Снимать фильмы я начал в 1994 г., когда учился в КазГУ на кафедре ТВ факультета журналистики и одновременно работал оператором на телевидении. Темы были разные. Это были фильмы об искусстве и фильмы, затрагивающие проблемные вопросы общества.
В 2008 году мы открыли Общественный фонд «AURORA» для работы над социальными проектами, некоторые проекты осуществляем на коммерческой основе. В 2009 году нами создан проект «Право на место под солнцем», касающийся очень многих социальных вопросов. Это – цикл художественных и документальных фильмов на социальные темы.
Тема инклюзии всегда крутится вокруг нас. Это и детский сад, и школа, и город… И мы, и наши дети периодически встречаемся с детьми и взрослыми людьми с ограниченными возможностями. Если раньше всех «не таких» детей старались распределить по интернатам и больницам, то сегодня эти «не такие» дети и взрослые встречаются в городе довольно часто. И общество с раздражением реагирует на эти встречи.
Первым фильмом нашего проекта стал короткометражный художественный фильм «Здравствуйте, это я». Фильм о молодом человеке с ограниченными возможностями, который ищет деньги на дорогое лечение в надежде изменить свою жизнь. На первом показе для представителей общества инвалидов несколько зрителей нам сказали: «Этот фильм про меня!». Хотя заболевания у них были разные. Да и в фильме мы не акцентировали внимание на диагнозе главного героя. Мы поняли, что такие фильмы нужны, и позже написали сценарий нового художественного фильма о мальчике, передвигающемся только на инвалидной коляске и мечтающем учиться в школе, и дружить с одноклассниками. Предполагалось, что главные роли будут сыграны актерами. Тогда я еще не знал, что такое инклюзивное образование. Когда мы стали искать финансирование к этому фильму, то узнали, что Фонд Сорос-Казахстан объявил конкурс на документальный фильм на тему инклюзивного образования. Мы решили участвовать и написали новый сценарий документального фильма, отложив на время идею художественного.
Сюжет фильма основан на реальных историях детей, которые столкнулись с проблемами доступа к образованию. Одной из них стала история Алены, мама которой хотела, чтобы она училась в общеобразовательной школе. Ее приняли в школу, но через некоторое время сказали, что ее ребенок не имеет право учиться в этой школе.
Снимая «Школьный портфель», мы опрашивали на улице прохожих об их отношении к инклюзивному образованию. Специально мы не подбирали людей. Многие люди в первый раз слышали словосочетание «инклюзивное образование» и, поняв, о чем речь, высказывались против обучения своих детей вместе с детьми с ограниченными возможностями. Но те прохожие, учителя, директора школ, кто был «в теме», говорили о своей приверженности такому обучению.
На «Школьный портфель» было много откликов. Они и сегодня появляются. А отношение общества к инклюзивному образованию так и останется неоднозначным…
Сейчас мы занимаемся фильмом по теме «Дети. ВИЧ. Общество». В этом фильме затрагивается тема инклюзивного образования и толерантности к семьям детей с ВИЧ. И, конечно, к самим детям с ВИЧ. Создание этого фильма поддержали такие организации, как Фонд Сорос-Казахстан, Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом, Кластерное Бюро ЮНЕСКО в Алматы, Казахстанский союз ЛЖВ (Людей, живущих с ВИЧ).
Большая часть сцен фильма уже отснята. В ближайшее время планируем новые съемки.
|