электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2014 г.

 

Инклюзивное образование в Финляндии

№ 7 (138) сентябрь 2014

И.Г. ЕЛИСЕЕВА, заведующая лабораторией специального школьного образования ННПЦ КП

 

В мае нынешнего года мне по- счастливилось принять участие в обучающем туре «Система школьного образования, инклюзивное образование в Финляндии», организованном Фондом Сорос-Казахстан. Целями поездки явились:
- Знакомство со школьной системой Финляндии: принципы, структура, поддержка школьников с особыми образовательными потребностями, подготовка педагогов.
- Технология составления и реализации индивидуальной программы обучения в общеобразовательной школе.
- Система оценки достижений учащихся. Поездка оказалась очень информативной и полезной для глубокого осмысления политики, принципов и инклюзивной образовательной практики. В Финляндии мы увидели очень разумную модель обязательного базового образования, в которой принцип инклюзивности обеспечивает высокое качество образования для всех (не на словах, а на деле).

Финское школьное образование вызывает повышенный интерес со стороны мирового сообщества, поскольку финские школьники демонстрируют высокие результаты в рамках «Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся» (PISA). Поэтому для изучения зарубежного опыта развития инклюзивного образования Фондом Сорос-Казахстан была выбрана именно эта страна.

Финляндия прошла длительный путь становления национальной системы образования.

Первый закон о всеобщем обязательном начальном образовании был принят в Финляндии в 1924 году, а закон об обязательном среднем образовании (9-летнем) – в 1968 году. В настоящее время основными ценностями финской системы школьного образования являются:
- обязательность и бесплатность,
- равенство,
- инклюзивность.

По Конституции каждый гражданин Финляндии в возрасте 7-17 лет не только имеет право, но и обязан учиться.

Наша делегация вместе с лекторами Лапландского университетаВ 6 лет каждый ребенок страны включается в систему обязательного базового образования, которое начинается в подготовительном классе. Обязательное школьное образование состоит из двух ступеней: начальной (1-6 классы), когда с учащимися работает один учитель, и старшей (7-9 классы), когда с учащимися работают учителя-предметники. В августе 2014 будут внесены изменения в Закон об образовании, обязательным станет обучение и в 10 классе. Пока он является возможным и выборным, но не обязательным для всех. Обучение в 10 классе основной школы организуется для тех учащихся, которые хотят улучшить свои знания для поступления на следующую ступень обучения, либо для учащихся, которые еще не определились с выбором дальнейшего образования. Дети с ограниченными возможностями обязательно имеют этот дополнительный год обучения в основной школе.

Государство гарантирует бесплатность обязательного образования. Обучение, учебники, канцелярские принадлежности, горячее питание, а также проезд до школы (если ученик живет далее 5 км от школы) оплачиваются государством.

«Если государство хочет иметь умных и образованных людей, то образование должно быть бесплатным для всех, включая иностранцев».

Министерство образования Финляндии проводит политику выравнивания системы образования. Это значит, что образование должно быть везде и для всех одинаковым как по доступности, так и по содержанию: равные возможности получения образования на любой ступени, независимо от того, где живет человек. В Финляндии есть проблема географического неравенства, на севере страны много малокомплектных школ. Государство заботится, чтобы качество образования в них не было хуже, чем в обычных школах.

В Финляндии совершенно необязательно учиться именно в школе, обязательное образование может также быть получено дома. В северной части страны много семей, живущих далеко от школ, выбирают домашнее обучение. Также домашнее обучение могут выбрать по идеологическим причинам. В таких случаях муниципалитет по месту жительства обязан контролировать обучение и развитие ребенка. Родитель или опекун должны гарантировать завершение обязательного образования. Число тех, кто учится дома, минимально.

