Ключевой идеей проекта «Адаптивная школа – школа для всех» является идея изменения нашей традиционной общеобразовательной школы. Мы считаем, что в любой школе должно практиковаться совместное обучение детей с ограниченными возможностями развития и детей с нормой развития. Как само собой разумеющийся звучит тезис о том, что среда образовательного учреждения должна быть приспособлена к нуждам детей с ограниченными возможностями, она должна быть «безбарьерной», дабы обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченны- ми возможностями развития в социум.
Развитие и гуманизация современной образовательной системы в Республике Казахстан неизбежно приводят к необходимости инклюзивного обучения в массовой школе. Включение детей с ограниченными возможностями раз- вития в образовательный процесс массовой школы актуально в связи с необходимостью реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан и Закона РК «Об образовании», закрепляющих право каждого ребенка на образование в общеобразовательной массовой школе по месту жительства.
Инклюзивное образование – новое стратегическое направление образовательной политики нашего государства. Поэтому возможности включения учащихся с ограниченными возможностями развития в общеобразовательный процесс рассматриваются нами как настоятельная необходимость обеспечения нуждающихся детей соответствующими условиями и поддержкой. Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями развития, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.
Поэтому в формате программы развития школы наш педагогический коллектив разрабатывает и внедряет в практику школьного образования модель адаптивной школы, обеспечивающей достижение оптимального уровня образования и личностного развития детям с разными способностями и возможностями.
Не секрет, что дети с ограниченными возможностями развития есть почти в каждой школе. Это так называемая «стихийная инклюзия». При этом в ходе обучения таких детей в общеобразовательной школе возникает ряд проблем:
- со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком;
- со стороны родителей самого ребенка: как ребенок может посещать школу, чему должны его там учить, что формировать, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками;
- со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону ее сокращения, получат ли обычные дети не- обходимые знания, умения;
- со стороны ребенка с ограниченными возможностями развития: найдет ли он друзей, не будут ли его обижать в школе, сможет ли хорошо учиться, как к нему будут относиться учителя.
Для решения названных проблем мы предполагаем
- создание адаптивной образовательной среды, удовлетворяющей как общие, так и особые образовательные потребности учащихся с ОВР;
- учет специфики выраженности нарушений развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов учащихся с ограниченными возможностями;
- построение обучения особым образом – выделение специальных задач, использование специальных приемов и способов обучения;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса включения учащихся с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду, содействие ребенку и его семье, помощь педагогам;
- координацию взаимодействия специалистов разного профиля и родите- лей, включенных в процесс образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития учащихся с ограниченными возможностями;
- формирование толерантного отношения участников образовательного процесса к учащимся с различными нарушениями развития.
Для создания адаптивной среды учащимся с ограниченными возможностями развития нами был разработан план мероприятий, в соответствии с которым была создана Служба психолого-педагогического сопровождения, для чего штат школы был дополнен 6 ставками специальных педагогов (дефектологов) и психологов. В составе Службы
– специальные педагоги, логопеды, координатор инклюзивного образования, психологи, социальный педагог. Деятельность Службы носит командный характер и регламентирована локальными нормативными актами:
- Положением о Службе психолого-педагогического сопровождения;
- Положением о деятельности Психолого-медико-педагогического консилиума;
- Функциональными обязанностями специалистов сопровождения (учителя-дефектолога, логопеда, координатора инклюзивного образования, социального педагога, инструктора ЛФК, врача-психиатра).
В соответствии с планом работы Службы сопровождения была проведена комплексная диагностика учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении. По итогам диагностики был выявлен 31 учащийся, которые после обследования в ОПМПК и в условиях стационара были отнесены к категории детей с ограниченными возможностями развития. Сегодня все эти учащиеся включены в систему коррекционной и психолого-педагогической поддержки – с ними проводятся индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом, логопедом, психологом. Учащихся активно вовлекают в систему дополнительного образования. Для учителей, обучающих учащихся данной категории, специалистами службы сопровождения разработаны рекомендации по осуществлению индивидуального подхода в учебном процессе.
