Учеб. пособие. – Ленинградский восстановительный центр ВОР, 1980.

7. Шипицына Л. М. Ребенок с нарушенным слухом. В семье и обществе. – М.: Издательство «Речь», 2009.

 

 


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10