электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2013 г.

 

Создание условий для инклюзивного обучения в организациях образования Западно-Казахстанской области

№ 9(130) ноябрь 2013


Р. Е. МАСЕЛОВА, заведующая областной психолого- медико-педагогической консультацией, г. Уральск

 

В последние годы произошло существенное изменение отношения общества к детям с проблемами в развитии и оценке их возможностей в обучении. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие как его индивидуальные образовательные потребности, так и возможности их реализации. В обществе, в том числе и в образовании, формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение, используя свои возможности.

Появляются новые типы организаций образования, в которых оказывают образовательные и коррекционные услуги детям с ограниченными возможностями.

В Западно-Казахстанской области зарегистрировано 7298 детей с ограниченными возможностями в развитии, в том числе 2174 ребенка относятся к категории детей-инвалидов. Всего охвачено образовательными программами 6332 детей и подростков со специальными образовательными нуждами, охват образовательными программами с коррекционной поддержкой составляет 4502 ребенка, охват инклюзивным образованием – 3989 детей с ограниченными возможностями.

В целях обеспечения специальной поддержки детям, имеющим особые образовательные потребности, в общеобразовательных школах области работают 58 логопедов, 1 сурдопедагог, 51 олигофренопедагог, 45 психологов, 23 социальных педагога. В деле развития инклюзивного образования важен и факт перевода детей из организаций специального образования в обще- образовательную среду. Такой перевод возможен в случае успешной психолого-педагогической коррекционной работы, которая позволила преодолеть отклонения в развитии и приблизить развитие ребенка к возрастной норме. В 2012 году областной психолого-медико-педагогической консультацией было снято с учета 511 детей, что составляет 7% от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии, в текущем году снято с учета уже 398 детей, что уже составляет 10,5% от общего числа детей, обследованных за тот же период 2013 года.

Наша задача – как можно раннее выявление детей с проблемами в раз- витии и оказание им своевременной коррекционной поддержки не только в организациях образования, но и в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, ибо получение квалифицированной помощи специалистов в раннем возрасте ведет к сокращению числа детей с ограниченными возможностями к школьному возрасту на 30-40%.

Для того, чтобы инклюзивное образование имело качественный уровень, необходимо решение вопросов кадрового обеспечения, в нашей области с 2006 г. данный вопрос положительно решается на базе филиала АО «НЦПК «Өрлеу» через привлечение к переподготовке специальных педагогов преподавателей ННПЦ КП и Самарского института коррекционной педагогики, в текущем году к переподготовке педагогов-дефектологов подключился ЗКГУ им. М. Утемисова.

В области большое внимание уделяется проблемам детей, слабо усваивающих программу общеобразовательной школы, среди них немало детей с задержкой психического развития, что заставляет заострить внимание на открытии специальных классов для такой категории детей. В ЗКО в общеобразовательных школах в 2012-2013 учебном году 410 учащихся с задержкой психического развития обучались в 65 классах коррекционно-развивающего обучения.

Комплектование классов интегрированного обучения находится на особом контроле организаций образования и требует к себе пристального внимания, основанного на организации всестороннего психолого-педагогического со- провождения детей с ограниченными возможностями в развитии и ведения своевременного психолого-педагогического мониторинга и контроля процесса обучения. Образовательный и коррекционно-развивающий процесс детей с ограниченными возможностями в специальных классах общеобразовательных школ строится на основе адаптации образовательных учебных программ, а также реализации индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы, в рамках которых проводятся специальные занятия с детьми по восполнению пробелов в знаниях и развитию и компенсации нарушенных функций. Эти занятия проводит команда специалистов, в составе которой – педагог-дефектолог, логопед, психолог, соц. педагог, учителя-предметники.

