электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 

Архив статей 2014 г.

 

Взят курс на подготовку педагогов в области инклюзивного образования

№ 1 (132) январь 2014


Г. ЗАКАЕВА, преподаватель Казахского Государственного Женского Педагогического Университета, директор Общественного Образовательного Фонда «Школа для всех»
А. ИСКАКОВА к.п.н., доцент Казахского Национального Педагогического Университета им. Абая, научный консультант Общественного Образовательного Фонда «Школа для всех»

 

Одним из приоритетов государственной образовательной политики в Республике Казахстан является внедрение системы инклюзивного образования, реализация которой предполагает, что в любом образовательном учреждении будет обеспечиваться успешное обучение и социализация детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.

Так, Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы ставит задачи обеспечения условий для равного доступа к обучению детей с ограниченными возможностями в развитии и увеличения доли дошкольных организаций, реализующих программы инклюзивного образования до 30%, доли школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества - до 70%. Однако в настоящее время педагоги дошкольных и школьных организаций не способны оказывать квалифицированную помощь детям с ограниченными возможностями, наблюдается недостаток профессиональных компетентных педагогов для работы в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.

В связи с этим перед системой высшего образования встает задача подготовки педагогов для работы в условиях инклюзивных школ, в результате чего возникает проблема, каким научно-методическим содержанием дополнить существующую подготовку специалистов в вузах республики в области инклюзивного образования.

Если учитывать социальный заказ, обращенный к высшему педагогическому образованию, выраженный в виде требований к подготовке педагогов нового типа, способных самостоятельно ориентироваться в современном образовательном пространстве, ориентированных на широкое понимание социальной инклюзии, становится понятен интерес к интегральным характеристикам педагога, включая его профессиональную готовность.

В данном ракурсе актуальными стали вопросы формирования готовности педагогических кадров, задействованных в организации и осуществлении образования, адекватной образовательным потребностям всех категорий детей. Однако темпы и содержание проводимых в вузах изменений не соответствуют объективным потребностям в них. И немаловажную роль играет отсутствие у преподавателей необходимой профессиональной подготовки и, в первую очередь, педагогической компетентности в области инклюзивного образования.

Вместе с тем существуют противоречия между сложившейся традиционной системой профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе и необходимостью разработки инновационных технологий профессиональной подготовки студентов к инклюзивному образованию; возросшими требованиями социального заказа к подготовке педагога, готового к инклюзивному образованию в условиях общеобразовательной школы, и недостаточной научно-методической разработанностью основ формирования готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию; потребностью общеобразовательных школ в педагогах, готовых к организации инклюзивного образования, и неготовностью выпускников к осуществлению инклюзивного образования. Поэтому создание условий, способствующих вовлечению преподавателей в творческий процесс преподавания, восстанавливающих личную заинтересованность в самореализации и ответственность за качество подготовки специалистов в области инклюзивного образования, требует развитой системы поддержки и побуждения преподавателей к постоянному профессиональному развитию, развитию педагогической компетентности, а также научно-методического обеспечения.

С целью внедрения инклюзивного образования в систему высшей школы в рамках проекта, финансируемого Фондом Сорос-Казахстан (2012-2013 гг.), нами разработано содержание курса «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования». Составляющими элементами курса являются учебное пособие «Основы инклюзивного образования» и рабочая программа курса «Инклюзивное образование». Учебное пособие, подготовленное в целях реализации инновационного курса «Инклюзивное образование» для педагогических специальностей вузов республики, одобрено и рекомендовано УМС РУМС при Казахском национальном педагогическом университете имени Абая. Рабочая программа курса «Инклюзивное образование» вошла в Каталог «Критический анализ социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы, культуры», где представлены Рабочие программы высшего профессионального образования (под ред. Е. Ярской- Смирновой и А. Гнедаш, Москва, 2012).

Курс «Основы инклюзивного образования» был разработан нами с целью подготовки будущих педагогов к осуществлению психолого-педагогической работы с детьми с особыми о бра зоват е льны- ми потребностями. Для достижения этой цели студен- там необходимо ре- шить следующую систему задач: изучение проблемы на- рушений в развитии детей дошкольного и школьного возраста и инклюзивного образования в целом; ознакомление со схемой диагностического обследования детей с проблемами в развитии различных категорий; овладение методами психолого-педагогической коррекции отклонений в раз- витии детей различного возраста; разработка программы работы для педагогов, психологов, специалистов по изучаемой проблеме; закрепление полученных теоретических знаний и применение их на практике.

Для решения поставленных задач студентам предлагают использование комплекса методов: системно- го, теоретического и практического моделирования; анализа научной литературы, нормативно-правовых актов, программно-методических материалов; сравнительно-сопоставительного, логического, ретроспективного; вопросно-диагностических (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, оценивание, обобщение независимых характеристик); обсервационных (прямое, косвенное, включенное наблюдение, самонаблюдение); праксиметрических (анализ продуктов деятельности детей и педагогов, социальных педагогов, психологов).

В процессе реализации курса у них будут сформированы следующие компетенции:

- способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;

- готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

- способность осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа;

- способность осуществлять психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей развития детей с разными типами нарушенного развития.

Курс охватывает достаточно широкий диапазон тем, начиная с основ работы с детьми с проблемами в раз- витии, их диагностики и заканчивая изучением индивидуальных особенностей и рассмотрением особенностей коррекционно-развивающей работы. Особое внимание уделяется практическим аспектам работы с детьми с различными видами отклонений: нарушение зрения, слуха, интеллекта, задержка психического развития и ранний детский аутизм, а также нарушение функций опорно-двигательного аппарата.

Построение данного курса стало инновационным, поскольку используется метод кейс-технологий, обеспечивающий самостоятельную работу каждого студента и возможность осуществления контроля собственных знаний. Это позволяет студентам убедиться в необходимости приобретенных знаний, их целесообразности и возможности использования в будущей профессиональной деятельности.

Мы считаем, что будущие педагоги, получив знания по инклюзивному образованию, повысив свой профессиональный уровень и социальную компетентность, внесут необходимые изменения в работу образовательных институтов. Используя наилучший опыт других стран, смогут разработать новые модели обучения и предоставления практической помощи детям с особыми потребностями, эти модели в перспективе будут использованы в широком масштабе, как образцы новых подходов и создания благоприятной обстановки для интеграции детей в общество.

В целом, решение проблемы подготовки будущих педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями позволит интенсивно вводить инклюзивное обучение в республике; повысит уровень профессиональной компетентности выпускников, удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг: детей, родителей, студентов, педагогов и специалистов.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 

 

 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10