электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2013 г.

 

Профессиональное образование граждан с особенностями психофизического развития в Казахстане и за рубежом

№ 9(130) ноябрь 2013


А. А. АЙДАРБЕКОВА, зав. лабораторией социальной работы ННПЦ КП, г. Алматы

 

Законы Республики Казахстан «Об образовании», «О социальной защите инвалидов», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» гарантируют профессиональную реабилитацию граждан с ограниченными возможностями путем предоставления им доступа к профессиональному образованию всех уровней.

В 80-х – начале 90-х годов выпускники специальных школ имели больше возможностей устроиться в сфере промышленного производства, строительства на работы, не требующие высокой квалификации. Сегодня наниматели кадров не заинтересованы в приеме на работу людей с низким уровнем квалификации, и число выпускников спецшкол, не сумевших найти применение на рынке труда, растет.

В создавшихся экономических условиях социальная защищенность дан- ной категории граждан может быть обеспечена средствами образования. Необходимо преодолеть существующий дисбаланс между реальным числом обучающихся и количеством нуждающихся в образовании, учесть потребности региональных рынков труда и профессиональные интересы людей с ограниченной трудоспособностью. К сожалению, сегодня практически не имеют возможности получить профессиональное образование или пройти профподготовку подростки с выраженными отклонениями в физическом развитии, с ограниченной мобильностью и сложными нарушениями, с особенностями интеллектуального развития.

Существующие формы профессиональной подготовки не обеспечивают необходимого уровня квалификации и не охватывают всех нуждающихся в профессиональной реабилитации средствами образования.

Одной из наиболее сложных проблем организации профессионального образования инвалидов является создание соответствующих условий, включая материально-техническую базу, специальные методы, средства и формы обучения, медицинские и социальные услуги.

На протяжении многих лет после обретения республикой независимости в организации трудового обучения школьников с ограниченными возможностями сохраняются традиции советской системы. Учащиеся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата получают лишь основы трудового обучения в рамках учебного предмета «Технологии», который не дает профессиональной квалификации и занимает лишь 3-4 часа в неделю в старших классах. В специальных (коррекционных) школах для детей с интеллектуальными нарушениями общее количество часов на трудовое обучение в старших классах составляет 8-10 часов в неделю, но и это не гарантирует дальнейшее успешное трудоустройство, так как предлагаемые учащимся специальности такие, как слесарь, столяр, швея, в традиционном виде уже никого не устраивают. Трудовое обучение в школах осуществляется по давно устаревшим российским программам.

Между тем, процесс обучения для многих детей с ограниченными возможностями заканчивается школой. Дальнейшее обучение и получение профессии для большинства из них недоступно по ряду причин.

1. Количество профколледжей, принимающих на обучение учащихся с ограниченными возможностями, составляет 1-2 на всю область.

2. Не всегда профколледжи имеют возможность предоставить место в общежитии для иногородних учащихся с ОВ.

3. Бесплатное обучение в колледжах предусмотрено законом лишь для инвалидов I и II групп. В категорию льготников не входят слабовидящие, слабослышащие, люди с легкой умственной отсталостью – это большая часть лиц с ограниченными возможностями.

4. Выбор профессии для лиц с ограниченными возможностями в существующих профколледжах крайне ограничен.

5. Программы обучения в профколледжах не адаптированы для учащихся с ограниченными возможностями. Обучение подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями осуществляется по программам, составленным педагогами колледжа на свое усмотрение, без соответствующей экспертизы, апробации и разрешения к использованию МОН РК.

6. Профессиональные колледжи недоступны для подростков с тяжелыми нарушениями в раз- витии.

7. Обучение в профколледже не гарантирует трудоустройство выпускников с ОВ.

8. Профколледжи обучают подростков с ограниченными возможностями без разрешающих документов и лицензии на право обучения этой категории учащихся. В республике нет соответствующей нормативной базы.

9. Профколледжи не обеспечивают учащихся с ОВ медицинским и психолого-педагогическим сопровождением.

10. Педагоги и мастера профколледжей не имеют специальной подготовки для обучения подростков с психофизическими нарушениями.

11. Деятельность профколледжей по обучению лиц с ограниченными возможностями не координируется никакими государственными ведомствами.

