электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2014 г.

 

Управление системой инклюзивного образования:
из опыта работы городского отдела образования

№ 1 (132) январь 2014


С.А. САЛИХОВА, главный специалист городского отдела образования, г. Рудный, Костанайская обл.

 

Предмет разговора – управление системой инклюзивного образования, реализация равных прав и возможностей детей с ограниченными возможностями в развитии. Сегодня образовательная система города Рудного обладает достаточным потенциалом для удовлетворения социального заказа общества: разнообразие школ и внешкольных учреждений, разнопрофильных детских садов, а также специальных организаций образования. Анализ спроса на образовательные услуги показал, что инклюзивное образование востребовано в условиях нашего города. Наличие таких специальных организаций, как Рудненская коррекционная школа, Рудненская коррекционная школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуализируют проблему совершенствования системы инклюзивного образования, повышения эффективности профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих деятельность в данном направлении. За последние годы число детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, в городе возросло. По данным психолого- медико-педагогической консультации, в г. Рудном на начало сентября 2013 года выявлено 1903 ребенка в возрасте от 0 до 18 лет с различными нарушениями в развитии. Данная статистика ведется с 2003 года, с момента открытия в городе Рудном ПМПК, что позволяет сделать эту работу системной и целенаправленной.

Количество детей, имеющих нарушения в развитии, прошедших обследование (от 0 до 18 лет)

2010 г. - 1545 ,  2011 г. - 1692,  2012 г - 1950, 2013 г - 1903

Мониторинг показывает, что число детей с ограниченными возможностями на протяжении нескольких лет увеличивается. Ежегодно в августе все организации образования проводят сверку с городской психолого-медико-педагогической консультацией по детям с ограниченными возможностями в развитии (ОВР). На 1 июня городской отдел образования получает сведения о детях с ограниченными возможностями в развитии, которые придут в 1 класс в следующем учебном году, а 4 июня – уточненные списки детей со 2 по 9 класс. Такой централизованный учет детей с ограниченными возможностями в развитии дает возможность планировать поступательные шаги в создании необходимых условий обучения и воспитания детей названной категории в условиях общего и специального образования, прогнозировать расширение количества специальных классов, организацию инклюзивного обучения детей. Специальные классы для детей с задержкой психического развития (ЗПР) на начальном и основном среднем уровне образования открыты в государственных учреждениях «Средняя школа № 11 города Рудного», «Средняя школа № 13 города Рудного», «Средняя школа № 15 города Рудного», «Качарская средняя школа № 1» с охватом 388 обучающихся, 42 класс-комплекта.

 

Учебный год Количество специальных классов для детей с ЗПР  Контингент специальных классов для детей с ЗПР
 2010-2011 45  435
2011-2012 45  423
2012-2013 40  378
2013-2014 42  388

Учитывая, что выбор организации образования является приоритетным правом родителей, в настоящее время идеи интеграции получают в общественном сознании все большее понимание и признание. 241 воспитанник и 248 учащихся во всех школах и детских садах города интегрированы в среду их нормально развивающихся сверстников с созданием специальных условий, включающих получение специальной психолого-педагогической поддержки.

Для успешного управления системой инклюзивного образования необходимо иметь четкие представления о том, что есть управление и от чего зависит его эффективность. На наш взгляд, наиболее приемлемым в условиях модернизации казахстанской системы образования является системно-деятельностный подход в управлении. Основная заслуга системного подхода состоит в том, что он объединил в процессе управления отдельные составляющие системы – подсистемы. Система управления образованием – это совокупность принципов, методов, средств, форм и процессов управления, обеспечивающая целенаправленность и организованность деятельности по коррекционно-развивающему обучению. Основными управленческими действиями являются планирование, организация, руководство и контроль. Целенаправленность действий отдела образования города Рудного по управлению системой инклюзивного образования определяется реализацией нормативных документов МОН РК, нормативно- правовых актов органов местного самоуправления в плане работы городского отдела образования. Структура управления системой инклюзивного образования в городе Рудном имеет несколько уровней соподчинения. 1 уровень – стратегический: совет горОО, совещание при руководителе отдела образования. Тип управления: демократически-коллегиальный. На данном уровне вырабатывается стратегия управления деятельностью всех структур. Субъекты управления этого уровня обеспечивают единство, целостность управляющей системы, внешние связи. Вопросы организации обучения и воспитания детей с ОВР за последние 3 года рассматривались на заседании акимата города Рудного, на Советах горОО, на совещаниях при руководителе.

2 уровень – тактический: городские методические объединения логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, заседания заместителей директоров, работа опорной школы и детского сада.

Согласно приказу Управления образования акимата Костанайской области № 568 от 27.09.2012 года «О развитии инклюзивного образования в Костанайской области» 2 организации образования города Рудного (ГУ «Средняя школа № 11 города Рудного, КГКП «Ясли-сад № 12») утверждены как опорные по оказанию консультативной помощи организациям общего образования, вставшим на путь развития инклюзивного образования.

Тип управления: соуправление. На данном уровне осуществляется опосредованное руководство системой инклюзивного образования в соответствии с заданными целями, программами и ожидаемыми результатами, т.е. тактическое воплощение стратегических задач и прогнозов, а также диагностика и контроль результатов данной работы.

Вся деятельность по управлению системой инклюзивного образования в городе носит плановый характер.