По вполне понятным причинам, особую озабоченность вызывает и включение в штатное расписание общеобразовательных школ педагогов- дефектологов, призванных быть наипервейшими представителями детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, особенно тех, кто включен в общеобразовательные классы. Именно от слаженной работы всех педагогов организаций образования и, в первую очередь, от педагога-дефектолога зависят показатели школьной успеваемости. Понимая это, наша область ввела в 51 общеобразовательной школе ставки дефектолога. Понятно, что для полного обеспечения всех категорий детей коррекционно-педагогической поддержкой этого пока недостаточно. Поэтому управлением образования на 2013-2014 учебный год запланировано открытие и введение в общеобразовательные школы 26 классов коррекционно-развивающего обучения, в детские сады – 2 специальные группы, а также дополнительно открыть 34 логопункта, ввести 66 ставок дефектолога и 3,5 ставки психолога.

Одной из насущных проблем общеобразовательных школ, требующей своего решения, является поднятие статуса специальных классов для детей с задержкой психического развития – классов коррекционно-развивающего обучения. Ни для кого не является секретом, что отношение к учащимся таких классов, мягко говоря, не- однозначное, а зачастую, и резко отрицательное и не только со стороны других учащихся и их родителей, но и, нередко, учителей. И такая ситуация не только у нас в области. Опытные учителя часто не хотят работать в названных классах, потому что иногда в школах и детских садах встречаются такие руководители, которые, понимая, что учителя специальных классов не могут подготавливать призеров конкурсов, олимпиад и т.д., отказывают им в повышении квалификации и прохождении аттестации, хотя одно то, что дети, имеющие серьезные проблемы с психо-неврологическим здоровьем и трудности в обучении, через 1-2 года переходят в массовые классы, уже является показателем высокого профессионализма учителей, который доступен далеко не каждому педагогу! Считаю необходимым для учителей таких классов, учителей- дефектологов, логопедов предусмотреть такие критерии оценки их труда, которые бы не давали отдельным руководителям школ возможности трактовать их по своему «хотению». В некоторых европейских странах у учителей общеобразовательных школ существует практика повышения своей квалификации в обучении детей в специальных школах или интегрированных классах, можно было бы этот опыт перенять и нам, для этого, думаю, нет никаких преград, если их не создавать искусственно.

Есть учителя классов коррекционно-развивающего обучения, которые прилагают все усилия для того, чтобы полностью и своевременно под- готовить учащихся своих классов к переводу в обычный класс. Такие учителя, как Л. Боранова из Караозенской СОШ Казталовского района, Т. Сарсенгалиева из СОШ имени Ниеткалиева Жанибекского района, А. Белхаирова из Чаганской СОШ Теректинского района добиваются таких результатов работы, которыми впору гордиться, им можно делиться опытом с учителями общего образования.

В целях обеспечения доступа детей с ограниченной мобильностью в организации образования в нашей области определены школы, которые требуют первоочередного оборудования «безбарьерными зонами». Вновь построенные объекты образования и объекты, прошедшие реконструкцию, принимаются в эксплуатацию только при наличии «безбарьерных зон». За прошедший год «безбарьерные зоны» созданы в 129-и общеобразовательных школах, что составляет 31,3% от их общего количества. Адаптированные санитарные комнаты оборудованы в двух школах областного центра, пять школ города Уральска, обучающие детей с ограниченными возможностями, оснащены специальной мебелью.

Обеспечение коррекционной поддержкой подростков с проблемами в развитии, обучающихся в организациях ТиПО, также имеет свои проблемы, но в области с 2011 года при колледжах областного центра открыты специальные группы для учащихся с нарушением двигательной функции и нарушением слуха, которые обучаются по специальности «Программист ПК».

Трудноразрешимыми в настоящее время в области остаются следующие проблемы:
- финансирование школ, вступивших на путь развития инклюзивного образования;
- размер доплат педагогам, работающим в инклюзивных классах, за особые условия труда;
- потребность в помощниках учителей в интегрированных и специальных классах (особенно для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, аутизмом, выраженными нарушениями слуха и зрения);
- оценка учебных достижений учащихся с ограниченными возможностями, обучающихся в инклюзивных классах.

