электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2013 г.

 

Проекты Фонда Сорос-Казахстан в области инклюзивного образования


15 апреля Фонд Сорос-Казахстан собрал за круглым столом общественные организации, чьи проекты в области инклюзивного образования он поддерживает в настоящее время.

В ходе встречи их лидеры ознакомили участников с результатами своих проектов, нашли общий интерес и возможности для сотрудничества. Ведь работа на сложение сил позволяет достичь синергетического эффекта, когда 1+1>2.

Об этих проектах мы будем рассказывать на страницах нашего журнала. Начнем с победителей конкурса на разработку мини-продуктов, посвященных теме равного доступа к образованию для детей из социально-уязвимых групп. Конкурс проводился в 2011 г.

По итогам конкурса гранты на выполнение проектов получили
- общественное объединение «Солнечный круг» (социальный ролик «Вместе в школу – вместе в жизнь»);
- общественный фонд «AURORA» (документальный фильм «Школьный портфель»).


Вместе в школу – вместе в жизнь

№ 5 (126) май 2013


С. УРАЗБАЕВА, Председатель правления ОО «Солнечный круг», г. Алматы

 

Все началось с того, что в 2007 году моего мужа по службе перевели в г.Москву и наши дети пошли в российскую школу. Там я увидела абсолютно иное отношение к детям, в том числе из социально-уязвимых групп. Школы на практике применяют инклюзивное образование! В нашем классе был мальчик- инвалид, который обучался на дому, но несколько раз в неделю его привозили в школу. И дети относились к нему нормально!

Рабочий момент съемокЭто подтолкнуло мой интерес к изучению деятельности общественных объединений России. Разница между тем, что я видела у себя дома и в Москве, – колоссальная. Совершенно естественно, что когда мы вернулись в 2009 году в Алматы, я инициировала создание общественного объединения «Солнечный круг».

Почему мы не видим инвалидов? Не потому что их нет, а потому что привычная для здорового человека среда является для них труднопреодолимым барьером. Да и общество не радует их своим вниманием. Однажды я была на дне рождения моего племянника. В гости к нему пришли 10 детей, четверо из них – инвалиды (проблемы у всех разные – психическое развитие, слух, ДЦП). Матери этих детей – подруги моей сестры. Им очень тяжело (морально и физически) воспитывать больных детей. Единственный выход – сдать в специнтернат. Но они не хотят этого и никогда не сделают. Они борются за своих детей. Изо дня в день!

А у всех этих детей как на подбор красивые, одухотворенные лица!

Я наблюдала, как дети общаются. Сначала пошло отторжение. Группа здоровых детей собралась в кучку, нездоровые – каждый в своем углу. Матери пытались объединить ребятишек, но получили молчаливый отпор. Лишь спустя некоторое время дети начали проявлять интерес друг к другу.

Когда мы начали искать информацию об инклюзивном образовании, поняли, какая это огромная проблема. Вышли на АРДИ (Ассоциация родителей детей- инвалидов), Центр «Кенес». Раньше мы ничего об этих организациях не знали. После знакомства с ними родилась идея создать социальный ролик для показа в общественных местах. Возник вопрос: а где взять деньги? И тут мы случайно узнали о конкурсе Фонда Сорос-Казахстан, написали проекты, победили!

Со сценарием мучились ужасно. Тема сильно зацепила. А как показать эти эмоции? Перепробовали более десятка вариантов сценария. Поняли – не нужно увлекаться картинкой, нужен «месседж», то есть посыл, важно донести суть инклюзива.

С актерами нам повезло. В АРДИ мы нашли Канагата. Договорились со школой №67 Алмалинского района г. Алматы. Директор школы Темирханова Улжан Хабдуалиевна дала добро на съемку. Поговорили с классом, с родителями. Каждый родитель написал расписку о том, что не возражает против съемок его ребенка в ролике. Очаровал нас физрук школы Турмухамбетов Талгат Алтымбекулы – очень чуткий, внимательный и, что немаловажно, телегеничный мужчина. Когда получили возможность снимать, радовались как дети...