В Финляндии существует традиция, согласно которой детей отдают в ближайшую к дому школу. Только на третьей ступени образования (гимназия или профессиональное училище) делается выбор организации образования. Обучение по месту жительства регулирует состав учащихся школы, который становится фактором социализации. Он практически в каждой школе одинаков. В естественной пропорции в школе находятся одаренные дети, со средними способностями и с ограниченными возможностями в развитии. В Финляндии принципиально не создаются школы для одаренных детей, для «элиты». Финны не применяют селекцию детей в девятилетней школе. Здесь с начала 1990-х годов решительно отказались от традиции сортировать учеников на группы (классы, потоки, учебные заведения) по способностям и даже карьерным предпочтениям. Не приветствуется выделение одних предметов и их углубленное изучение в ущерб другим. При этом в учебном плане, начиная с 7 класса, предлагается большое число выборных учебных предметов.

Для всех учеников страны существует единая образовательная программа, которая закреплена Национальным стандартом. В нем представлены основное содержание образовательных областей, ожидаемые результаты и критерии оценки. Муниципальные органы образования на основании Национального стандарта более детально описывают содержание обучения школьников. Затем школы на основании муниципальных учебных планов составляют свой учебный план и про- граммы. Ребенок получает образование одинакового качества, независимо от того, живет ли в глухой деревне или в университетском городке. Разница в учебных достижениях между самыми слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.

Базовое обучение в Финляндии реализуется в соответствии с принципом «школа для всех». Инклюзивность, являясь одним из принципов существующей системы образования, реализуется через идею обязательности и доступности образования каждому ребенку. Понимая, что все дети разные, базовое образование очень гибкое.

В 5-летнем возрасте каждый ребенок проходит медико-психолого-педагогическое обследование, но не с целью определения его пригодности к обучению в общеобразовательной школе, а с целью определения его образовательных потребностей, включая потребность в поддержке разными специалистами, которую школа готова удовлетворять. Образовательный процесс в период обязательного школьного обучения гибко подстраивается под различные возможности учащихся, учитывая и общие физиологические особенности детей и подростков 7-17 лет. Нет сразу максимальной нагрузки на ребенка ни физической, ни моральной, ни интеллектуальной. Темп обучения нарастает постепенно. Сложность и объем изучаемого материала определяются индивидуально для каждого ученика, с учетом его персональных способностей и степени одаренности.

Учителя владеют различными технологиями дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. Ученики не сидят в классе за партами в ряд, глядя в затылок друг другу. Дети распределены в рабочие группы и пары, которые периодически меняются по составу, в зависимости от целей обучения и развития, которые на каждом этапе определяются педагогом.

В Финляндии в школах домашние задания не игра- ют такой «зловещей» роли, как у нас, когда в процесс его выполнения включен сам ученик и его семья, что часто создает дополнительную нервозность в семье. В финских семьях этого нет. Урок - домашнее задание - ежедневный контроль - наказание – такая цепочка отсутствует. У каждого учителя свои способы и приемы контролирующих мероприятий (оценивания). Педагог ориентируется на критерии оценки, определенные национальным стандартом, но самостоятельно решает, как он будет изучать степень достижения целей обучения: наблюдая, тестируя, используя контрольные работы и др. Школа самостоятельно решает, будут ли использованы баллы при оценивании результатов обучения. Многие школы не оценивают баллами детей 1-4 классов. Но описательную оценку и портфолио используют обязательно. Экзамены на этапе основного обязательного образования, как правило, не проводятся.

Урок в финских школах длится 60 минут, но даже самые младшие ученики не устают, поскольку педагоги используют практико-ориентированные задания и упражнения, а работая в группах и парами, ученики могут свободно передвигаться не только в классной комнате, но и в школьном пространстве. В учебниках представлены различные виды упражнений как повышенной сложности, так и более простые.

Перемены дети проводят на улице в любую погоду. Школы работают с 8 до 14 часов в режиме пятидневной рабочей недели. Интенсивная нагрузка появляется в гимназии и колледжах, которую выпускник основной школы способен выдержать, поскольку его нервная система не была в диком напряжении, и желание учиться не исчезло.