При всех перечисленных недостатках в настоящее время в регионах республики только профколледжи организуют профессиональное обучение подростков с ограниченными возможностями в спецгруппах или в группах общего типа.

Единственным исключением является специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для детей с нарушением интеллекта г. Петропавловска (СКО), в которой по инициативе директора Н.П. Хованского создан учебно-производственный комбинат (УПК). Обучение ведется по ГОСО и типовым учебным планам общеобразовательных профколледжей. Учащиеся с более сложными нарушениями обучаются по авторским программам, разработанным педагогами УПК. Профиль обучения подбирается для каждого учащегося с учетом его психофизических возможностей, интересов и трудовых способностей. Учащимся предлагают следующие профили: швейное, столярное, парикмахерское искусство, ремонт и пошив обуви, поварское дело, под- готовка младшего обслуживающего персонала, озеленение и аранжировка. Эти профили обучения введены с учетом социально-экономических условий, местных потребностей в кадрах. Все они ориентированы на интеграцию обучения с производством и обслуживанием населения. В период обучения в качестве производственной практики учащиеся выполняют заказы по пошиву одежды, изготовлению и ремонту обуви и др. Поступают как индивидуальные заказы, так и массовые от учреждений и предприятий по пошиву спецодежды, постельного белья, палаток. Населению оказывают парикмахерские услуги, ремонтируют обувь. Ученики получают заработную плату, на них заведены трудовые книжки, им присваивается социальный индивидуальный код. Подросткам, освоившим программы по специальности и овладевшим профессиональными умениями и навыками, присваивается квалификация с выдачей свидетельства. Выпускники УПК работают в ателье «Колибри», «Весна», в меховом ателье «Радуга», в обувном ателье «Люкс», в столярных цехах ТЭЦ-2, завода им. Кирова, в ТОО «Стройкомпания», фирме «Трансойлстрой», ЧП «Васильчук», в кондитерском цехе ТОО «Де- метра» и др.

Нетрудоустроенным учащимся и выпускникам- инвалидам предоставляются временные свободные рабочие места в УПК.

Школьный учебно-производственный комбинат, успешно работающий уже несколько лет, только в 2012 году получил официальную лицензию. При- чиной тому является отсутствие в республике со- ответствующих нормативных документов.

В республике не ведется статистика учащихся с ОВ, закончивших профколледжи, и не прослеживается их дальнейшая судьба. Немногие из них трудоустраиваются или работают по специальности.

Лишь единицы выпускников спецшкол поступают в вузы благодаря собственным стараниям и обучаются без обеспечения каких-либо реабилитационных мероприятий и социальных услуг.

Разные возможности учащихся требуют разработки разноуровневого содержания обучения, обеспечения непрерывности реабилитационного процесса на различных ступенях образования и в течение всей жизни на пути интеграции в общество.

Приобретение профессии, особенно, если она престижна, повышает шансы лиц с ограниченной трудоспособностью в конкурентной борьбе на рынке труда. Вместе с тем для обеспечения соответствия их профессиональной подготовки жестким требованиям рынка труда необходимы дополнительные меры. В разных государствах арсенал используемых с этой целью средств весьма разнообразен.

В ФРГ комплекс мер по содействию профессиональной реабилитации инвалидов включает все виды помощи, необходимой для приобретения, улучшения, сохранения или восстановления трудоспособности, которая обеспечивает равенство шансов с не инвалидами в конкурентной борьбе за постоянное рабочее место. В соответствии с §25 Закона о профессиональном образовании ФРГ обучение инвалидов должно проводиться на одном предприятии или в одном учреждении с не инвалидами. Параллельно учащиеся обязаны посещать профшколу. Такую форму профессионального обучения получают около 90 % инвалидов. Законами предусмотрена также подготовка в специальных учреждениях профессиональной реабилитации, где могут обучаться инвалиды с тяжелыми нарушениями (§11 Закона о выравнивании уровней реабилитации). В ФРГ функционируют 37 центров для профессиональной подготовки молодых инвалидов (около 10 тыс. мест) и 21 центр профессиональной реабилитации и переподготовки взрослых инвалидов (около 12 тыс. мест). Эти центры имеют необходимые медицинские, психологические, педагогические и социальные службы. Все затраты на пребывание инвалида в таких центрах, включая стоимость проживания и питания, несут соответствующие страховщики. Согласно §62 Закона о содействии трудоустройству и профессиональному образованию, Федеральное правительство оказывает этим учреждениям поддержку в адаптации и разработке программ обучения, которые должны соответствовать требованиям рынка труда и учитывать потенциальные возможности реабилитантов.

