электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

   

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2013 г.

 

Переподготовка педагогических работников по специальности «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании»: актуальность, содержание, организация

№ 6(127) август 2013


В.В. ГЛАДКАЯ, заведующий кафедрой дефектологии Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат педагогических наук, доцент, г. Минск

 

В Кодексе Республики Беларусь об образовании наряду с основным и дополнительным в качестве отдельного вида выделено специальное образование. Специальное образование – это обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития (ОПФР). К лицам с особенностями психофизического развития относятся лица, имеющие физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают их социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий (Кодекс Республики Беларусь об образовании, статья 1, п. 1.5). В свою очередь, в эту достаточно большую группу входят дети со следующими нарушениями развития: с нарушениями зрения; с нарушением слуха; с интеллектуальной недостаточностью; с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); с нарушениями речи; с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата; с детским аутизмом; с дискалькулией; с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) разделяет детей с особенностями психофизического развития на две группы:

1) дети, которые получают основное (дошкольное или общее среднее) образование, но при этом нуждаются в коррекционно-педагогической помощи;

2) дети, которые получают специальное образование.

Дети с легкими нарушениями развития нуждаются именно в коррекционно- педагогической помощи, а не в специальном образовании. Такая помощь в системе образования оказывается учителем-дефектологом в пунктах коррекционно- педагогической помощи, открытых в учреждениях дошкольного и общего среднего образования. Обучаются же такие дети в обычных классах, группах.

Дети с более тяжелыми нарушениями развития получают специальное образование в различных учреждениях образования, которые, согласно Кодексу, условно делятся на учреждения двух типов:

1) учреждения специального образования;

2) иные учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования.

В нашей республике созданы и функционируют учреждения специального образования следующих видов:

1) специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат) – учреждение специального образования, в котором реализуется образовательная программа специального образования для учащихся таких категорий, как учащиеся с тяжелыми нарушениями речи, учащиеся с нарушением слуха, учащиеся с нарушениями зрения, учащиеся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), учащиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

2) вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат) – учреждение специального образования, в котором реализуются образовательная программа специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

3) центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – учреждение специального образования, в котором получают образование лица с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Тяжелые физические и (или) психические нарушения – физические и (или) психические нарушения, выраженные в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательными стандартами специального образования является недоступным, и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков. Два и более физических и (или) психических нарушения являются множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Важнейшими функциями центра коррекционно- развивающего обучения и реабилитации являются также проведение психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития и оказание ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет;

4) специальное дошкольное учреждение – учреждение специального образования, в котором реализуется образовательная программа специального образования для одной из категорий детей с ОПФР. На пример, это может быть специальный детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи, специальный детский сад для детей с интеллектуальной недостаточностью и др.

К иным учреждениям образования, реализующим образовательные программы специального образования, относятся:
- учреждения дошкольного образования;
- учреждения общего среднего образования;
- детские дома.

В указанных учреждениях осуществляются интегрированное обучение и воспитание. При организации интегрированного обучения и воспитания образовательный процесс осуществляется в двух основных формах:

1) специальная группа (в учреждении дошкольного образования), специальный класс (в учреждении общего среднего образования);

2) группа интегрированного обучения и воспитания (в учреждении дошкольного образования), класс интегрированного обучения и воспитания (в учреждении общего среднего образования).

Специальная группа (специальный класс) – группа (класс), в которой получают образование дети с особенностями психофизического развития одной категории (например, специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи, специальный класс для детей с трудностями в обучении и т.д.).

Группа (класс) интегрированного обучения и воспитания – группа (класс), в которой получают образование дети с особенностями психофизического развития и дети нормально развивающиеся.

В настоящий момент в нашей стране функционируют:
- 200 специальных классов для детей с ОПФР;
- 1096 специальных групп для детей с ОПФР;
- 5582 класса интегрированного обучения и воспитания;
- 642 группы интегрированного обучения и воспитания.

Данные группы (классы) отличаются иной наполняемостью по сравнению с группами (классами) для нормально развивающихся детей.

Далее в статье остановимся на вопросах, касающихся обучения детей с ОПФР школьного возраста. Наполняемость специальных классов составляет от 3 до 12 учащихся (в зависимости от категории):
- для слабослышащих детей с относительно развитой речью – 10 учащихся; для не слышащих детей, слабослышащих детей с грубым недоразвитием речи – 8 учащихся;
- для незрячих детей – 8 учащихся;
- для слабовидящих детей – 12 учащихся;
- для слепоглухих детей – 3 учащихся;
- для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 12 учащихся;
- для детей с тяжелыми нарушениями речи – 12 учащихся;
- для детей с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата – 10 учащихся,
- для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью – 12 учащихся;
- для детей с умеренной, тяжелой интеллектуальной недостаточностью – 6 учащихся;
- для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями – 6 учащихся.

Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них
- не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или не слышащих детей, или незрячих детей или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
- не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании слабослышащих детей или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
- не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

В зависимости от наполняемости класс интегрированного обучения и воспитания может быть двух моделей:
- при наличии в классе количества детей с ОПФР, указанного в выше приведенных требованиях, класс считается классом интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости,
- при меньшем количестве детей – классом интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости.

Процесс обучения в специальном классе детей с нарушениями зрения, слуха, речи, функций опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении на I ступени общего среднего образования (начальное образование, 1–4 или 1–5 классы) рекомендуется осуществлять учителю с высшим дефектологическим образованием или учителю, прошедшему переподготовку по специальностям направления «Специальное образование», на II (базовое образование, 5–9 классы) и III ступенях (среднее образование, 10–11 классы) – учителям-предметникам с высшим педагогическим образованием. Обучение в специальном классе детей с интеллектуальной недостаточностью с 1 по 10 класс по всем предметам, кроме предметов «Трудовое обучение» и «Физическое воспитание и здоровье», рекомендуется осуществлять учителю с высшим дефектологическим образованием (специальность «Олигофренопедагогик а») или учителю, прошедшему переподготовку по специальностям направления « Специальное образование ». Коррекционные занятия в специальном классе проводит учитель-дефектолог.

Образовательный процесс в интегрированном классе осуществляют учитель и учитель-дефектолог. В интегрированном классе полной наполняемости учитель проводит уроки со всем составом класса по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение». По остальным учебным предметам уроки с детьми с ОПФР данного класса, а также коррекционные занятия проводит учитель-дефектолог. Постепенно, с 3–4 класса, рекомендуется проводить уроки со всем составом класса и по другим предметам. При этом такой урок проводят учитель и учитель- дефектолог совместно.

В интегрированном классе неполной наполняемости ребенок с ОПФР обучается в составе всего класса. Лишь небольшое количество часов в неделю с ним проводит коррекционные занятия и уроки по отдельным предметам учитель-дефектолог: 4 часа в неделю выделяется на одного учащегося слабослышащего, слабовидящего, с тяжелыми нарушениями речи, с трудностями в обучении; 8 часов в неделю – на учащегося с легкой интеллектуальной недостаточностью, не слышащего, незрячего, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием).

Таким образом, для современного этапа развития системы специального образования характерно предоставление возможности учащимся с особенностями психофизического развития получать образование как в учреждениях специального образования, так и в учреждениях общего среднего образования при организации в них интегрированного обучения и воспитания.

Однако такая ситуация закономерно выдвинула ряд проблем, связанных с уровнем подготовленности педагогов к работе в условиях образовательной интеграции.

Первая проблема – уровень подготовленности педагогов учреждений общего среднего образования к обучению учащихся с особенностями психофизического развития. Если ранее с детьми с ОПФР работали лишь специально подготовленные специалисты – учителя-логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренопедагоги, то организация интегрированного обучения предусматривает активное включение в образовательный процесс и других специалистов учреждения образования – в первую очередь, учителей начальных классов, учителей-предметников. Педагоги, не имеющие специального дефектологического образования, часто испытывают затруднения и даже растерянность при обучении детей с особенностями психофизического развития, так как перенос известной им методики обучения в практику работы с «особым» ребенком не дает ожидаемых результатов. В результате такого обучения ребенок не овладевает потенциально доступным ему объемом предметных ЗУНов.

Вторая проблема – уровень подготовленности специалистов (учителей-дефектологов) к работе в условиях интегрированного обучения и воспитания. Интегрированное обучение и воспитание организуется для разных категорий детей с ОПФР – для детей с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями зрения, с нарушением слуха, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Очевидно, что ученик любой из названных нозологических групп может поступить в класс интегрированного обучения и воспитания, к чему должен быть профессионально готов учитель-дефектолог этого класса. Однако в существующей на данный момент системе подготовки учителей-дефектологов в вузах осуществляется подготовка специалиста к работе с определенной категорией обучающихся в соответствии с выбранной специальностью («Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика», «Логопедия»). Возникшая ситуация обусловила потребность системы образования в кадрах, подготовленных к профессиональной деятельности при организации интегрированного обучения и воспитания, что и стало реализовываться в процессе переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее педагогическое образование, по специальности 1-03 03 77 «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» с присвоением квалификации «учитель-дефектолог».