В финской школе процесс обучения – это не пассивное восприятие объяснений учителя, а стимулирование в каждом ученике активного желания найти необходимые знания. Но если ученик не приспособлен к этому, не унижая и не оскорбляя, его нацеливают к профессиональной школе, которая дает великолепные знания по определенной специальности и готовит к условиям жизни в будущем. Для таких учащихся организуют классы с профессиональной ориентацией, в которых учатся не более 10 человек. В этих классах 50% времени отводится на профессиональную подготовку, а 50% – на обучение по программам общего образования. Социальный работник находит на предприятиях места, где школьники могут практиковаться. В такие классы (7-9 классы) идут дети, которые «не имеют мотивации к учебе, а мотивированы к работе» (как деликатно финские педагоги называют учащихся, испытывающих трудности в обучении.В наших школах – это дети, имеющие стойкую неуспеваемость и, как следствие, особый, не очень привлекательный статус, который негативно сказывается на формировании личности ученика).

Школьники с ограниченными возможностями могут учиться как в обычном классе, так и в специальном классе (маленькой группе). Если такой ученик затрудняется освоить программу в рамках государственного стандарта, то для него составляется индивидуальная программа по каждому предмету. Оценивание достижений осуществляется в рамках индивидуальной программы.

Обязательную школу заканчивают все, а на последней 3-й ступени учатся уже те, кто подготовлен получать высшее образование. Выпускник может сделать выбор между профессиональным училищем либо гимназией. Для того, чтобы поступить туда, необходимо сдать несколько экзаменов. Программы гимназий и профессиональных училищ насыщены, идет тщательная подготовка к обучению в высшей школе, и выпускник знает то, чего хочет, он определился полностью. Обучение на этой ступени составляет три-четыре года. Некоторые ученики учатся параллельно в средней и профессиональной школе. Получают практику и квалификацию. По завершении общего среднего образования молодые люди сдают национальный экзамен. Но он не гарантирует поступление в вуз.

Концепция инклюзивного образования в Финляндии

Инклюзивное образование понимается в Финляндии очень широко – это процесс развития и постоянного совершенствования общего образования, которое должно быть доступно всем без исключения детям (мигрантам, детям из отдаленных районов, национальных меньшинств, с ограниченными возможностями и др.). Инклюзивное образование в Финляндии развивается в течение 20 лет и сопровождается серьезными научными исследованиями. Официально политика инклюзии закреплена в 2008 году.

В стране создана концепция развития инклюзивного образования. В ней зафиксированы следующие положения:

- Все дети обучаются в основной школе в соответствии со своими возможностями. Каждый решает в образовательном процессе свои задачи.

- Весь школьный коллектив участвует в решении проблем учащихся, а не только специальный педагог.

- В педагогическом процессе учителя используют общие и специальные методы и приемы обучения.

- Учебные проблемы ребенка и дидактические проблемы педагога решаются посредством командного подхода.

- Дети с неярко выраженными отклонениями в развитии обучаются в общеобразовательной школе по месту жительства: в специальном классе или в общем классе.

- Специалисты консультируют родителей, в каких условиях ребенку будет лучше. Родитель выбирает, в каком классе будет учиться ребенок.

- Дети с тяжелыми нарушениями обучаются в специальных школах.

- Детям с инвалидностью индивидуальные компенсаторные средства и необходимое оборудование предоставляются за счет государства. Педагогов обще- образовательной школы обучают им пользоваться.

- Учащимся с нарушением мобильности предоставляется помощник, а с нарушенным слухом – сурдопереводчик.

- В каждой общеобразовательной основной школе в штате есть специальные педагоги, помощники учителя, социальные работники, медицинская сестра.

- Все специалисты работают как единая команда, компетенции командной работы очень высоки и у педагогов, их этому учат в университете.

- Вузовская подготовка учителей предполагает включение знаний и навыков по работе с детьми с ограниченными возможностями, включая составление индивидуальной программы обучения, навыки команд- ной работы и др.