Наряду с центрами профессиональной подготовки в ФРГ функционируют учреждения медико-профессиональной реабилитации (14 центров на 1900 мест).

Профессиональная подготовка инвалидов в Финляндии осуществляется в рамках Министерства просвещения. Целью ставится профессиональное обучение по возможности всех инвалидов. Для этого имеется 11 профшкол, в которых совместно с инвалидами обучаются и здоровые подростки, а также три спецшколы для подростков с тяжелыми и комбинированными нарушениями. Для обучения инвалидов в профессиональной школе, гимназии, в высшей школе и университете предусмотрены денежные формы поддержки.

Согласно Закону об инвалидах США, образование инвалидов – это часть подготовки к умению зарабатывать на жизнь, к участию в культурном развитии нации. В стране создан департамент про- грамм трудового обучения. Разработаны программы выявления и вовлечения инвалидов в обучение профессиям с дальнейшим использованием их на работе. Постановление о профобучении (Госзакон 94-482) требует создания в штатах отделов народного образования, которые несут ответственность за выполнение программ профессионального обучения. Работу этих отделов координируют консультативные советы штата, в которые входят один или два человека с квалификацией по спецобразованию инвалидов. Цель постановления – обеспечить всем людям, независимо от возраста и места проживания инвалида, «доступ к профобучению или переобучению более высокого качества, которое было бы реально в свете актуальных или предстоящих возможностей выгодного трудоустройства и отвечало его потребностям, интересам и получению пользы от такого обучения».

По данным США, на каждую тысячу долларов, вложенную в профессиональную реабилитацию инвалидов, можно получить 35 тыс. долларов, которые инвалид зарабатывает в течение активной жизни. Причем часть этой суммы он выплачивает государству в виде налогов.

Во многих экономически развитых странах профессиональное обучение инвалидов осуществляется по профессиям, включенным в государственные перечни. В ФРГ имеется свыше 500 нормативных актов, регулирующих приобретение инвалидами более 100 видов профессий. Наибольшим пред- почтением пользуются профессии, связанные с металлообработкой, затем следуют домашнее хозяйство, строительно-отделочные специальности. Для унификации такой подготовки Федеральный институт профессионального образования разрабатывает типовые программы профессионального обучения.

В 1985 году Федеральным институтом профессионального образования ФРГ разработаны специальные рекомендации, в которых учтены особые нужды при сдаче зачетов и экзаменов как по общеобразовательным, так и по общепрофессиональным предметам. Методические рекомендации разрешают исключать и некоторые разделы про- грамм, имеющие второстепенное значение. Такая же возможность изменения учебных требований предусмотрена и в США. В частности, эти изменения включают сроки обучения на каждой ступени, замену отдельных (но не специального) блоков программы.

Инвалидам, которые, несмотря на дополни- тельные условия, облегчающие образование, не могут обучаться профессиям в полном объеме из-за тяжести имеющихся у них нарушений, в ФРГ предоставляется возможность обучения на специальных курсах подготовки по профессиям, не включенным в официальный перечень. Эти курсы дают учащимся возможность получить такую квалификацию, которая позволит им после окончания учебы заняться самостоятельной трудовой деятельностью, пользующейся спросом на рынке труда. Данные принципы подготовки распространяются как на подростков, так и на взрослых инвалидов с той лишь разницей, что взрослые могут пройти переподготовку в реабилитационных центрах по профессиям, не включенным в официальный перечень. Продолжительность такого обучения, как правило, не более 2 лет.

Содержание, методы и формы работы в области профессионального образования инвалидов и лиц с нарушениями психофизического развития определены прежде всего ограниченными возможностями этой категории граждан. Общими признаками, отличающими их от здоровых учащихся, являются наличие нарушений, ограничивающих жизнедеятельность, более низкая трудоспособность, замедленная адаптация и трудности формирования социальных отношений. Специфические признаки каждой категории учащихся, нуждающихся в специальной системе образования, зависят от характера и степени нарушения.