Для обеспечения профессиональной ресурсной поддержки первых шагов по развитию инклюзив- ной образовательной практики нашей школой были заключены договоры о сотрудничестве с Карагандинским Государственным университетом им. Букетова; Областной психолого-медико-педагогической консультацией; Областной школой-интернатом для детей с нарушениями слуха; Областной школой-интернатом для детей с нарушениями зрения; Областной школой-интернатом для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата; Областным детским домом для детей с ограниченными возможностями развития. Научное руководство осуществляется Национальным научно-практическим центром коррекционной педагогики (лабораториями специального школьного обучения и социальной работы) г. Алматы. Школа имеет статус экспериментальной площадки Национального центра, в совместной работе с которым специалистами службы сопровождения разрабатываются и апробируются организационно- методические основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВР (формы рабочей документации, должностные инструкции специалистов сопровождения, содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы), а также вопросы формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями развития у всех участников образовательного процесса.
С целью повышения информированности педагогов о своеобразиях развития, обучения и воспитания учащихся с отклонениями в развитии специалистами службы сопровождения, коллегами из коррекционных школ проводятся обучающие семинары с демонстрацией коррекционных приемов и способов обучения разных категорий детей.
В процессе реализации программы был изучен уровень толерантности всех участников образовательного процесса. Были разработаны анкеты для 1-4 классов, 5-8 классов, 9-11 классов, педагогов, родителей. Качественный и количественный анализ анкет позволил сделать вывод о необходимости проведения работы по формированию адекватного восприятия учащихся с ограниченными возможностями развития. С этой целью начата реализация программы «Формирование толерантного отношения к детям с ОВР» у участников образовательного процесса, разработан план мероприятий, среди которых уже реализованы такие, как «Неделя толерантности», совместный с коррекционными школами праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню, Караван дружбы (совместное мероприятие, посвященное празднику Наурыз), совместный конкурс рисунков, посвященный Международному дню космонавтики и авиации, конкурс военной песни, посвященный 9 мая.
Проведенные мероприятия отражены в публикациях газеты «Индустриальная Караганда» – «Начало доброй традиции» (16. 03. 2013), «Барометр толерантности» (27. 03. 2013), «Создать ситуацию успеха» (15. 04. 2013).
Вместе с тем внедрение инклюзивного образования в ОСШ №27 в настоящее время имеет ряд ограничений нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-методического характера.
Во-первых, мы столкнулись с недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы инклюзивного обучения как республиканского, так и регионального уровня, что существенным образом осложняет процесс включения детей с ОВР в обще- образовательную среду.
Во-вторых, мы ощущаем дефицит финансирования школы. Ограниченность субсидий, выделяемых школе на развитие и поддержку функционирования, затрудняет создание условий для осуществления инклюзивного образования. Разумеется, подготовка школы к включению учащихся с ограниченными возможностями развития сопряжена со значительными дополнительными финансовыми затратами как на совершенствование материально-технической базы школы, так и на заработную плату педагогам, повышение их квалификации. Однако без соответствующего уровня финансирования невозможно решить проблему обеспечения инклюзивной образовательной практики соответствующими условиями.
Особую трудность представляет для педагогов необходимость индивидуализации учебного процесса в отношении школьников с ограниченными возможностями. Необходимы рекомендации по разработке индивидуальных программ обучения отдельных учащихся с учетом необходимости реализации требований ГОСО.
Несомненно, инклюзивное образование – дело новое и необходимое. Любое начинание сопряжено с целым рядом трудностей, но именно они определяют основные векторы развития и поиска ресурсов.
Мы считаем, что в исторической перспективе инклюзивному образованию альтернативы нет. Школа, в которой практикуется инклюзивное образование, должна стать нормой. Это не означает, что должна быть ликвидирована система специального образования, наоборот, она должна существовать и развиваться для того, чтобы у детей с ограниченными возможностями развития и их родите- лей было права выбора, и для того, чтобы помочь общеобразовательной школе перейти на принципы инклюзии. Необходимо разрабатывать различные модели сотрудничества с тем, чтобы богатый опыт учителей специальных школ стал источником методической помощи инклюзии.
|