электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2014 г.

 

Организация специализированной лечебно- профилактической помощи учащимся с ОВР в условиях инклюзивной практики

№ 6 (137) август 2014

В.П. РАДЧЕНКО, врач-психиатр, ОСШ № 27, г. Караганда

 

Развитие и гуманизация казахстанской образовательной системы способствуют развитию инклюзивного образования. Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается, как адаптация образовательной среды, обеспечивающая включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями развития в среду обычных сверстников. Учитывая, что в условиях общеобразовательной школы в настоящее время обучаются дети с различными отклонениями в развитии, охрана здоровья субъектов образовательного процесса – одна из ее важнейших задач.

Лечебно-профилактическая помощь учащимся – совокупность мер по сохранению и укреплению здоровья детей, проводимых с целью нормализации учебной деятельности, трудоспособности, предупреждения и снижения заболеваемости, своевременного лечения и быстрейшего восстановления их психофизического здоровья.

Основной целью лечебно-профилактической помощи детям в условиях инклюзивной практики является сохранение психического, соматического, социального благополучия, содействие оптимальному личностному развитию и социальной адаптации учащихся в условиях общеобразовательной школы, обеспечение медико-социального и психолого- педагогического сопровождения.

В условиях развития адаптивной среды в ОСШ № 27 г. Караганды функционирует Служба психолого- педагогического сопровождения, одним из направлений деятельности которой является обеспечение условий для нормализации психофизического здоровья учащихся. Впервые в практику общеобразовательной школы в штатное расписание введена должность врача-психиатра, основными за- дачами деятельности которого являются
- углубленная диагностика психофизического развития учащихся;
- создание комфортной здоровьесберегающей образовательной среды;
- обеспечение медико-педагогического сопровождения учащихся.

Лечебно-профилактическая помощь ориентирована на всех субъектов образовательного процесса и предполагает
- диагностическое,
- консультативное,
- лечебное,
- профилактическое,
- организационное направления деятельности.

В рамках диагностического направления проводится оценка особенностей психического развития ребенка, и на основании полученных результатов оценки индивидуальных показателей развития отдельных сфер и деятельности проводится соотнесение особенностей психического развития с той или иной типологической категорией. Решая в сфере своей компетенции вопросы квалификации состояния и развития ребенка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания, социальной адаптации и обучения, врач-психиатр вносит собственное понимание в целостную картину обучения и воспитания «особого» ребенка, т.е принимает участие в разработке Индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Врач-психиатр в вопросах диагностики уровня психофизического развития тесно взаимодействует со специалистами Областной психолого-медико-педагогической консультации (ОПМПК) и Областного детского психоневрологического диспансера (ОПНД). В случае выявления среди учащихся школы детей, испытывающих явные трудности социальной или образовательной адаптации и нуждающихся в определении условий их обучения и воспитания, специалисты Службы сопровождения, в том числе и врач-психиатр, рекомендуют, а часто и убеждают родителей обратиться в ОПМПК и ОПНД. Там определяется или уточняется по вновь открывшимся обстоятельствам образовательный маршрут для ребенка и условия, способствующие максимальной социальной и Образовательной адаптации ребенка, выдается повторное заключение и дополнительные рекомендации по организации условий для развития, воспитания и обучения ребенка.

В содержание консультативной деятельности лечебно-профилактического направления входит разработка рекомендаций для педагогов, которые работают с ребенком, по использованию отдельных приемов и техник работы с ребенком в рамках деятельности класса (группы), рекомендации, включающие в себя необходимость дозирования объема материала или темпа его подачи, уровней сложности программного материала, использования здоровьесберегающих технологий на уроке.

Особо значимо консультирование родителей. Оно предполагает консультирование по вопросам создания комфортной обстановки дома и рабочего места ребенка в соответствии с гигиеническими требованиями, выполнение предписаний врача по лечению и профилактике возможных осложнений либо усугубления психического состояния.

Консультативная деятельность позволяет взаимодействовать со специалистами Службы сопровождения, педагогами, родителями и реализовывать принципы комплексного подхода к включению учащихся с ограниченными возможностями развития в общеобразовательный процесс.

Для детей с ограниченными возможностями развития характерны колебания в состоянии центральной нервной системы, возникающие под воз- действием изменения режимных моментов, умственных нагрузок, атмосферных явлений, сопутствующих соматических заболеваний. В результате у таких детей обнаруживается декомпенсация в виде эмоциональной лабильности, гипердинамии, утомляемости и истощаемости на уроках, потери интереса к учебному процессу. Поэтому одним из значимых направлений деятельности врача-психиатра в Службе сопровождения является своевременное оказание лечебной помощи. В весеннее- осенний период назначаются профилактические курсы лечения по поддержанию активности интеллектуальных процессов. В тяжелых случаях, когда интеллектуальные нарушения сочетаются с проявлениями агрессии, расторможенности, проводится стационарное лечение.

С целью профилактики возможных осложнений либо усугубления психического состояния детей с ограниченными возможностями развития врачом- психиатром проводится комплекс мероприятий, включающих
- разработку рекомендаций по реализации требований охранительно-педагогического режима в учебном процессе,
- контроль проведения медико-педагогической коррекции,
- анализ состояния психофизического развития детей по предлагаемым критериям и тестам,
- проведение медико-педагогических мероприятий по улучшению психофизического раз- вития детей с ограниченными возможностями развития,
- проведение психогигиенических и психо-профилактических мероприятий, а также сани- тарно-просветительной работы по охране психического здоровья детей с ограниченными возможностями.

Важным аспектом работы врача-психиатра ОСШ № 27 является организационная деятельность, включающая взаимодействие со специалистами Службы сопровождения, со специалистами аналогичного профиля в учреждениях здраво- охранения и ОПМПК, мониторинг психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями развития, разработку диагностического инструментария, создание банка данных учащихся с ОВР.

Таким образом, лечебно-профилактическая помощь детям с ограниченными возможностями развития в условиях инклюзивной практики является необходимым условием создания для них комфортной среды образования и нормализации их психофизического развития.

 

 


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10