Большую поддержку детям с ограниченными возможностями, обучающимся в общеобразовательной школе, оказывают специальные коррекционные школы области, которые на общественных началах взяли на себя функции ресурсных центров. Педагоги специальных школ дают консультации, проводят мастер-классы, где педагоги массового образования получают теоретическую и практическую помощь в организации учебного процесса для детей со специальными образовательными нуждами.

В тесной взаимосвязи работают педагоги как специальных, так и общеобразовательных школ с районными кабинетами психолого-педагогической коррекции, которые действуют как методические центры инклюзии в своих районах. Каждый кабинет коррекции не только проводит коррекционно-развивающие занятия с детьми с ограниченными возможностями в развитии, но и имеет свою специфику деятельности, делясь опытом работы с другими организациями образования, здравоохранения и социальной защиты. Например, в кабинете коррекции Таскалинского района (Н. Исмагулова) на высоком уровне стоит оздоровление детей через привлечение к спортивным мероприятиям, в частности, очень хорошо поставлена работа по теннису. В Жангалинском кабинете коррекции (А. Рахимова) особое внимание уделяется нетрадиционным методам коррекционно-развивающей работы, таким, как песочная и водная терапия, сказкотерапия, в Акжаикском и Срымском кабинетах коррекции уделяется особое внимание коррекционному сопровождению детей в общеобразовательных организациях образования, в Чингирлауском районе оказывают методическую помощь педагогам школ в составлении индивидуальной программы развития детей со специальными нуждами.

Также уделяется внимание и интеграции детей во внешкольные организации образования, культуры и спорта. Проводятся совместные мероприятия с театрами, библиотеками, зоопарком эколого-биологического центра, с центром внешкольной работы «Өркен», центром детского туризма и экологии, центром юного техника. Вводятся в работу организаций образования и элементы иппотерапии для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата совместно с ДЮСШ по конному виду спорта.

Работа по развитию интеграции детей с особы- ми нуждами в общеобразовательные организации предполагает проведение семинаров, разработку буклетов и брошюр. За период с января 2013 года в области проведено 7 тематических конференций, 41 семинар, 50 круглых столов, 46 мастер-классов, 364 воспитательных и спортивных мероприятия, 681 индивидуальная консультация. В помощь педагогам школ и детских садов, а также для родителей разработано 55 брошюр и 53 буклета, данный вопрос неоднократно освещался и в средствах массовой информации, всего напечатано 99 статей, из них – 24 в республиканских газетах и журналах.

Немаловажной для успешной интеграции детей в общеобразовательные школы является и работа с родителями. Неизжитая на сегодняшний день постсоветская практика отказа от активного участия родителей в учебно-воспитательном процессе приводит к тактике иждивенческого отношения к решению проблем собственного ребенка, когда вся ответственность переносится на школу и детский сад.

С целью преодоления таких негативных тенденций в работе с родителями при ПМПК проводятся Дни здорового ребенка, где консультации могут получить не только родители детей, стоящих на учете в ПМПК, но и все родители, кто желает по- лучить подробную информацию о состоянии своих детей и приемах работы с ними в условиях семьи.

Также при областной и региональной ПМПК организованы новые формы работы с родителями на базе созданных «школ семьи» и «родительского университета» с обучающими лекториями. При этом родителям дается не только та или иная информация о самом заболевании и о методах и приемах преодоления данного нарушенного развития, но и самих родителей привлекают к дискуссиям и диспутам по актуальным для коррекционной педагогики темам. Во всех других учреждениях образования проводятся учебно-воспитательные мероприятия с активным привлечением родителей к участию в деятельности школ и детских садов.

Сегодня острая необходимость в организации инклюзивного образования, которое бы интегрировало ребенка в социум, постепенно решается в положительную сторону. Каждый ребенок является уникальной личностью и должен иметь возможность прожить достойную человека жизнь. Давайте поможем ему в этом, не забывая важный девиз нашей поддержки: «Помоги мне это сделать самому»! Часто бывает так, что безучастное или жалостливое отношение к ребенку делают его пассивным и беспомощным, что препятствует его полной интеграции в общество. Быть равным среди равных – это право каждого ребенка и каждого человека, гражданина своей страны.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10