Переподготовка по данной специальности в нашем учреждении дополнительного образования взрослых – Академии последипломного образования – осуществляется с 2006 года. Организуется она и в некоторых региональных вузах. Разработка и реализация в каждом учреждении образования собственных учебных планов и программ приводила к предъявлению разных требований к содержанию переподготовки и, соответственно, к разному уровню профессиональной подготовленности выпускников разных учреждений, осуществляющих переподготовку. Отсутствие зачастую в региональных учреждениях образования преподавательских кадров высокой квалификации по основным профессионально значимым направлениям приводило к тому, что учебные планы и программы переподготовки составлялись не с опорой на необходимость формирования профессиональных компетенций в рамках получаемой специальности, а с учетом имеющегося преподавательского ресурса и его возможностей. В результате выпускники, обучавшиеся на переподготовке в разных учреждениях образования, получая одинаковый диплом, имели за плечами разное содержание подготовки. Таким образом, актуальной оказалась проблема разработки единых требований к содержанию образования в рамках переподготовки по данной специальности.

В 2010 году нашему учреждению образования и, в частности, – кафедре дефектологии была поручена разработка типового учебного плана, а в 2012 году – образовательного стандарта переподготовки руководящих работников и специалистов по специальности 1-03 03 77 «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» (квалификация «учитель-дефектолог»). В данный момент на основе этих утвержденных документов разрабатываются типовые учебные программы по учебным дисциплинам переподготовки.

В качестве методологической основы при разработке нами образовательного стандарта переподготовки выступил компетентностный под ход. Компетентный специалис т – это специалист, способный качественно решать задачи профессиональной деятельности. Следовательно, выпускник, освоивший образовательную программу переподготовки, должен быть подготовлен к успешной реализации профессиональной деятельности. Поэтому для определения содержания обучения потребовалось выделить:
- во-первых, основные виды профессиональной деятельности учителя-дефектолога системы интегрированного обучения и воспитания,
- во-вторых, круг задач, решаемых специалистом в рамках этих видов деятельности, к качественному выполнению которых он должен быть подготовлен,
- в-третьих, профессиональные компетенции, которые необходимо сформировать у данного специалиста.

Основу профессиональной деятельности учителя- дефектолога в рамках любой специальности составляют процессы изучения, обучения детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и коррекции имеющихся у них физических и (или) психических нарушений, что позволяет выделить три основных вида профессиональной деятельности:
-психолого-педагогическое обследование детей с ОПФР;
-обучение и воспитание учащихся с ОПФР;
-коррекция физических и (или) психических нарушений у учащихся с ОПФР.

Но в отличие от учителя-дефектолога узкой специализации (учителя-логопеда, олигофренопедагога и других) учитель -дефектолог системы интегрированного обучения и воспитания должен быть компетентен в осуществлении данных видов деятельности в отношении любого учащегося с ОПФР, что очень специфично по содержанию и методике в зависимости от нозологической группы, к которой относится ученик.

Существенно отличается деятельность учителя - дефектолога в условиях интегрированного обучения и воспитания и по более широкому спектру задач, реализуемых в рамках традиционных видов профессиональной деятельности, что требует формирования специальных профессиональных компетенций. Так, особой задачей, решаемой учителем- дефектологом класса интегрированного обучения и воспитания в рамках образовательной деятельности, является составление учебного плана класса интегрированного обучения и воспитания при разной его наполняемости и комплектации (в зависимости от нозологической группы учащихся с ОПФР). Эта работа предусматривает доскональное знание специалистом учебно- программной документации специального образования (учебных планов, учебных программ для всех видов специальных учреждений образования), особенностей организации образовательного процесса для разных групп учащихся с ОПФР, а также наличие умения ориентироваться в учебных планах и программах общеобразовательной школы.

К важным видам профессиональной деятельности учителя-дефектолога системы интегрированного обучения и воспитания относятся также:
-информационно - просветительская деятельность в учреждении общего среднего образования;
-консультирование педагогических работников учреждения общего среднего образования, учащихся и их законных представителей.

Особенностью реализации образовательных программ специального образования в условиях учреждения общего среднего образования является то, что с ребенком с ОПФР работает не только специалист (учитель-дефектолог), но и педагоги, не имеющие дефектологического образования. Отсутствие у учителей «массовой» школы научных знаний о сильных и слабых сторонах развития такого ученика зачастую не позволяет реализовать продуктивную методику его обучения. Поэтому важнейшим видом деятельности учителя-дефектолога в системе интегрированного обучения и воспитания является информационно-просветительская деятельность. Повышение уровня осведомленности педагогических работников учреждения образования в вопросах особенностей развития и возможностей детей с ОПФР способствует не только осознанию требующихся методических подходов к процессу их обучения, но и формированию у них толерантного отношения к лицам с ОПФР. Именно отношение педагога часто оказывает наиболее сильное влияние на отношение к такому ученику его нормально развивающихся одноклассников и других учащихся школы.