Канагата мы сами возили на съемку. Мама не могла физически, у нее еще трое детей. Мы подружились с семьей нашего героя. Ведь надо было, чтобы родители с легким сердцем отпускали с нами сына. И вот, представьте себе, я забираю ребенка-колясочника с 5 этажа (благо дом построен акиматом специально для инвалидов, в нем просторный лифт и пандусы), усаживаю его в машину, везу в школу, где нет никаких приспособлений. Съемки могут идти долго, ребенок захотел в туалет, его нужно снять с коляски, пересадить. Он уже большой, нас стесняется...

Но, оказавшись «по ту сторону баррикад», мы очень многое поняли для себя. Многое, происходившее в жизни, переосмысливалось по-новому. Когда я училась в КазГУ, у нас на факультете было несколько слепых ребят, в том числе один на нашем курсе. Они держались группой, мало общались с остальными. Своего однокурсника мы побаивались. Ну, представьте себе, вы идете по коридору, а он издалека вас узнает, первым здоровается, называет по имени. Нам было не по себе.

Вначале дети не реагировали на Канагата. Потом выстроилась очередь катать его на коляске. Это был первый контакт. Потом они начали общаться более тесно.

Первый вариант ролика нам не понравился – он был затянут, почти как короткометражный фильм. Пересняли, смонтировали – все хорошо! Были просто счастливы, ведь снимали не для галочки – были настоящие «схватки» и «роды».

А как воспримет ролик зритель? Как обычно у нас смотрят телевизор? Жена на кухне одним глазом следит за готовящимся ужином, другим – за тем, что происходит на экране, муж в зале смотрит футбол по другому каналу. Будет ли ролик эмоционально «цеплять» людей? Мы провели маркетинговое исследование на психо-эмоциональное восприятие. В тесте участвовали 50 человек. Женщины плакали, мужчины отводили глаза. Значит, «цепляет». После этого стали накладывать титры, чтобы наш ролик был доступен и плоховидящим и плохослышащим.

Сначала мы показывали его в общественных местах – в шумных кассовых залах банков, налоговых комитетов, ЦОНов. Чтобы привлечь внимание зрителей, снабдили его бегущей строкой. Когда получили первые положительные отклики, разослали письма на все телеканалы, но ответов не получили. Они нас просто проигнорировали. Вышли на кабельное телевидение и благодаря помощи партнеров смогли договориться с телеканалом «Тан».

Последующие отклики показали, что общество готово принимать информацию о таких людях и проблемах. У зрителей не возникло отторжения. Затем мы сняли второй ролик о мальчике Жене, который оказался в инвалидной коляске после аварии. Это может случиться с каждым, и инклюзивное образование дает таким детям шанс получить образование вместе с остальными детьми.

В ходе общения с партнерами мы узнали, что в Москве проводится Международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Мир без барьеров». Подали заявку на участие на два ролика и получили приглашение.

В Москву мы поехали вместе с Канагатом и его папой. Фонд Сорос-Казахстан оплатил их поездку. Конечно, было сложно. Мальчик первый раз летел в самолете. Четыре часа в воздухе, в туалет не сходишь. Просили ребенка: «Много не пей, потерпи», надели памперсы. На метро тоже с коляской не поедешь. Зато автобусы имеют специальные приспособления. По брусчатке Красной площади коляску трясет, было холодно, Канагат без движения замерз. Зашли в «Макдоналдс» погреться.

К сожалению, до настоящей «безбарьерной среды» для людей с особыми потребностями еще очень далеко и у нас, и в России. Но все равно – позитивных впечатлений у всех нас было больше.

Мы стали победителями в своей номинации!

Мы радовались все вместе, ведь когда ты можешь кому-то помочь – это огромное счастье!


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10