Одним из приоритетов государственной образовательной политики в Республике Казахстан является внедрение системы инклюзивного образования, реализация которой предполагает, что в любом образовательном учреждении будет обеспечиваться успешное обучение и социализация детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.
Так, Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы ставит задачи обеспечения условий для равного доступа к обучению детей с ограниченными возможностями в развитии и увеличения доли дошкольных организаций, реализующих программы инклюзивного образования до 30%, доли школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества - до 70%. Однако в настоящее время педагоги дошкольных и школьных организаций не способны оказывать квалифицированную помощь детям с ограниченными возможностями, наблюдается недостаток профессиональных компетентных педагогов для работы в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.
В связи с этим перед системой высшего образования встает задача подготовки педагогов для работы в условиях инклюзивных школ, в результате чего возникает проблема, каким научно-методическим содержанием дополнить существующую подготовку специалистов в вузах республики в области инклюзивного образования.
Если учитывать социальный заказ, обращенный к высшему педагогическому образованию, выраженный в виде требований к подготовке педагогов нового типа, способных самостоятельно ориентироваться в современном образовательном пространстве, ориентированных на широкое понимание социальной инклюзии, становится понятен интерес к интегральным характеристикам педагога, включая его профессиональную готовность.
В данном ракурсе актуальными стали вопросы формирования готовности педагогических кадров, задействованных в организации и осуществлении образования, адекватной образовательным потребностям всех категорий детей. Однако темпы и содержание проводимых в вузах изменений не соответствуют объективным потребностям в них. И немаловажную роль играет отсутствие у преподавателей необходимой профессиональной подготовки и, в первую очередь, педагогической компетентности в области инклюзивного образования.
Вместе с тем существуют противоречия между сложившейся традиционной системой профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе и необходимостью разработки инновационных технологий профессиональной подготовки студентов к инклюзивному образованию; возросшими требованиями социального заказа к подготовке педагога, готового к инклюзивному образованию в условиях общеобразовательной школы, и недостаточной научно-методической разработанностью основ формирования готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию; потребностью общеобразовательных школ в педагогах, готовых к организации инклюзивного образования, и неготовностью выпускников к осуществлению инклюзивного образования. Поэтому создание условий, способствующих вовлечению преподавателей в творческий процесс преподавания, восстанавливающих личную заинтересованность в самореализации и ответственность за качество подготовки специалистов в области инклюзивного образования, требует развитой системы поддержки и побуждения преподавателей к постоянному профессиональному развитию, развитию педагогической компетентности, а также научно-методического обеспечения.
С целью внедрения инклюзивного образования в систему высшей школы в рамках проекта, финансируемого Фондом Сорос-Казахстан (2012-2013 гг.), нами разработано содержание курса «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования». Составляющими элементами курса являются учебное пособие «Основы инклюзивного образования» и рабочая программа курса «Инклюзивное образование». Учебное пособие, подготовленное в целях реализации инновационного курса «Инклюзивное образование» для педагогических специальностей вузов республики, одобрено и рекомендовано УМС РУМС при Казахском национальном педагогическом университете имени Абая. Рабочая программа курса «Инклюзивное образование» вошла в Каталог «Критический анализ социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы, культуры», где представлены Рабочие программы высшего профессионального образования (под ред. Е. Ярской- Смирновой и А. Гнедаш, Москва, 2012).
Курс «Основы инклюзивного образования» был разработан нами с целью подготовки будущих педагогов к осуществлению психолого-педагогической работы с детьми с особыми о бра зоват е льны- ми потребностями. Для достижения этой цели студен- там необходимо ре- шить следующую систему задач: изучение проблемы на- рушений в развитии детей дошкольного и школьного возраста и инклюзивного образования в целом; ознакомление со схемой диагностического обследования детей с проблемами в развитии различных категорий; овладение методами психолого-педагогической коррекции отклонений в раз- витии детей различного возраста; разработка программы работы для педагогов, психологов, специалистов по изучаемой проблеме; закрепление полученных теоретических знаний и применение их на практике.
Для решения поставленных задач студентам предлагают использование комплекса методов: системно- го, теоретического и практического моделирования; анализа научной литературы, нормативно-правовых актов, программно-методических материалов; сравнительно-сопоставительного, логического, ретроспективного; вопросно-диагностических (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, оценивание, обобщение независимых характеристик); обсервационных (прямое, косвенное, включенное наблюдение, самонаблюдение); праксиметрических (анализ продуктов деятельности детей и педагогов, социальных педагогов, психологов).
В процессе реализации курса у них будут сформированы следующие компетенции:
- способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;
- готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
- способность осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа;
- способность осуществлять психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей развития детей с разными типами нарушенного развития.
Курс охватывает достаточно широкий диапазон тем, начиная с основ работы с детьми с проблемами в раз- витии, их диагностики и заканчивая изучением индивидуальных особенностей и рассмотрением особенностей коррекционно-развивающей работы. Особое внимание уделяется практическим аспектам работы с детьми с различными видами отклонений: нарушение зрения, слуха, интеллекта, задержка психического развития и ранний детский аутизм, а также нарушение функций опорно-двигательного аппарата.
Построение данного курса стало инновационным, поскольку используется метод кейс-технологий, обеспечивающий самостоятельную работу каждого студента и возможность осуществления контроля собственных знаний. Это позволяет студентам убедиться в необходимости приобретенных знаний, их целесообразности и возможности использования в будущей профессиональной деятельности.
Мы считаем, что будущие педагоги, получив знания по инклюзивному образованию, повысив свой профессиональный уровень и социальную компетентность, внесут необходимые изменения в работу образовательных институтов. Используя наилучший опыт других стран, смогут разработать новые модели обучения и предоставления практической помощи детям с особыми потребностями, эти модели в перспективе будут использованы в широком масштабе, как образцы новых подходов и создания благоприятной обстановки для интеграции детей в общество.
В целом, решение проблемы подготовки будущих педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями позволит интенсивно вводить инклюзивное обучение в республике; повысит уровень профессиональной компетентности выпускников, удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг: детей, родителей, студентов, педагогов и специалистов.
|