По данным чешских специалистов, больше все- го проблем накопилось в области профессиональной подготовки умственно отсталой молодежи. В Чехии для профессиональной подготовки лиц с нарушениями умственного развития существует система вспомогательных профессионально-технических учебных заведений, в которых осуществляется двух - трехлетнее обучение по 59 учебным специализациям. Организаторами профобучения являются областные национальные комитеты, но это могут быть и производственные организации, если они располагают возможностью предоставить комплексную подготовку и реабилитационную помощь.

Уровень требований к объему и содержанию знаний по общеобразовательным предметам для подростков с нарушениями умственного развития более низкий, чем для их здоровых сверстников. Но это не распространяется на специальные дисциплины и практику. Из общей суммы часов в учебных планах 55% составляет практическая подготовка по теоретико-профессиональным предметам и 20% – по общеобразовательным.

Для тех, у кого имеются выраженные психомоторные нарушения (около 20-25% учащихся вспомогательных училищ), в силу чего они не могут в установленные сроки овладеть профессией, существуют так называемые заключительные классы со специфическими учебно-воспитательными программами. Эти программы предусматривают более широкую социализацию и коррекционную направленность занятий.

Профессиональное обучение молодежи с на- рушениями слуха в Чехии ведут средние профессиональные училища и вспомогательное профессиональное училище, где обучаются подростки, имеющие к тому же умственную отсталость. При выборе учебной специализации учитывается степень нарушения слуха, умственные и физические возможности подростков и другие аспекты. Молодые люди с нарушением слуха, обладающие более высокими физическими и умственными способностями, могут после окончания основной школы продолжить учебу в средней школе по пошиву одежды. Опыт Чехии показал, что молодежь с нарушениями слуха хорошо осваивает такие профессии, как механик со специализацией по машинам и оборудованию; портной дамской и мужской верхней одежды; переплетчик; столяр по производству мебели и мебельного оборудования; маляр; обойщик; садовник. Подготовка в средних профессиональных училищах для людей с нарушениями слуха длится дольше, чем в обычных училищах, и составляет 4-5 лет. Специфическим содержанием обучения этой категории лиц является развитие речи.

Для профессиональной подготовки молодежи с нарушениями двигательной сферы существуют средние специальные профессиональные училища, а также экономические школы. Те, у кого выявлена способность к дальнейшей учебе, могут перейти в гимназии для лиц с физическими недостатками. Для успешного включения этой категории учащихся в социальную среду есть долгосрочный план, в разработке которого участвовали врачи, психологи, специальные педагоги, воспитатели.

Особое внимание в специальном образовании Чехии уделяется комплексной работе, направлен- ной на реабилитацию и ресоциализацию лиц с на- рушениями психо-физического развития.

В Польше перечень профессий, по которым организовано обучение подростков с недостатками в умственном и физическом развитии, включает 111 названий.

Наибольший удельный вес имеют профессии метало - механического (22) и швейного производства (23). По 72 профессиям и специальностям организовано обучение подростков с нарушениями умственного развития. В этом списке превалируют слесарно-механические работы (29,3%). Далее следуют швейное производство (20,2%), трикотажное производство (16,5%), производство изделий из дерева (10,8%), строительные работы (9,5%), электромеханические (8,5%) и сельскохозяйственные виды работ (5,2%).

Подготовка в специальных профессиональных школах имеет коррекционно-воспитательную направленность с учетом возраста, образования и потенциальных возможностей учащихся. Дифференцированный подход предполагает использование индивидуальных занятий, системы тренировочных упражнений и другие методы.

Для профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся разработан 31 учебный план: 21 — для трехгодичных специальных профессионально-технических школ, 6 – для двухгодичных профессионально-технических школ, 1 – для обучения на специальных годичных подготовительных курсах, а также 3 плана для обучения в специальных двухгодичных профессиональных школах для учащихся, не имеющих базового образования.

Сложность и специфичность современного пери- ода в развитии системы специального образования в России состоит в том, что в течение последнего десятилетия в рамках этой системы действуют разнонаправленные тенденции и подходы.