Важность информационно-просветительской деятельности учителя-дефектолога в учреждении образования обусловлена и тем, что одним из условий успешности интегрированного обучения является организация социального взаимодействия здоровых детей и детей с ОПФР, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений, создание атмосферы эмоционального комфорта учащимся с целью сохранения их психического здоровья. Для обеспечения реализации данного условия необходима систематическая информационно- просветительская и консультативная работа не только с педагогическими работниками, но и с учащимися, а также с их родителями.

Таким образом, специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога системы интегрированного обучения и воспитания заключается в более широком спектре основных видов и задач профессиональной деятельности, чем у специалиста-дефектолога определенного профиля (сурдопедагога, олигофренопедагога и др.).

Анализ видов и задач профессиональной деятельности учителя-дефектолога позволил выделить социально- личностные, академические и профессиональные компетенции, на формирование которых должен быть направлен образовательный процесс по данной специальности, а также способствовал определению перечня учебных дисциплин типового учебного плана, с помощью которых реализуется образовательная программа переподготовки.

В типовом учебном плане выделено 5 компонентов и установлено общее количество учебных часов в объеме 1300 учебных часов.

Таким образом, в рамках дисциплин специальности формируются базовые профессиональные компетенции по работе с теми категориями детей с ОПФР, которые в настоящий момент приходят в систему интегрированного обучения и воспитания, – это учащиеся с интеллектуальной недостаточностью, с трудностями в обучении, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Каждое учреждение образования, осуществляющее переподготовку по данной специальности, на основе типового учебного плана разрабатывает свой учебный план, а на основе образовательного стандарта – учебные программы по дисциплинам переподготовки (срок действия – не более двух лет). При этом обязательными являются указанные в типовом учебном плане дисциплины и учебные часы, а вот часы компонента учреждения образования могут быть использованы для выделения новых учебных дисциплин, а также для увеличения количества часов на отдельные дисциплины обязательного перечня. Мы выделили в рамках компонента учреждения образования такие дисциплины, как «Коррекционная работа при детском аутизме» и «Социальное развитие и адаптация детей с психофизическими нарушениями», а также увеличили количество часов на изучение дисциплин «Методики обучения и коррекционной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью в условиях интегрированного обучения и воспитания», «Методики обучения и коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении и с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированного обучения и воспитания» и «Логопедия».

При разработке содержания каждой учебной дисциплины, в первую очередь, обозначается ее роль в формировании необходимых профессиональных компетенций специалиста – выделяются формируемые в рамках этой дисциплины компетенции, что является ориентиром при определении цели и задач соответствующей учебной дисциплины и влияет на отбор содержания.

Лица, поступающие для освоения содержания образовательной программы переподготовки, должны иметь высшее образование по следующим профилям образования: «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование».

Предусматриваются в качестве возможных три формы получения образования по данной специальности переподготовки: очная (дневная), очная (вечерняя), заочная. Продолжительность обучения составляет 9,5 месяцев в очной (дневной) форме получения образования, 16 месяцев в очной (вечерней) форме получения образования, 23 месяца в заочной форме получения образования. Наше учреждение образования осуществляет образовательный процесс переподготовки в очной (дневной) форме, что предусматривает организацию обучения группы слушателей в академии в процессе 7 этапов (шесть этапов по 5 недель и один – 6) на протяжении 1,5 календарных лет.

Начало и окончание образовательного процесса устанавливаются учреждением образования по мере комплектования групп слушателей и определяются графиком учебного процесса для каждой группы слушателей.

Наполняемость учебных групп слушателей, обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, рекомендуется обеспечивать в количестве 25–30 человек. Наполняемость учебных групп слушателей, обучающихся за счет средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц или средств граждан, устанавливается учреждением образования.

Обучающимся, освоившим содержание образовательной программы переподготовки, выдается диплом о переподготовке на уровне высшего образования.

С образовательным стандартом переподготовки и типовым учебным планом по специальности 1-03 03 77 «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» можно ознакомиться на сайте Республиканского института высшей школы.

Несомненно, обучение в течение 1,5 лет на переподготовке работе с разными категориями детей с ОПФР не позволяет сформировать такой же объем знаний в каждой из областей, что за 5 лет в университете, обучаясь по одной узкой специальности. Вместе с тем, необходимые базовые знания и умения сформировать возможно, что доказывает успешная профессиональная деятельность многих наших выпускников.

 


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10