электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2013 г.

 

Стратегический план МОН РК на 2011-2015 гг. об обучении детей с ограниченными возможностями в развитии

№ 10 (131) декабрь 2013


Е.А. МАРКЕЛОВА, главный специалист Управления по защите прав детей г.Алматы

 

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями в развитии и инвалидов. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями в развитии и детей-инвалидов рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

В текущем году на заседании Правительства РК под председательством Серика Ахметова были рассмотрены вопросы обеспечения прав и улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями, где был заслушан доклад министра образования и науки РК, в котором говорится: сегодня совместно с местными исполнительными органами проводится работа по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов по 3 направлениям:
- специальное образование;
- инклюзивное образование;
- обучение детей-инвалидов на дому.

По первому направлению в республике выявлено 151 216 детей с ограниченными возможностями в развитии, из них дошкольного возраста – 43 811 детей, школьного – 107 405 детей. Для их образования функционируют специальные коррекционные организации, классы и группы.

По второму направлению в республике действуют 1462 школы и 166 детских садов, реализующих инклюзивное образование. Доля данных школ к 2020 году будет увеличена до 70%. В них будут созданы «безбарьерные зоны» для детей-инвалидов путем установки подъемных устройств, пандусов, оснащения специальной мебелью и компенсаторными средствами.

Наиболее уязвимой группой детей с ограниченными возможностями являются дети-инвалиды, обучающиеся на дому. Всего на начало 2013 года в республике зарегистрировано 53 989 детей-инвалидов, из них 8 796 обучаются на дому – это третье направление МОН РК.

В рамках Государственной программы образования на 2011-2020 годы для детей с ограниченными возможностями развития, обучающихся на дому, выделены средства из республиканского бюджета на сумму 4 млрд. 170 млн. тенге. Они предназначены для поэтапного приобретения компьютеров, вспомогательных технических средств и подключения к сети Интернет.

Кроме того, планируется введение в эксплуатацию и дополнительное строительство специальных коррекционных учреждений в Алматинской, Актюбинской, Мангистауской, Костанайской областях. В рамках реализации Государственной программы образования эта работа будет продолжена.

Предлагаю вашему вниманию фрагменты из Стратегического плана МОН РК на 2011-2015 годы, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстана от 19 февраля 2011 года № 160

Стратегическое направление 3. Создание условий для развития детей и молодежи, вовлечения их в социально- экономическое развитие страны

3.2. Обучение детей с ограниченными возможностями в развитии

3.2.1. Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности

Специальное образование для детей с ограниченными возможностями в развитии обеспечивается в 37 специальных детских садах и 101 коррекционной школе, 240 специальных группах и 1098 специальных классах общеобразовательных школ. Около 10 тыс. детей охвачены обучением на дому по индивидуальной программе.

В зависимости от выраженности нарушений психофизического развития и познавательных возможностей учащиеся обучаются по 3 вариантам, что предусматривает использование специальных учебных программ и учебников, ориентированных на разный уровень познавательного развития учащихся с ограниченными возможностями в развитии.

В республике с 2004 года ведется работа по разработке, изданию казахстанских учебников и УМК для специальных коррекционных организаций образования по 8 основным видам и типам.

Разработаны 296 наименований оригинальных учебников и УМК для детей с нарушениями слуха (неслышащих, слабослышащих), с интеллектуальными нарушениями (с легкими и сложными нарушениями интеллекта), с нарушениями речи, зрения (незрячих по системе Брайля — адаптация российских и казахстанских авторов на русском языке; с укрупненным шрифтом для слабовидящих детей).

В республике действуют 56 психолого-медико- педагогических консультаций, которые оказывают медико-психолого-педагогическую и социальную помощь населению в выявлении, диагностике и консультировании детей с проблемами в развитии.

Коррекционно-педагогическая поддержка оказывается в 156 кабинетах инклюзивного образования для детей дошкольного возраста с рождения, 123 кабинетах психолого-педагогической коррекции, 15 реабилитационных центрах, 345 логопедических пунктах.