Ежегодно разрабатываются и утверждаются планы мероприятий:
- работы МО логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов;
- работы опорной школы ГУ «Средняя школа №11 города Рудного» и опорного детского сада КГКП «Ясли-сад № 12»;
- отдела образования по развитию инклюзивного образования.

В соответствии с планами работы были запланированы и проведены

Областные семинары

1. Организация развивающего пространства на основе нетрадиционных методов и приемов обучения дошкольников с разными образовательными потребностями (март 2011 года на базе яслей-сада № 12).

2. Особенности работы в специальных классах общеобразовательной школы (апрель 2011 года на базе СШ № 11).

Городские семинары

1. Основные направления развития инклюзивного образования (декабрь 2010 года, на базе СШ № 11 – для руководителей организаций образования).

2. Организация коррекционной работы с учащимися с диагнозом ЗПР (март 2011 года, на базе СШ № 11 – для педагогов-психологов).

3. Семинар-тренинг «Я и другие» с использованием сказкотерапии, изотерапии (апрель 2011 года, на базе СШ № 11 – для педагогов-психологов).

4. Интерактив в организации образовательной развивающей деятельности с детьми с разными образовательными потребностями (ноябрь 2011 года, на базе яслей-сада № 12 – для детских садов).

5. Организация инклюзивного/интегрированного обучения и воспитания детей с ОВР в организациях образования (ноябрь 2011 года, на базе СШ № 11 – для заместителей директоров по УВР).

6. Нетрадиционные методы в организации музыкальных занятий с детьми с разными образовательными потребностями (январь 2012 года, на базе яслей-сада № 12 – для музыкальных ра- ботников).

7. Организация психолого-медико-педагогического консилиума в организациях образования (ноябрь 2012 года, на базе СШ № 11 – для педагогов-психологов школ и детских садов).

8. Роль мелкой моторики в развитии речи детей (декабрь 2012 года, на базе Дошкольного учебно-воспитательного Центра развития воспитанников – для логопедов города).

9. Создание ситуации успеха в классах коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР (январь 2013 года, на базе СШ № 13 – для заместителей директоров по УВР).

10. Игровые приемы в коррекции письменной речи учащихся начальных классов (апрель 2013 года, на базе СШ № 17 – для логопедов города).

Педагогические чтения

«Особенности работы в классах коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы» (апрель 2011 года, для педагогов, на базе СШ № 11).

On-line конференция

«Создание оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса детей с особыми образовательными потребностями» (декабрь 2011 года).

Инструктивно-методические планерки

1. Психологическое сопровождение детей с ОВР (ноябрь 2011 года, для педагогов-психологов).

2. Организация логопедической работы в организациях образования (январь 2012 года, для логопедов).

3. Обеспечение программно-техническими средствами рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому (январь 2012 года, для руководителей организаций образования).

4. Об итогах проверки организаций образования города Рудного по созданию условий для развития инклюзивного образования (июнь 2012 года, для руководителей организаций образования).

Обеспечение качества инклюзивного образования невозможно без высокой профессиональной подготовки педагогов. Отделом образования сделана ставка на формирование кадровой политики. Сегодня в системе инклюзивного образования работают 97 % педагогов с высшим профессиональным образованием, 41,2 % имеют высшую и первую категорию. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свой профессионализм окончательно сформированным. Учитель – это человек, который учит других и сам учится всю жизнь.

3 уровень – оперативный: психолого-медико- педагогические консилиумы, логопункты. Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения процесса обучения детей с ограниченными возможностями в развитии в 19 общеобразовательных школах действуют психолого-медико-педагогические консилиумы, 9 логопедических пунктов на базе 4 общеобразовательных школ (государственные учреждения «Средняя школа № 11 города Рудного», «Средняя школа № 13 города Рудного», «Средняя школа № 17 города Рудного», «Качарская средняя школа № 1 города Рудного») и 5 детских садов (государственные коммунальные казенные предприятия «Ясли-сад № 2», «Ясли-сад № 5», «Ясли-сад № 8», «Ясли-сад № 10», «Ясли-сад № 12») с охватом 345 человек.

Наш подход к управлению системой инклюзивного образования предполагает, что используемые методы и формы организации решения управленческих задач должны быть такими, чтобы как можно большее количество педагогов было вовлечено в управление, особенно в выявление проблем, анализ причин, поиск способов решения, выбор новшеств, планирование их внедрения.

Результативность всей целенаправленной работы находит свое отражение в различных областях деятельности:

- по повышению профессионализма педагогических работников (за 3 года - 286 педагогов общеобразовательных школ и 100% педагоги специальных коррекционных организаций образования прошли курсы повышения квалификации, 4 человека в общеобразовательных школах получили дефектологическое образование);

- по эффективности экспертной деятельности, разработке авторских и инновационных материалов (залицензированы 24 авторские работы);

- по эффективности проведения коррекционно- развивающей работы в организациях образования (количество учащихся, переведенных из классов ЗПР в общеобразовательные классы, за 3 года составляет 125 человек).

Таким образом, сложившаяся структура позволяет реализовывать все составляющие процесса управления (планирование, организацию, руководство и контроль) и направлена на

1. Осуществление подготовки педагогов к нововведениям в системе образования;

2. Создание благоприятных условий для творческой самореализации личности педагога;

3. Совершенствование системы инклюзивного образования в городе.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10