- Специальная помощь оказывается и эмигрантам. Они сначала обучаются в классе подготовки, где основной упор делается на математику и финский язык, который изучается как второй. Обучение в классе под- готовки ведется на родном языке. Затем ученик интегрируется в общее образование.

Любой ребенок в основной общеобразовательной школе имеет право на один из трех видов поддержки, которая имеет уровневый (этапы) характер. Эти три вида поддержки введены в 2010 году и нормативно за- креплены. Ребенок должен получить поддержку как можно раньше, чтобы его проблемы не усугубились. Стараются уже на этапе дошкольного возраста выявить и преодолеть проблемы развития ребенка.

Школа знает, какие дети придут в первый класс, так как имеется электронная система досье из детских садов. При поступлении в школу возможности и особенности ребенка изучаются специалистами. Обязательно беседуют с родителями и педагогами дошкольного учреждения. Как правило, из детского сада ребенок приходит с уже установленным для него уровнем поддержки.

Первый уровень поддержки – общая поддержка. Ее осуществляет учитель класса. Он помогает справиться с различными трудностями, которые могут встретиться у любого ребенка (например, после болезни). Выявленные трудности в обучении обсуждаются как с родителями, так и со специалистами школы. Педагог владеет раз- личными (общими и специальными) приемами и технологиями индивидуальной помощи ребенку в процессе обучения. Его этому учат в вузе.

Если общей поддержки недостаточно, чтобы пре- одолеть проблемы ученика в обучении, прибегают к поддержке второго уровня. Это интенсивная поддержка. Решение о ее необходимости принимает мультидисциплинарная команда. Производится педагогическая командная оценка в соответствии с национальной формой.

Интенсивная поддержка осуществляется уже не только учителем, но и специалистами школы (специальный педагог, социальный работник, помощник учителя). На этом этапе составляется индивидуальный план поддержки специалистами школы (на полугодие). Решается вопрос о необходимости помощника педагога в классе, где учится этот ребенок. Помощь учителю может оказывать и специальный педагог, который вместе с учителем проводит урок. Это так называемое «соучительствование». Педагоги работают на равных, вместе составляют конспект урока, вместе проводят его, дополняя и поддерживая друг друга. Специальный педагог оказывает полноценную помощь в учебе всем ученикам, поскольку его образование позволяет это сделать (специальный педагог имеет, прежде все- го, квалификацию учителя и дополнительно к этой квалификации магистерскую степень по специальной педагогике). Два учителя, работающие в классе, более объективно оценивают прогресс учащихся.

Получая поддержку второго уровня, ребенок продолжает учиться по общей программе, но акцент в его обучении делается на основные содержательные линии в каждом предмете. Другие дети изучают программу более глубоко. Цель поддержки второго уровня – помочь справиться с программой, предупредить и преодолеть неуспеваемость. Если проблемы ребенка решаются за 6 месяцев, то он может быть переведен на 1 уровень поддержки. Если интенсивной поддержки недостаточно, то переходят на 3 уровень – к специальной поддержке.

Для перевода ребенка на 3 уровень поддержки необходимо внешнее медико-психологическое обследование, которое проводится консилиумом в комитете по образованию. Для его прохождения составляется педагогическое обоснование (заключение), в котором описывается предыдущая поддержка. По результатам внешнего обследования координатор инклюзивного образования школы решает, будет ли ученику оказываться третий уровень поддержки.

Если ребенок переводится на 3 уровень поддержки, то определяется, в каких условиях он будет учиться: в специальном (маленькой группе) классе или в общем классе (тогда в классе работает второй педагог, а если надо, то и помощник).

На третьем уровне поддержки обязательно составляется индивидуальный учебный план и индивидуальная учебная программа по каждому предмету. Индивидуальный план и программы составляются коллегиально мультидисциплинарной командой. Они составляются на полугодие или год, при необходимости пересматриваются.