Наблюдается создание реабилитационных центров для профессиональной подготовки инвалидов, в экспериментальном порядке осуществляется поиск новых организационных форм профессионального обучения лиц с нарушения- ми психофизического развития. Создаются школы-предприятия, комплексы «Школа—ПТУ», центры постшкольной реабилитации. Учебные программы претерпевают изменения в плане усиления социальной ориентированности и вариативности.

По данным московских исследователей, двухгодичный срок профессионального обучения для многих умственно отсталых учащихся недостаточен. В силу этого обсуждается вопрос о трех -пятилетних сроках обучения.

Для профессионального обучения подростков и взрослых инвалидов в Белоруссии функционирует сеть учебных и учебно-производственных структур, которая включает профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения, а также учебные центры службы занятости, учебно - производственные предприятия Белорусского общества глухих, Белорусского товарищества инвалидов по зрению, предприятия и центры реабилитации Белорусского общества инвалидов. Традиционной формой профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров из числа инвалидов является также обучение непосредственно на рабочих местах.

В целях более успешной интеграции этой категории граждан в общество их профессиональное образование осуществляется преимущественно учебными заведениями общего типа совместно с не инвалидами. Для тех, кто имеет тяжелые или многочисленные нарушения, препятствующие обучению в обычных учебных заведениях, функционируют специальные учебные заведения (ПТУ, колледжи, техникумы, центры медико-профессиональной реабилитации и др.).

Наличие в республике разветвленной сети учреждений и различных форм профессионального обучения служит благоприятной предпосылкой для реализации важнейшей потребности любого человека, в том числе и с ограниченными возможностями, в получении профессионального образования разных уровней и ступеней.

Список профессий (специальностей), по которым в течение последних лет осуществляется обучение подростков с особенностями психофизического раз- вития в ПТУЗ, включает более 50 наименований из 134 включенных в Перечень учебных специальностей.

Опыт, накопленный в области специального профессионального образования в разных странах, свидетельствует о необходимости вариативности содержания обучения, его направленности на социализацию личности путем воспитания общественных навыков поведения и гражданско - правового сознания, а также включения в него коррекционной и реабилитационно - абилитационной работы.

К сожалению, описанный выше зарубежный опыт заимствован из интернет источников. Казахстанские ученые и практики специального образования не имели возможности изучать систему профессионального обучения подростков с проблемами в развитии за рубежом.

В новых условиях функционирования системы профессионального образования необходимо развивать и новые формы организации обучения (дистанционное, на дому, заочное и т. д.), создавать условия для стабильного функционирования учебных организаций и учреждений, обеспечивающих профессиональную реабилитацию средствами образования. В частности, для развития дистанционных форм подготовки потребуется сетевое объединение их с учреждениями профессионального образования и разработка соответствующих моделей обучения.

В программе совершенствования профессионального образования инвалидов и лиц с нарушениями психофизического развития можно выделить следующие основные мероприятия:
- включить в штат соответствующего департамента МОН РК специалиста по профессиональному обучению подростков и молодежи с ограниченными возможностями;
- разработать и утвердить нормативно-правовую базу профессионально-трудового обучения лиц с ограниченными возможностями;
- разработать типовые учебные планы профессионального обучения подростков и молодежи с ограниченной трудоспособностью;
- создать центры профессионального обучения детей и подростков с ограниченными возможностями в каждом областном центре РК с соответствующей материальной базой по профилям труда с учетом местных условий;
- расширить профили трудового обучения в специальных (коррекционных) школах и школьных УПК с учетом региональных потребностей в мало- квалифицированных кадрах;
- организовать адресную подготовку на рабочее место;
- изучить опыт организации профессионально- трудового обучения подростков с ограниченными возможностями в Германии, Скандинавских странах и США (ученые и практики специального образования);
- изучить опыт кемпхиллского движения в Швеции, с последующим созданием пилотного проекта в Казахстане.
- организовать социальное партнерство в области профессиональной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
- разработать содержание и формы подготовки специалистов для системы специального профессионального образования;
- организовать информационное обеспечение системы специального профессионального образования и профессиональной реабилитации.

 


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10