3.2.2. Анализ основных проблем

Сложившаяся в стране комплексная диагностика нарушений в развитии, система ранней коррекционно-педагогической поддержки позволяют только каждому третьему ребенку с ограниченными возможностями в развитии быть включенным в общеобразовательный процесс. Не в полной мере обеспечен равный доступ к образованию детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями в развитии.

Охват детей с ограниченными возможностями в развитии специальными образовательными программами составляет только 41,4 %.

Обеспеченность специальных организаций образования современным мультимедийным оборудованием составляет от 35 до 60 %.

Остается проблемой выпуск и издание казахстанских учебников по системе Брайля для незрячих детей на казахском и русском языках из-за отсутствия оборудования по выпуску рельефно- точечным шрифтом.

3.2.3. Оценка основных внешних и внутренних факторов

Внешний фактор
– предусмотренные равные права детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов на получение качественного образования реализуются не в полной мере;
– слабое внедрение инклюзивного образования из-за недостаточной информированности населения;
– слабое использование медиа -ресурсов в пропаганде идей инклюзивного (вовлеченного) образования.

Внутренний фактор
– недостаточность сети специальных организаций для оказания комплексной коррекционно-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями с раннего возраста;
– недостаточное оснащение специальным оборудованием; отсутствие казахстанских учебников для незрячих детей на казахском и русском языках с рельефно-точечным шрифтом.

Мероприятия для достижения показателей прямых результатов

2.1, 3.1, 4.1. Расширение сети психолого-медико-педагогических консультаций для раннего выявления, диагностирования и учета детей с ограниченными возможностями в развитии.

2.2, 3.2, 4.2. Сохранение и расширение сети специальных коррекционных организаций, классов при общеобразовательных школах; расширение сети организаций дошкольного и среднего образования с инклюзивным обучением. Открытие (реконструкция) специальных коррекционных организаций образования в Актюбинской, Костанайской областях.

2.3, 3.3, 4.3. Оказание комплексной коррекционно-педагогической поддержки в условиях реабилитационных центров, кабинетов коррекции и инклюзивного образования, кабинетов психо- лого - педагогической коррекции, логопедических пунктов.

5. Оснащение специальным мультимедийным оборудованием согласно действующему нормативу по видам и типам организаций образования (для детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта).

В г. Душанбе в августе 2013 г. на четвертом Форуме по вопросам защиты детей пяти стран Центральной Азии, в том числе Казахстана, были обсуждены дальнейшие планы действий правительств и партнеров по обеспечению соблюдения прав детей-инвалидов, являющихся частью самых уязвимых, изолированных и «невидимых» групп общества, и приняты рекомендации, включающие следующее:
-Предоставлять семьям соответствующие услуги в сфере здравоохранения, образования, защиты и социального обеспечения с тем, чтобы семьи могли заботиться о своих детях, имеющих инвалидность.
-Положить конец дискриминации детей с ограниченными возможностями здоровья со стороны остальных членов общества, а также лиц, ответственных за принятие решений, и лиц, предоставляющих различные общественные услуги.
-Осуществлять мероприятия по сбору надежных и сопоставимых данных, необходимых для координации планирования и распределения ресурсов. Для того чтобы дети стали «видимыми», они должны быть учтены в соответствующих регистрах.

В работе Форума, проводимого раз в два года, принимали участие представители правительств высокого уровня: заместители премьер-министров, министры в сфере социального обеспечения, развития, здравоохранения, образования и труда, а также другие официальные лица; омбудсмены, парламентарии, сотрудники организаций системы ООН, Комитета Конвенции о правах инвалидов, эксперты, дети-инвалиды и члены их семей, представители организаций инвалидов, НПО и международных организаций.

Правительства стран региона приступают к разработке мер соответствующей социальной политики, направленных на оказание поддержки семьям, что позволит им взять на себя обязанности по воспитанию и защите своих детей, а не помещать их в государственные интернатные учреждения. Такие меры социальной политики должны быть распространены и на детей с инвалидностью, а также на семьи, в которых они живут.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10