В специальных классах обучается 8-10 учащихся, с которыми работает специальный педагог. В этих классах, как правило, обучаются дети с неврологическими дисфункциями, социально-эмоциональными, ментальными проблемами. Ребенок может быть переведен из специального класса в общий класс на любом этапе обучения, как только это представится возможным. В специальном классе базовое 9-летнее образование ученик получают за 11 лет. На отдельные предметы школьники специальных классов могут объединяться с обычным классом (средняя наполняемость обычного класса – 15-20 человек). Тогда в классе работают сразу два учителя. Школьное обучение детей с ограниченными возможностями организуется также и дома, в стационарах.

Ученик может получать и индивидуальное обучение в школе, в случаях, если он по каким-либо причинам не может обучаться в условиях класса. Такой ученик после уро- ков занимается со специальным педагогом. Эта нагрузка учителя дополнительно финансируется муниципалитетом.

Введение трехуровневой системы поддержки детей и возможности обучения по индивидуальной программе потребовали изменения инструкции по оцениванию достижений учащихся. Ученик, обучающийся по индивидуальной программе, оценивается, исходя из содержания своей программы. При этом используют ту же шкалу оценок, что и для всех учащихся: от 4 до 10 баллов, но рядом с такой оценкой ставится звездочка. Такая оценка влияет на будущее образование выпускника. Он не может пойти в высшую школу, т.е. получить общее среднее образование. Но такой выпускник может получить образование в колледжах, на специальных профессиональных курсах при специальных школах, есть и другие варианты.

Таким образом, в Финляндии создана высокоэффективная система специальных мер на уровне обязательного базового образования в школе для поддержки учеников, сталкивающихся с различными трудностями обучения. Каждая финская школа имеет в штате несколько специальных педагогов; в среднем на каждые семь учителей- предметников приходится один такой учитель. Специальные педагоги в рамках индивидуальных или групповых занятий оказывают помощь ученикам, рискующим попасть в число отстающих. В общей сложности такие учителя работают с 30-40% учеников школы.

Получение помощи от специальных педагогов пере- стало считаться в финской школе чем-то зазорным по двум причинам: во-первых, из-за большого количества учащихся, ею воспользовавшихся; во-вторых, из-за того, что такой помощью пользовались также и лучшие учащиеся, это доказывало, что дополнительные занятия со специальными педагогами не являются признаком ущербности. Путем оперативного вмешательства на уровне отдельных учащихся в Финляндии научились предотвращать неудачи и связанные с ними тяжелые переживания. Таким образом обеспечивается стабильность высоких результатов обучения в финских школах в соответствии с принципом равных возможностей

Чем обеспечивается высокое качество образования в Финляндии?

В процессе реформирование системы образования Финляндии в 70-80-х годах прошлого века большое внимание было уделено изменению подготовки педагогов для всех ступеней образования и статуса профессии педагога, поскольку финны прекрасно понимали, что «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей». В настоящее время профессия учителя в Финляндии одна из самых уважаемых и популярных.

В системе финского образования прослеживаются две почти универсальные стратегии: применение эффективных механизмов отбора кандидатов для обучения профессии и назначение учителям достойной базовой заработной платы. Именно эти черты присущи образовательным системам с высокими качественными показателями. Эти стратегии позволяют выдвигать серьезные требования к компетентностям педагогов, например, такие:
- уметь отвечать на вызовы образованию;
- готовить учащихся учиться всю жизнь;
- знать свой предмет;
- иметь высокий уровень морали и этики.

Подготовка учителей проводится в университетах. У учителя должна быть только магистерская степень. На педагогические отделения финских университетов самый большой конкурс в стране (15 и больше человек на место).

Главная цель учебы в университете – научить студентов самостоятельно заниматься исследованиями, чтобы они и в школе постоянно искали новые методы преподавания. С этой целью будущий учитель пишет серьезную научную работу на основе своих наблюдений, оценок чужих научных трудов, анализов статистических данных и своих собственных выводов. То есть учеба включает научную работу и обширную практику в школе. И в этом – сильная сторона системы подготовки учителей для финской общеобразовательной школы.

Кроме исследовательской деятельности, на педагогическом факультете большое внимание уделяется формированию у будущих педагогов умения наблюдать, анализировать и понимать индивидуальные нужды учащихся.

В Финляндии национальный образовательный стандарт отличается особой гибкостью: «Мы ставим высокие требования, но хотим, чтобы учителя имели возможность выбора». В финской программе акцент делается на то, что учителя должны адаптировать методику обучения к специфическому контексту, в котором им приходится работать. В стандарте признается тот факт, что дети овладевают знаниями с разной скоростью, однако в результате они должны соответствовать высоким требованиям, насколько это возможно.

Ключевой момент в подготовке современного учителя – готовность к реализации инклюзивной практики. Студенты получают широкую квалификацию, чтобы понять образовательные нужды разных учеников. Учителя должны уметь работать с родителями, со специальными педагогами. Для этого их учат гибкости, проявлению творческих способностей, умению работать в команде. Инклюзивный педагогический подход формируют у студентов на основе понимания ими сути инклюзивного образования, формирования у них убеждений и приверженности идеям, а также обучения навыкам инклюзивной практики. Курс инклюзивного образования обязателен для всех студентов педагогического факультета. Студентов учат, как преподавать учебные предметы разным ученикам. Они изучают эти процессы в школе, сами практикуются обучать школьников с различными трудностями в обучении и проблемами в развитии. Студенты учатся создавать планы урока, работают друг с другом и с другими учителями. Учатся «соучительствованию», составляют разделенный план урока. Когда студент заканчивает обучение, он способен работать с другими участниками процесса обучения.

В школах также созданы условия для того, чтобы учителя учились друг у друга на протяжении всей свой профессиональной деятельности.

В ряде успешных образовательных систем, в том числе в Финляндии, учителя работают совместно, вместе планируют уроки, посещают классы друг друга и помогают друг другу совершенствоваться. В этих системах создана такая атмосфера в школах, при которой совместное планирование, обмен мнениями о педагогических проблемах и взаимное наставничество стали нормальными и постоянными чертами школьной жизни. Такая обстановка помогает учителям постоянно развиваться путем обмена опытом и учебы друг у друга.

Учителя финской начальной школы имеют право работать и с группами школьников, которым рекомендована специальная поддержка, но только в случае получения дополнительного образования по программе подготовки специальных педагогов.

Надо отметить, что в Финляндии системе специального обучения уделяется огромное внимание. Большинство специальных педагогов работают с детьми на протяжении 9 лет совместно с обычным учителем. Специальные педагоги могут работать как в отдельном, так и в одном кабинете с обычным учителем начальной и средней школы. Как правило, квалификацию специального педагога получают специалисты с дипломом в области начального образования, т.е. специальный педагог имеет две магистерские степени.

Вместо заключения

Очевидно, что высокое качество школьного образования Финляндии обеспечено факторами
- демократизации школы, включающей в себя обеспечение равных шансов на получение образования различными социальными группами;
- децентрализации управления с целью усиления школьной автономии, - развития социального партнерства учебных заведений с институтами гражданского общества;
- обновления содержания общего образования в соответствии с концепцией «общества знания», ориентации на развитие когнитивного потенциала учащихся;
- соответствия образования современному уровню социального и экономического развития общества;
- совершенствования подготовки учителей на основе принципа обучения на протяжении всей жизни.

Педагогические концепции, исходя из которых развивается школьное образование Финляндии, позволили реализовать на практике идею адаптивной (инклюзив- ной) школы. Гуманистическая направленность финской педагогики, идеи свободного воспитания, концепции индивидуализации обучения обеспечены индивидуальной природосообразной поддержкой школьников, что в свою очередь создает условия для безболезненной интеграции детей со специальными потребностями в общую школьную систему.

 

 


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10